Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7633) 29 мая 2008 - 4 июня 2008 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
История"В час кончины в кремлевских палатах ощущалось благоухание..."Блаженные, святые и юродивые на русском престоле Иван Крылов Отравил ли Сальери Моцарта, страдал ли Наполеон от насморка при Ватерлоо, строил ли Потемкин "потемкинские деревни"? Многие так называемые "общеизвестные" факты истории на самом деле - мифы, не имеющие никакого отношения к действительности. Русская история особенно богата на мифы, в первую очередь - рубежные эпохи, такие, как правление Грозного или Смута. Иногда мы знаем их творцов, что называется, поименно, иногда автором был сам народ. Мифы могли прославить человека в веках, как это случилось с Иваном Сусаниным, или навсегда испортить репутацию (лучший пример - Борис Годунов и его "мальчики кровавые в глазах"). Неизвестный Юрий: от наследника престола до "атамана Кудеяра ". Начиная с Николая Михайловича Карамзина, историки делят правление Ивана Грозного на два периода: блестящее начало, время реформ и славных побед, и вторая половина царствования - опричнина, "большой террор", военные поражения и разруха. Мало кто обращает внимание на то, что этот "водораздел" точно совпадает с годами жизни неприметного на первый взгляд исторического персонажа - великого князя Юрия Васильевича. О младшем брате московского тирана мало что известно даже профессиональным исследователям. Сведения необходимо выискивать буквально по крупицам из летописей. Детство Юрия - настоящий калейдоскоп загадок. Вот как описывал это время Грозный: "Остались мы круглыми сиротами - никто нам не помогал... Нас с единородным братом моим Георгием начали воспитывать как чужеземцев... Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Сколько раз и поесть не давали вовремя..." После внезапной смерти второй жены Василия III великой княгини Елены Глинской ее детей - Ивана и Юрия - держали, как "убожайшую чадь". Вероятнее всего, Ивана при московском дворе не признавали наследником престола. Боярская знать считала его настоящим отцом князя Ивана Федоровича Овчину-Оболенского, бывшего дружкой Глинской на ее свадьбе, где он должен был "колпак держать, с князем в мыльне мыться и у постели с князем спать". Первым предал эту семейную историю широкой огласке барон Сигизмунд Герберштейн. В своих "Записках о Московии", увидевших свет в 1549 году, посол австрийского императора рассказывал: "...сразу по смерти государя вдова его стала позорить царское ложе с неким [князем] по прозвищу Овчина". От порочащих его слухов Иван IV отбивался всю жизнь. Использовал для этого пропагандистский аппарат целого государства - главный идеолог его правления Иван Пересветов вынужден был доказывать, что царь "произошел от сердечных молитв ко Господу отца своего государя великого князя Василия Ивановича всея Руси и матери его благоверныя великия княгини Елены о умножении плоду царского". Доказательство "незаконнорожденности" Грозного видели в плохой наследственности, которую династия Калиты якобы приобрела от Овчины-Оболенского (в роду фаворита были случаи психических расстройств и эпилепсии). Как известно, царь Иван Васильевич в детстве был болезненным ребенком. Его брата Юрия и вовсе считали слабоумным - "не смыслен и прост и на все добро не строен". Современные историки не сходятся только в диагнозе: одни называют его идиотом, другие - глухонемым с рождения. Но кто первым поставил диагноз? Оказывается, главный русский политэмигрант - князь Андрей Курбский. Он упоминает, что Юрий был "без ума, без памяти и бессловесен, как див". (Значение этого слова неясно. Возможно, здесь скрыта какая-то тайна, ведь в славянской мифологии див - воплощение бога Сварога, которого бессловесным как раз и не назовешь. Память об этом существе сохранило "Слово о полку Игореве": "див кличет вверху дерева".) Курбский вел против Грозного беспощадную информационную войну, в которой все средства хороши. Все имеющиеся в нашем распоряжении факты противоречат