Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 01-02 (7614) 17 - 23 января 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Перемена статуса

Итоги половины сезона

Отдел театра
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля "Берег утопии"

Новый год, как известно, совпадает с полуфиналом текущего театрального сезона. По традиции мы попросили ведущих критиков Москвы подвести промежуточные итоги сценического полугодия. Для размышления им было предложено три вопроса:

1. Событие сезона.

2. Провал сезона.

3. Персона сезона.

Результаты критических раздумий мы предлагаем сегодня нашим читателям.

    

Нина АГИШЕВА, "Огонек":

1. Событие сезона - спектакль-трилогия "Берег утопии" в РАМТе. Дело не только в его художественных достоинствах, хотя они там, безусловно, есть, как и первоклассные актерские работы, дело в мощном творческом импульсе, движении целого театра в сторону смысла, интеллигентности, духовности, то есть в том, что сегодня часто воспринимается как анахронизм. "Берег утопии" доказал, что жизнь человеческого духа на сцене еще существует.

2. Ситуация в Театре имени Вахтангова. Новый главный режиссер снял там старые спектакли, сам ничего не поставил, а поставил на другой сцене (в "Современнике") "Горе от ума", да так, что за вахтанговцев стало еще тревожнее. Целый год этот театр посылал сигнал SOS, который решительно никто не услышал.

3. Для меня персоны нет. Персона всегда означает некую новую тенденцию на сцене, художественное открытие на перспективу, а таковых не наблюдалось.

    

Ольга ГАЛАХОВА, "ДА", "Станиславский":

1. Если речь о первой половине, то сезон удручающе скучен. Наша режиссура словно оцепенела под грузом неразрешимых проблем об автономиях и госучреждениях. Что и говорить! Государственные чиновники предали театры. Это не может не действовать на состояние творцов. Но в подавляющем большинстве спектаклей - ни негодования, ни презрения к социуму, ни сострадания к обыкновенному человеку, ни Кастальского холодного взора на мир и состояние искусства, ни служения, ни вызова традиции.

Возможно, это ощущаешь с особой силой после того, как на Международном фестивале им. А.П.Чехова была представлена ретроспектива спектаклей канадского режиссера Робера Лепажа. Он (если отвечать прямо на поставленный вопрос анкеты) - лучший режиссер и, кстати, прекрасный актер. Лепаж не ставит задачи поставить хороший спектакль, он не переводит слово с языка литературы на язык театра, а возрождает причину, контекст своих переживаний, приобщает к душе, которая тоскует и улыбается, оплакивает и радуется.

Столь же сильное впечатление все от тех же канадцев на том же фестивале от спектакля "Дождь" цирка "Элуаз", режиссер Даниеле Финце Паска. Цирк на театральной сцене - трогательная исповедь режиссера о погибшем циркаче. Этой поэзии цирковые трюки не мешают, а усиливают, пробуждают чувство нежности к миру и опять же восхищения мастерством.

Из отечественных рекордов назову убедительный оперный режиссерский дебют Валерия Фокина - его постановку в Большом "Пиковой дамы" П.И.Чайковского.

Чуть ли не единственный, в чьих постановках присутствует последовательность поиска эксперимента, - Валерий Панков и его группа "SounDrama". В этом сезоне он доказал, что ему и его команде под силу поэзия Цветаевой - совместный с французами спектакль "Молодец" - и Гоголь с "Вечерами на хуторе близ Диканьки" (спектакль "Гоголь. Вечера"). От этих работ веет надеждой будущего, это, как говорят в спорте, - прыжок с запасом.

Кстати, звук стал сюжетом еще в одном гастрольном зарубежном спектакле, достойном упоминания - "Фама" Кристофа Марталера.

2. "Обрученные" в Моссовете - глобальное разочарование, "Человек, зверь и добродетель" в Театре Пушкина - печальное разочарование. Попытка сделать кассовый спектакль требует больших затрат.

3. Маргарита Эскина. Неужели Дом актера театральная общественность позволит сдать? Неужели Россвязьохранкультура, лишившись своего особняка - в него хозяином въехал Фонд им. Б.Н.Ельцина, - уплотнит Дом актера, который поддерживал Бориса Николаевича, когда тот еще не был президентом?

    

Елена ГРУЕВА, "Time-Out":

1. Гастроли Лепажа в рамках Чеховского фестиваля.

2. Если года, то "Бальзаминов" ("Сатирикон"), а если сезона 2006/07, то "Антоний и Клеопатра" ("Современник").