версии о неполноценности Юрия. Известно, что младший сын Василия III получил хорошее образование - его воспитателем был боярин Степан Колычев, отец знаменитого Филиппа Колычева, будущего московского митрополита и святого. Юрий Васильевич сопровождает старшего брата в "инспекционных" поездках по стране, ходит в походы. Юрий принимает участие в коронации Ивана - держит шапку Мономаха. Он участвует в работе всех Земских соборов. На приемах иностранных послов сидит "в одном ярде" от царя. Когда в 1552 году Иван IV отправился покорять Казань, он оставил брата "ведать Москву" (что по терминологии того времени означало управлять страной), а заодно заботиться о молодой царице Анастасии Романовне, которая была беременна первенцем - Дмитрием. Понятно, что глухонемому идиоту такое ответственное дело не поручили бы. "Юрия никогда не рассматривали в качестве наследника престола", - пишет известная британская исследовательница той эпохи Исабель де Мадариага. Верно, но только потому, что наследниками являлись сыновья Ивана IV. Во время династического кризиса 1553 года, когда Иван Васильевич опасно заболел, Юрий, по всей видимости, поддержал присягу малолетнему племяннику Дмитрию. В качестве награды он получил крупный удел, включавший Углич, Калугу, Малоярославец, Медынь, Мезецк, которым управлял до самой смерти. Юрий располагал собственным двором, боярами (при его дворе начинали карьеру Годуновы) и внушительной вооруженной свитой. Когда в 1554 году у Ивана IV родился сын Иван, опекуном назначили князя Владимира Андреевича Старицкого, но после смерти царевича тот должен был повиноваться Юрию. Вскоре после женитьбы на Анастасии Иван предложил и брату выбрать себе спутницу жизни. (В семье московских великих князей это являлось признаком особого расположения: отец и дед Грозного запрещали своим младшим братьям жениться, опасаясь проблем с престолонаследием. Видимо, Юрий таких опасений не вызывал.) Иван приказал боярам и князьям доставить в Москву дочерей; в ходе смотрин выбор Юрия пал на Ульяну Палецкую из древнего рода стародубских князей-рюриковичей. По свидетельству современников, Ульяна Дмитриевна Палецкая отличалась замечательным умом и сердечностью. Свадьба Юрия и Ульяны состоялась 3 ноября 1547 года. (Помимо самого царя, на свадьбе на первых ролях выступали Алексей и Данила Адашевы, руководители Избранной рады, фавориты Ивана IV, а возможно, близкие друзья его брата.) Вскоре у Юрия родился сын Василий, но ребенок умер в возрасте одиннадцати месяцев. "И о сем государю скорбь была немалая..." - отмечал летописец. Грозный любил Юрия, заботился о нем, дарил ему подарки. Так, в 1560 году построил ему в Кремле роскошные каменные палаты с домовой церковью - Введенским приделом Николо-Гостунского храма (святитель Николай почитался покровителем счастливого супружества). После освящения придела царь вместе с митрополитом Макарием пожаловал на новоселье и пировал там. Скончался Юрий Васильевич в 1563 году в возрасте тридцати лет. Мы не знаем причину смерти. Юрий был физически крепким человеком - с малых лет он увлекался охотой на медведей, месяцами путешествовал по отдаленным северным монастырям... Похоронили Юрия пышно - в усыпальнице московских правителей - Архангельском соборе. На его надгробии выбили надпись: "Лета 7072 ноября в 25 преставися благоверный князь Георгий Василевич Московский на память святаго священномученика Климента папы римскаго и Петра Александрийскаго". Подводя итог этой короткой жизни, отметим, что самим фактом своего существования Юрий гарантировал спокойствие и стабильность режиму Ивана IV! Во всяком случае, уже через год после смерти Юрия Васильевича Грозный покинул Москву и отъехал в Александровcкую слободу. Над Россией опустилась ночь опричнины... Но история на этом не закончилась. Наш герой получил второе рождение - в легендах и преданиях. В смерти Юрия народ обвинил... царя. Пошли слухи, что Иван Грозный получил донос, будто бы брат хочет его убить, и приказал тайно его умертвить. Но слуги, которым была поручена казнь, не выполнили приказ. Вместе с Юрием они бежали к турецкому султану. Там он принял мусульманскую веру и был наречен Кудеяром. Эту легенду использовал в своем романе "Кудеяр" историк Н.И.Костомаров. Славу Кудеяр заслужил не только набегами и грабежами, которые наводили страх на жителей южных русских рубежей. В народных сказаниях легендарный разбойник выступает отечественным двойником английского Робин Гуда: грабит бояр и царских воевод, раздает деньги бедным. К тому времени настоящий Юрий несколько лет как покоился в Архангельском соборе Московского Кремля, поэтому не исключено, что легенды про "доброго царя" являются отголосками недошедшего до нас первого "опыта" самозваничества, - загадочного явления, которое, по выражению В.О.Ключевского, "стало хронической болезнью" русского государства. Неизвестный Василий: история с переодеванием . В прошлом году Россия отметила 450-летие преставления святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого. О жизни знаменитого московского чудотворца не сохранилось почти никаких достоверных сведений, однако это не помешало Русской православной церкви создать его исчерпывающее жизнеописание. Итак, согласно житию, Василий родился в 1469 году в подмосковном селе Елохове в крестьянской семье. Родители (отца звали Иаковом, а мать Анной) отдали мальчика в обучение сапожному мастерству. С ранних лет у него обнаружился дар предвидения. Однажды к хозяину Василия пришел человек и попросил сделать сапоги, которые прослужили бы несколько лет. Василий улыбнулся. На вопрос хозяина, что это значит, подмастерье заявил, что человек, заказывавший сапоги, назавтра умрет. Так и случилось. Шестнадцати лет Василий оставил хозяина и начал подвиг юродства - стал бродягой, зимой и летом ходил без одежды (поэтому его называют еще и Василием Нагим), часто притворялся лишенным дара речи. В XV веке "юродство стало русским национальным явлением", - писал академик А.М.Панченко. О русских юродивых с немалым удивлением рассказывали иностранные путешественники - Сигизмунд Герберштейн, Джером Горсей, Джильс Флетчер. Современники отмечали буйное поведение Василия на московских рынках - чудотворец "Христа ради буйственным жил житием": уничтожал товары, принадлежащие торговцам, заламывающим грабительские цены. В дома добродетельных с виду горожан швырял камни. Однажды царь дал Василию мешок с золотыми - он вручил целиком всю сумму иностранному купцу, которого ограбили московские тати. Оказалось, что купец три дня ничего не ел, но не решался просить милостыню. На пиру царь пожаловал юродивого кубком с вином - он вылил его в окошко, объяснив, что таким образом тушит пожар в Великом Новгороде, который действительно случился в это время. Наконец Василий решился даже разбить чудотворный образ Богоматери в церкви у Варварских ворот - оказалось, на этой доске под святым изображением нарисована "дьявольская харя". "Дьявола он всегда умеет раскрыть во всяком образе и всюду его преследует", - с восхищением писал о Василии один из церковных историков. Возможно, именно поэтому современники отмечали, что Иван Грозный чтил Василия Блаженного "яко провидца сердец и мыслей человеческих" и боялся его. Действительно, "главный юродивый Москвы" был на особом положении. Все двери были перед ним открыты: он мог свободно заходить в царские или княжеские хоромы. Когда Василий умирал, к его одру пришли митрополит Макарий и сам царь с сыновьями Иваном и Федором. Блаженный и тут отличился: предрек царствование младшему сыну Грозного, которому на тот момент было всего три (!) месяца. Скончался Василий 2 августа 1557 года. По легенде, от тела его распространилось по Москве сказочное благоухание. По той же легенде, сам Иван Грозный сочинил тропарь и кондак Василию, предвидя близкую канонизацию юродивого! Это явная неправда. Житие Василия Блаженного сложилось только в XVII веке. Наиболее ранним источником, сообщающим о Василии, является "Книга степенная царского родословия" (1563), а первое житие составили только в 1589 году. По мнению философа и историка Г.