3. Валерий Иванович Шадрин, который провернул колоссальный Чеховский фестиваль этого года.

    

Марина ДАВЫДОВА, "Известия":

1. Думаю, ушедший год был годом гастролей и фестивалей. Всех приехавших и поразивших воображение не перечислить. Назову лишь некоторых - Робер Лепаж (он, конечно же, - "номер один"), Мэтью Боурн, Филипп Жанти, Эймунтас Някрошюс, Жоэль Помра, Алан Платель, Ромео Кастеллуччи, Кристоф Марталер, Мартин Вуттке... Рядом с этим гастрольно-фестивальным пиршеством российская театральная жизнь и конца прошлого сезона, и начала нынешнего в общем и целом кажется весьма пресной. В ней, конечно, тоже случаются свои радости, но масштаб событий все же несопоставим. Мы становимся потихоньку фестивальной столицей Европы, театральной столицей, похоже, уже не являемся.

2. Чтобы не отвечать на этот вопрос традиционно (ах, у нас столько дряни ставят, всего и не упомнишь!), отвечу иначе. Почти все спектакли главных театральных нюсмейкеров старшего поколения в этом сезоне можно считать если не провалами, то уж точно неудачами. И Адольф Шапиро с премьерой по роману Рея Брэдбери, и Кама Гинкас с постановкой "Роберто Зукко", и Марк Захаров с "Женитьбой", и Петр Фоменко с "Бесприданницей", и даже наиболее любопытная из нашумевших премьер "Горе от ума" Римаса Туминаса разочаровали, а то и повергли в уныние. Но беда не в этом (каждый из названных режиссеров давно уже сказал свое слово в искусстве и занял место на театральном Олимпе, и если он поразит нас еще театральными свершениями, это имеет смысл рассматривать как чудо, а не как закономерность). Подлинная беда в том, что молодых людей, желающих и способных взобраться на этот самый Олимп, катастрофически мало. И кажется, что от сезона к сезону их становится все меньше и меньше.

3. Персонажей много, а вот персон что-то не припомню...

    

Роман ДОЛЖАНСКИЙ, "Коммерсантъ":

1. Мне кажется, первая половина театрального сезона прошла под знаком фестивалей и гастролей. Будучи причастным к организации некоторых из них, не считаю себя вправе нахваливать (или, напротив, ругать) те или иные гастроли. Но думаю, что показы спектаклей Кристофа Марталера, Ромео Кастеллуччи, Алана Плателя, Жоэля Помра, Льва Додина оказали благотворно-возбуждающее воздействие на нашу театральную среду. Что касается собственно череды столичных премьер, порадовался на самодельном, полудомашнем студенческом спектакле "Optimus Mundus" в "Школе драматического искусства" - чистое удовольствие, вне мутных размышлений о судьбах театрального искусства и перераспределении театральной недвижимости.

2. Последний спектакль особенно порадовал на фоне спектаклей наших уважаемых мастеров, которые, видимо, растерянны и вообще находятся не в лучшей форме ("Женитьба" Марка Захарова в Ленкоме, "Роберто Зукко" Камы Гинкаса в ТЮЗе, "Бесприданница" Петра Фоменко). Дай им Бог здоровья и творческих озарений во второй половине сезона!

Насыщенность фестивального рынка имеет и оборотную сторону: оказывается, - вот до чего дожили! - что найти деньги на привоз спектаклей иногда легче, чем зрителей, которым эти выдающиеся произведения интересны. Одно из самых пугающих зрелищ сезона - полупустой зал (и это при том, что в нем всего мест 200 было) на немыслимо затратной "Фаме" Марталера. Какой-то продюсерский нонсенс: не найти в 12-миллионном городе пять сотен ценителей сложной современной музыки и минималистской режиссуры всемирно известного постановщика.

    

Ольга ЕГОШИНА, "Новые Известия":

1. Было несколько ярких и очень существенных фестивалей. Грандиозный Чеховский фестиваль, который, наконец, познакомил нас с миром Робера Лепажа. Фестиваль "Балтийский дом" со спектаклями Някрошюса: такая ретроспектива великих постановок дает заряд на годы. Из премьер сезона могу выделить "Жизнь и судьбу" - спектакль из категории "событий" не только внутри-театральных, но общекультурных. Честно говоря, к требованиям к будущему Президенту России добавила бы обязательство посмотреть постановку по Гроссману ("повернуть зрачки глазами в душу" - эту задачу сейчас мало какие произведения искусства на себя берут).