П.Федотова ("Святые древней Руси"), "многословное и витиеватое житие Св. Василия не дает никакого представления о его подвиге. Народная легенда полна исторических небылиц и хронологических несообразностей". Начнем по порядку. В наиболее ранних текстах жития о времени рождения святого точных сведений нет. Ничего не говорится о возрасте, в котором скончался Василий. О родителях ничего не известно, кроме того, что они испросили себе ребенка молитвами (отметим это обстоятельство!). Зато хорошо известно, что погребение блаженного проходило при участии "царей и князей", всего двора и многих жителей Москвы. Заметим, что с такой пышностью хоронили лишь членов царской семьи, например, саму царицу Анастасию - в 1560 году или брата царя Юрия - в 1563-м... Ведущий отечественный историк Р.Г.Скрынников писал об этом времени: "Главное затруднение, с которым сталкивается любой исследователь XVI века, связано с крайней скудностью источников. Чтобы решить задачу со многими неизвестными, историки принуждены выстраивать длинные ряды гипотез". Одну из таких гипотез, вызвавшую волну возмущения в профессиональной среде, выдвинул известный математик, академик А.Т.Фоменко. Он предположил, что под именем Василия Блаженного в русской истории скрывается... не кто иной, как сам Иван Грозный! По его мнению, само слово "Василий" означало "царь" (базилевс). К тому же связь между покорителем Казани Иваном IV Васильевичем и Василием Блаженным, якобы, подтверждается тем, что мощи святого были перенесены в Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного), который был построен на Красной площади в честь победы Грозного над Казанским ханством. Согласно реконструкции А.Т.Фоменко, в 1553 году Грозный смертельно занемог, а когда выздоровел, то отказался от престола, передав его сыну Дмитрию, "ушел в юродивые" и через несколько лет скончался. Для того, чтобы свести концы с концами, авторы "новой хронологии" предположили, что под именем Ивана IV в русской истории действовали аж четыре царя (он сам, его сыновья Дмитрий и Иван, а также его дядя Симеон). Но как быть со свидетельствами летописцев, которые своими глазами видели, как сам Грозный с ближними боярами несли гроб Василия Блаженного "на главах своих"? Гипотеза А.Т.Фоменко ничем не уступает другим "открытиям" академика, например, что князь Александр Невский и хан Батый - одно и то же лицо? а Иисус Христос жил в XI веке и умер в Константинополе. Предложим свою версию. И надеемся, что православные читатели нас простят. Это была грандиозная мистификация - карнавал, затеянный царем Иваном. Маска блаженного (мы еще вернемся к тому, что это была за маска!) в гардеробе Грозного лежала на одной полке с одеянием "смиренного игумена братства Александровской слободы", которое царь примерил чуть позже - в 1564 году. Склонность Ивана Васильевича к экстравагантному шутовству проявилась и позднее - например, в истории с касимовским царем Симеоном Бекбулатовичем, которого Грозный провозгласил правителем государства. Академик Д.С.Лихачев отмечал, что "маскарад был вполне в духе Грозного". Достаточно вспомнить его челобитные Симеону, которые он подписывал так: "Иванец Васильев со своими детишками с Иванцем да с Федорцем челом бьет". Идея с переодеванием, по всей видимости, возникла у царя под влиянием святочных "игрищ", на которых "и святых нарицают". Как отмечал академик А.М.Панченко, современники осуждали склонность Грозного к "богомерзким игрищам", а боярин князь Михаил Репнин-Оболенский заплатил жизнью за отказ плясать на царском пиру в маске со скоморохами. Возможно, какую-то роль сыграли и примеры из древней истории, о которых Грозный, несомненно, читал: например, что император Нерон переодевался простолюдином и бродил по улицам Рима... Несколько слов о выборе "личины". Философ-славянофил И.В.Киреевский писал, что "русский человек более золотой парчи придворного уважает лохмотья юродивого". Был ли царь Иван Васильевич циником, использовавшим церковь в своих целях, ханжой и лицедеем или носителем подлинного благочестия? Возможно, Иван считал, что таким образом подражает Христу, который, по формуле апостола Павла, "...