2. Провалов было столько, что театральный пейзаж все больше напоминает поле боя после бомбежки. Удивительнее всего, что наши зрители смотрят то, что они смотрят, и еще продолжают ходить в театр. Это уже героизм.

3. Персоной сезона можно назвать Эймунтаса Някрошюса, чье 55-летие широко отметили в Питере. Но он скорее - Персона и радость нашего театра последние лет этак 25. А Персоной сезона, видимо, стал Робер Лепаж, открывший нам какой-то новый и увлекательный мир, - свою Канаду.

    

Марина ЗАЙОНЦ, "Итоги":

1. Про первую половину сезона что сказать? Она удручает. И это еще мягко сказано. До Нового года премьер в Москве не так уж много случилось, большая их часть никуда не годится. Тоска одна. Критерии сбились окончательно, критики теперь, заметив крупицы таланта, готовы возносить их носителей до небес. Радость-то какая, человек профессией владеет! В самом начале сезона, помню, "Затоваренную бочкотару" в "Табакерке" мы, не скажу ругали, но ведь и не поощрили как-то особенно. А через полгода вспоминаешь спектакль с большим, знаете ли, уважением. И сыграно азартно, и поставлено изобретательно. Чего ворчали, спрашивается? Крупности там нет, видите ли. А где она теперь есть-то? Место назовите. Еще могу "Шведскую спичку" в Театре Наций отметить, прелесть что за штучка. Как говорится, пустячок, а приятно - все те же слова "азарт и изобретательность" произнести можно. И в "Горе от ума", Римасом Туминасом в Театре "Современник" поставленном, живость есть, пусть и брошенная как будто наобум, без внятности цели. Что ни говорите, по нынешним временам и это (живость то есть) обязательное в искусстве качество - редкость. Из виденных спектаклей (это надо подчеркнуть, не все посмотреть получилось) громкое слово "событие" подходит разве что к "Берегу утопии" в РАМТе. Масштабный спектакль (точнее, три спектакля разом) Алексея Бородина - из разряда поступков, которые с каждым новым сезоном в цене повышаются. Три многословные (это еще слабо сказано) и, что называется, абсолютно не зрелищные пьесы Стоппарда Бородин поставил как-то очень ясно, стильно, с большой любовью и сердечностью. Он героев этих, немодных нынче (Герцена с Белинским и всех остальных), как родных полюбил, но самое главное - зрителя к ним обратил, заинтересоваться вынудил. Их жизнь и их идеи на обозрение зала представил, в размышления втянул. Такие вещи теперь на вес золота ценить надо. Ну и еще одно событие - фестиваль спектаклей Эймунтаса Някрошюса на "Балтийском доме" в Питере. И в Москву два его спектакля на "Сезон Станиславского" приезжали.

Ну вот и начало нового года обнадеживает Петр Фоменко наконец-то "Бесприданницу" выпустил. Спектакль пока не устоялся, дыхания не набрал, но уже и сейчас звучит современно и как-то очень молодо. Отлично Евгений Цыганов Карандышева играет. У Фоменко до сих пор женщины, чудные его актрисы, всех затмевали. А тут все наоборот. И абсолютно неожиданная Лариса у Полины Агуреевой получилась, ни на какие наши представления об этой героине не похожа.

2. Если начать перечислять, места не хватит. Впрочем, большинство спектаклей в памяти не задержались вовсе, ухнули в этот провал между "Утопией" и "Горем от ума" без остатка. Стоит ли их оттуда вытаскивать?

3. Само собой, Алексей Бородин и Эймунтас Някрошюс.

    

Григорий ЗАСЛАВСКИЙ, "Независимая газета", "Станиславский":

1. Назову два, пусть и разных по масштабу и откликам. "Горе от ума" в "Современнике" - по неадекватности, на мой взгляд, оценки, спектакль, удавшийся не во всем и, наверное, не завершенный на уровне замысла, затем и воплощения, но все равно - значительный, на мой взгляд. Все равно - событие, на которые так бедна наша московская театральная жизнь. Другой - "Берег утопии", махина, просто махина, с какой стороны ни взглянуть. И - вышло ведь, что кажется почти чудом. Так спокойно и весомо, серьезно и - легко. Еще назову роль - Зельдин в "Дядюшкином сне".

2. По мне, это "Зукко", не потому, что так плохо, а потому, что ждалось много большего. Может, еще будет?..

3. Алексей Бородин.

    

Павел ПОДКЛАДОВ, РТВ "Подмосковье":

1. Главная приятная новость первой половины сезона - введенное в эксплуатацию новое здание "Мастерской П.Фоменко". "Зрительских" радостей в первой половине сезона было мало, хотя некоторые работы вызвали уважение. В первую очередь спектакль "Берег утопии" Тома Стоппарда - Алексея Бородина в РАМТе, поразивший грандиозностью замысла и объемом работы. Лучшим, на мой взгляд, был Илья Исаев в роли Герцена. Привлек внимание спектакль Римаса Туминаса "Горе от ума" в "Современнике", хотя порой казалось, что режиссер сам запутался в собственных "ребусах" и символах. Порадовал тонкий и умный Владислав Ветров в роли Молчалина. Спектакль Адольфа Шапиро "4510 по Фаренгейту" в Театре "Et Cеtera" удивил ранее не свойственным режиссеру-эстету прямодушным публицистическим высказыванием. Не уверен, однако, что проза Брэдбери полувековой давности остается актуальной для наших дней. Приятные ощущения вызвал спектакль студии "Sound drama" Владимира Панкова "Гоголь. Вечера". Тем печальнее разочарование "экспортным" зрелищем той же команды под названием "Молодец". Хотелось бы отметить активность Театра Наций. Хотя отнюдь не все, что предложено зрителю этим театром в первой половине сезона, вызвало оптимизм. "Шведская спичка" режиссера Никиты Гриншпуна - спектакль милый, веселый, порой трогательный. Порадовало то, что в Театре "Около", до сих пор ютящемся после пожара на своей Малой сцене, подрастает и крепнет новое поколение. Во всяком случае, ввод юных питомцев Юрия Погребничко в спектакль "Странники и гусары" дал этому своеобразному зрелищу новый импульс.

2. Разочарований было немало. Спектакль Театра Наций "Кармен. Исход", поставленный Андрием Жолдаком, чуть не вывел из строя нервную систему. Жаль талантливую актрису Марию Миронову, достойную гораздо лучшей участи, чем палящая из пистолета мрачная и рефлексирующая проститутка и наркоманка по имени Кармен, превращающаяся в старости в стервозную кусачую бабку. Ужаснул "Гамлет" Гарольда Стрелкова. Остается загадкой, что хотел сказать зрителям режиссер, осмелившийся взяться за "пьесу пьес". "Женитьбу" Марка Захарова в одной рецензии назвали "бенефисом народных артистов". Но можно было бы, используя молодежную терминологию, назвать ее "оттягом" народных артистов. При этом хочется отметить чувство меры и талант Виктора Ракова, "вихревую" сваху Татьяны Кравченко и (прошу прощения за сленг) "прикольную" Агафью Тихоновну в интерпретации Александры Захаровой. Перед Новым годом угодил на спектакль Театра на Перовской "Без вины виноватые", поставленный его руководителем Кириллом Панченко. Этот театр, как известно, находится в столице, хотя и в некотором отдалении от ее центра. Но на спектакле иногда казалось, что ты попал в самодеятельный коллектив некоего районного центра.

3. Надежды на будущее связаны с любимыми режиссерами - Петром Фоменко, Камой Гинкасом, новые спектакли которых в "отчетном периоде" еще не видел, а также с творчеством Юрия Погребничко, Алексея Левинского, Миндаугаса Карбаускиса, Дмитрия Крымова, Юрия Бутусова.

    

Марина ТИМАШЕВА, радио "Свобода":

1. "Берег утопии" Тома Стоппарда в Российском Академическом Молодежном театре. Я горжусь РАМТом. То, что сделал театр, называется подвижничеством и совсем не соответствует сегодняшней конъюнктуре. Правда, в самом слове "подвижничество" есть что-то тяжелое, грузное, а спектакль вышел легким и стремительным. Давно не приходилось видеть, чтобы большая сцена казалась полностью заполненной даже тогда, когда на ней всего два-три человека, давно никто не поражал воображение таким разнообразием мизансцен. Давно не приходилось видеть на одной сцене такого количества молодых прекрасных лиц, такой актерской самоотдачи, такой собранной и честной в работе компании. Недаром на премьере лучилось счастливым светом лицо самого сэра Стоппарда, недаром при слове "Россия" по всему миру вспоминают не только великих писателей, но - о чем не мечтал и Белинский - и великих людей театра.