уничижил Себя Самого, приняв образ раба". Известно, что в начале 1550-х годов Иван IV стал проявлять необыкновенную набожность: "Сильвестр заронил в душу Грозного искру религиозного фанатизма, - отмечает Р.Г.Скрынников. - Приобщение к религии внесло большие перемены в жизнь дворца. Англичан, посещавших страну в то время, поражали многие привычки московского государя... Царь чуждается грубых потех, не очень любит охоту, зато находит удовольствие в богослужениях". Напротив, академик Д.С.Лихачев считал, что "Грозный выворачивал христианский культ наизнанку... Демонстративно выставляя свою ортодоксальность во всех официальных случаях, он вместе с тем был склонен к кощунству, к высмеиванию этого же культа". В 1557 году царь Иван Васильевич устроил кощунственную имитацию похорон "главного московского юродивого". Возможно, игра в Василия Блаженного ("блаженного царя") наскучила ему несколько раньше. Например, в одном московском летописце указывалось: "Лета 7064 (1557) мая 29 народися царевич Иван, да преставися Василей оуродивый Московский" (возможно, летописец ошибся - в этом году родился не Иван, а Федор Иванович. - И.К.). Но даже после "погребения" Василия Блаженного царь не угомонился! Об этом может свидетельствовать следующий факт. В святцах упоминается еще один святой - московский чудотворец Иван Блаженный (кстати, послуживший А.С.Пушкину прообразом юродивого Николки в "Борисе Годунове"). О нем известно немного, кроме того обстоятельства, что после смерти его останки по указу царя Федора Ивановича с великой честью захоронили все в том же Покровском соборе! Василий Блаженный обличал Грозного за его жестокое обращение с подданными, Иван Блаженный также критиковал правителя. Василий получил прозвище "нагоходец", блаженный Иван также ходил по городу обнаженным. Оба юродивых носили железные вериги, оба выступали в роли пророков (в 1580 году Иван предсказал великую Смуту и нашествие поляков). Интересно еще одно обстоятельство: Иван Блаженный вошел в историю под именем "Большой колпак" или "Железный колпак" - по головному убору, который он носил не снимая. Этот колпак очень походил на знаменитую "железную маску" (на самом деле черную бархатную), описанную в романах Александра Дюма! Можно как угодно относиться к этой версии, но есть несколько вопросов, на которые официальная историография ответить не может. Итак. Случайно ли о блаженном Василии впервые упоминается именно в "Степенной книге", которая была написана в 1563 году по приказу Ивана IV как официальная история московских государей из рода Рюрика? Каким образом "нагоходца" допускали к службам в Успенском соборе, совершаемым самим митрополитом Макарием? Почему без участия Василия в Москве не происходило ни одного более или менее важного события? Почему в похоронах юродивого участвовала вся царская семья и сам "преосвященный Макарий митрополит со священным Собором псалмы и песни надгробные певше над мощами святого"? Почему, по мнению простого народа, святой Василий "отвечал" за победы русского оружия: "царскому воинству [ты] будь над неприятелем победа и одоление"? Случайно ли собор Василия Блаженного посвящен святым, имеющим отношение к царствующей династии (например, юго-западный придел Варлаама Хутынского связан с почитанием памяти отца Грозного великого князя Василия III, который перед смертью принял постриг под именем Варлаама)? С какой стати московского юродивого почитали как своего покровителя иностранные купцы, торговавшие с Россией? Почему летописные свидетельства о чудесах, сотворенных над могилой Василия Блаженного, относятся ко времени после кончины Ивана IV (умер в 1584 году, чудеса начались в 1588-м)? Случайно ли одним из первых распоряжений сына Грозного царя Федора Ивановича было повеление устроить новую гробницу Василия Блаженного в особом приделе Покровского собора, изготовить украшенную драгоценными камнями и жемчугом серебряную раку, а над нею повесить тяжелые железные вериги (символика вполне очевидна. - И.