Конечно, невозможно обойти вниманием фестивали Фонда Станиславского, "Новый европейский театр", "Датский акцент "Балтийского дома", но самое существенное сделал тот же "Балтийский дом" в Петербурге. Он провел Фестиваль "Весь Някрошюс" и предоставил нам, счастливчикам, возможность за семь дней увидеть семь спектаклей великого мастера. Семь шедевров за семь дней.

Грандиозное сочинение Родиона Щедрина "Очарованный странник" в концертном исполнении силами Мариинского театра на сцене Московской филармонии.

Сильное впечатление произвело выступление на конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова его лауреата Георгия Дмитриева из Театра "Ильхом" - вокалист отличный, и драматически одарен несказанно.

2. Провал - это что-то масштабное. Такого я не наблюдала. Просто очень много плохих и бессмысленных спектаклей. Уж лучше бы - провал.

3. Алексей Бородин, руководитель РАМТа и - давно пора это сказать - выдающийся режиссер и педагог.

    

ОТ РЕДАКЦИИ

В нашем анкетировании приняли участие десять столичных театральных обозревателей. И хотя единомыслия на сей раз между ними не наблюдалось (в частности, в оценке конкретных спектаклей), все же нечто общее вычленить можно. Практически каждый отметил удивительную скудость текущего сезона на подлинные театральные события. В результате некоторые поневоле отвлеклись от хронологии и углубились в летние воспоминания о Чеховском фестивале, который действительно подарил зрителям немало творческих откровений и новых знакомств. Кстати, стоит согласиться с Мариной Давыдовой в том, что Москва постепенно обретает статус фестивальной столицы, одновременно утрачивая театральные приоритеты. Ведь помимо вышеупомянутого Чеховского, в последние месяцы в столице прошло еще немало ярких театральных форумов. И, может быть, именно на этом фоне собственная московская театральная жизнь и показалась скучноватой.

Что же касается столичных событий, то здесь в безусловные лидеры выбился спектакль-трилогия РАМТа "Берег утопии" по пьесам Тома Стоппарда в постановке Алексея Бородина - за серьезность намерений и достойное качество их воплощения. Не менее событийной и в то же время наиболее спорной оказалась постановка Римаса Туминаса "Горе от ума" в "Современнике", оказавшаяся в нашем рейтинге как в категории "событий", так и в "провалах". Прочие же удачи вряд ли можно счесть абсолютными, поскольку они все же демонстрируют вкусовые пристрастия обозревателей, единично всплывая в той или иной анкете. Здесь стоит назвать спектакли Владимира Панкова "Молодец" и "Гоголь. Вечера", "Optimus Mundis" в "Школе драматического искусства", "Жизнь и судьбу" в Малом драматическом театре - Театре Европы, "Затоваренную бочкотару" в "Табакерке", "Шведскую спичку" в Театре Наций.

Среди режиссеров, чьи спектакли вызвали полярные суждения, на сей раз, по мнению критики, лидируют признанные мастера: Марк Захаров с "Женитьбой" в "Ленкоме", Кама Гинкас с "Роберто Зукко" в МТЮЗе, Адольф Шапиро с "4510 по Фаренгейту" в Театре "Et Сetera", Петр Фоменко с "Бесприданницей" в своей "Мастерской" и упомянутый Римас Туминас с "Горем от ума". Впрочем, конечно же, здесь стоит говорить всего лишь о не слишком очевидной удаче конкретного спектакля в контексте всего творчества признанных режиссеров. И если дополнить этот список другими неудачными постановками вроде "Обрученных" Виктора Шамирова в Театре имени Моссовета или спектакля "Человек, зверь и добродетель" Михаила Бычкова в Театре имени Пушкина, то на подобном фоне вышеназванные "провалы" покажутся безусловными шедеврами.

Что же касается персон, то здесь все же лидерство держат иноземные мастера, возглавляемые Робером Лепажем. Из наших, понятное дело, победителем стал художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин. В списке также - Маргарита Эскина и Валерий Шадрин.

В целом же возникает ощущение некой театральной паузы, которая очень редко прерывается каким-либо любопытным событием. Причем паузы обидно затянувшейся. А поскольку природа не терпит пустоты, то ее весьма успешно заполняют прекрасные образцы европейского театра. Других посмотреть - это, конечно же, здорово. Но все же хочется, по старой привычке, и себя показать.

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;