К.)? Почему (по свидетельству Джильса Флетчера) Покровский собор посещался "с величайшим почтением" не только простыми людьми, но и высшей знатью, "императором" (царем Федором) и "императрицей" (царицей Ириной)? Стоит, наконец, отметить, что юродивым частенько именовал себя сам... Иван Грозный! Среди древнерусских писателей встречается имя некоего Парфения Уродивого, перу которого принадлежат "Послание неизвестному против люторов" и "Канон Ангелу Грозному воеводе". Так вот, Парфений Уродивый - это псевдоним Грозного. Академик Д.С.Лихачев считал, что "поведение Грозного - это игра в юродство, пародия на него..." Но ведь проявления лицедейства, притворства отмечали и агиографы Василия Блаженного! И последний исторический факт. Долгое время в приделе Василия Блаженного в Покровском соборе хранилась личная казна московских царей. (В 1595 году, по сообщению "Нового летописца", некие воры замыслили "зажечь град Москву во многих местех, а самим у Троицы на Рву у Василия Блаженного грабити казну, что в те поры была велия казна", однако замысел был раскрыт, а злоумышленники казнены.) Неизвестный Федор: "durac" или "блаженный на престоле" . Многим, вероятно, памятны строки из драмы А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович": "Какой я царь? Меня, во всех делах, и с толку сбить и обмануть нетрудно..." Эти слова вот уже более ста лет произносят со сцены, учат в школе. Но применительно к последнему московскому государю из династии Ивана Калиты они едва ли справедливы. Дело в том, что "слабоумный и болезненный" царь Федор на самом деле был одним из самых эффективных русских правителей! Почему же мы считаем его дурачком? Историки поверили "очевидцам". Так, по отзыву английского дипломата Джильса Флетчера, царь Федор "тяжел и недеятелен, но всегда улыбается так, что почти смеется... Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим". Польский посол Лев Сапега сообщал о Федоре: "Ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу". Ему вторил шведский дипломат Петрей де Эрлезунд: "От природы царь был почти лишен рассудка, находя удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню". А шведский король Юхан III назвал своего "брата" в официальном документе по-русски: "durac". Сразу отметим, что у всех вышеперечисленных авторов были личные мотивы не любить русского монарха. А об уровне их "правдивости" свидетельствует такой факт: когда Флетчер по возвращении в Англию написал свое сочинение "О государстве Русском", королева Елизавета I запретила его печатать, расценив как "злобный пасквиль" на царя московитов, - случай уникальный! Однако отечественные историки приняли сочинения иностранных памфлетистов за чистую монету. Например, В.О.Ключевский называл царя Федора не иначе, как "блаженный на престоле". А все потому, что тихий и добродушный Федор Иванович совершенно не походил на своего грозного отца. Иван IV Васильевич оставил сыну тяжелое наследство: разоренную страну, пустую казну и напряженные отношения с соседями. С первых дней царствования Федор взял курс на умиротворение государства: объявил амнистию и снизил налоги. За все 14 лет его правления на Руси не было кровавых расправ, хотя поводы можно было легко найти. Уравновешенный, склонный решать все вопросы миром, но твердый в отстаивании своих принципов, царь Федор был живой альтернативой как кровавому правлению своего отца, так и позднейшей Смуте. Неслучайно Н.М.Карамзин писал, что царствование Федора казалось людям следующего, XVII столетия "золотым веком", при нем Россия наслаждалась "неведомыми дотоле величием и миром". Главным "национальным проектом" царя Федора стало освоение Сибири. Небывалыми темпами шло строительство городов: Тюмени, Тобольска, Обдорска (Салехарда), Березова, Сургута... На Белом море возник порт Архангельск - первые морские ворота России. На южных рубежах были построены крепости Самара, Воронеж и Царицын. Летом 1590 года, исполняя именной указ царя Федора, воевода князь Григорий Засекин заложил город-крепость Саратов. В июне 1591 года была отбита последняя в истории России атака крымской орды на Москву. Из 150-тысячного войска Казы-Гирея в Крым вернулось не более трети татар... Наконец, Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590 - 1595 годов. Королю Юхану III пришлось вернуть России земли, потерянные Грозным во время Ливонской войны. Царь Федор Иванович лично руководил войсками, осаждавшими Нарву. Далеко не все русские государи были способны возглавить армию. (Судите сами, насколько справедливыми выглядят оценки иностранных хроникеров: "тяжел и недеятелен", "не имеет склонности к войне".) Таланты Федора Ивановича были по достоинству оценены даже недавними врагами - поляками. Четыре раза - в 1564-м, 1570-м, 1573-м и 1587 году - кандидатура царя Федора выдвигалась на престол Речи Посполитой. Сначала Федора не допустил до участия в избирательной кампании Иван Грозный, заявивший польским послам: "Для чего я вам дам сына своего, князя Федора, к убытку для своего государства?" А затем сам Федор отказался перейти в католическую веру, как того требовала шляхта. (Для сравнения вспомним знаменитое выражение Генриха IV: "Париж стоит мессы". А заодно отметим, что именно здесь кроется объяснение несправедливым, если не сказать клеветническим, высказываниям Льва Сапеги в адрес Федора. Польскому магнату необходимо было любыми способами убедить соотечественников, что царь московитов не способен управлять государством.) Федор вовсе не был слабохарактерным. Он получил хорошее образование и воспитание, с малых лет участвовал в приемах иностранных гостей, в других дворцовых церемониях. В своих поступках Федор подражал матери Анастасии ("матерних добродетелей причастен во всем"). Однако его мягкость и деликатность почему-то считали признаком слабости. Напрасно: Федор не был послушной игрушкой в руках бояр. Лучше всего об этом свидетельствует такой случай. В 1586 году митрополит Дионисий, большинство Боярской думы и московские гости предприняли попытку развести Федора с Ириной Годуновой - "царьскаго ради чадородия". Государю даже подобрали другую жену - красавицу княжну Ирину Мстиславскую. Во главе интриги стояли князья Шуйские, которые опасались растущего влияния царицы на государственные дела. Федор любил жену и вмешиваться в свою личную жизнь не позволял даже грозному отцу. Расправа последовала незамедлительно: Дионисий был лишен сана, "принцев крови" Шуйских сослали в дальние поместья, а многие московские торговые люди окончили свою жизнь на плахе. Одним из главных событий XVI века и поистине судьбоносным для страны стало учреждение на Руси патриаршества. Однако мало кто знает, что именно царь Федор был инициатором этого решения. Согласно летописи, посоветовавшись с царицею и боярами, Федор Иванович изложил приближенным свое желание не зависеть более в духовных делах от Константинополя. На патриарший престол в Москве он посадил митрополита Иова - "понудил (sic!) его на великую митрополию". (А мы все твердим: "мало способен к делам политическим"!) В какой мере успехи государства в годы правления Федора можно считать плодами его личной деятельности? Этого мы сейчас точно сказать не можем. Безусловно, Федор опирался на хорошо отлаженный управленческий аппарат во главе со знаменитыми дьяками Андреем и Василием Щелкаловыми. Армией командовали прославленные полководцы - князья Трубецкие и Хворостинины. Однако сегодня про них мало кто знает. Принято считать, что за всеми достижениями этого царствования стоит мощная фигура шурина Федора Ивановича - Бориса Годунова. Но это всего лишь распространенное заблуждение. Будущий царь всея Руси Борис Годунов на самом деле обладал всего одной, зато уникальной способностью - он был выдающимся мастером самопиара. Известный писатель Смутного времени дьяк Иван Тимофеев придумал для него замечательное определение: "славоловитель". Борис Федорович замечательно умел приписывать себе заслуги других (подобным образом уже в наше время действовал Сталин в конце 1920-х го Также в рубрике:
|