Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 20 (7633) 29 мая 2008 - 4 июня 2008 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрСЕРГЕЙ ШУБ: К прозвищу Карабас-Барабас отношусь с симпатиейБеседу вела Ирина АЛПАТОВА О Санкт-Петербургском театре "Балтийский дом" чаще принято говорить в аспекте его фестивальной деятельности. И впрямь, проекты "Балтдома" впечатляют и жанровым разнообразием, и качеством, и количеством. Но в течение нынешнего сезона имя генерального директора театра-фестиваля Сергея ШУБА не сходило с печатных страниц совсем по другой причине, связанной с внутренней реорганизацией театрального существования, с переводом части актеров и некоторых других творческих работников на гражданско-правовые договора (ГПД). Сам Сергей Григорьевич предпочитает не называть это ни экспериментом, ни реформой. По его мнению, театральная ситуация всего лишь ставится с головы на ноги, уничтожая вечное актерское крепостное право. Шуб подчеркивает, что в наших экономических и ментальных условиях это должно быть делом добровольным, хотя инициатива зародилась не в недрах "Балтийского дома", а в культурных верхах Санкт-Петербурга. В июле прошлого года вышло постановление правительства Петербурга об упорядочении штатной численности городских театров. Комитету по культуре было предложено ее скоординировать. - И что последовало за этим ? - Нас всех собрали. Было рекомендовано сократить труппы на десять процентов или перевести артистов на ГПД. Три театра - "Балтийский дом", Мюзик-холл и Большой театр кукол - на это решились. Были, впрочем, и другие, которые потом испугались и ограничились рекомендованным десятипроцентным сокращением. - Что предполагает ГПД ? - Возникает прямая связь между количеством и качеством актерского труда и его оплатой. То, что уже применяется во многих отраслях народного хозяйства. У артиста идет стаж, в том числе и профессиональный, оплачиваются пенсионный и страховой фонды. Нет двух вещей: больничного и отпуска. Конечно, для актеров, которые привыкли жить бедно, но стабильно, это рискованное плавание. - Сказывается сила привычки ? - Русский репертуарный театр до сих пор живет в ситуации 1985 года. Перестройка, которая в стране закончилась, в театре еще не начиналась. Все живут, как при советской власти - плановое задание, плановое финансирование и т.д. Бедненько, но для всех одинаково. И только попробуй что-либо изменить, как все начинают возмущаться, что мы губим русский репертуарный театр, а завтра придет антреприза и всех съест. Никто не хочет понять, что антреприза - это просто иная форма собственности, не влияющая на качество спектакля. Именно этому вопросу и была посвящена научно-практическая конференция "Репертуарный театр и антреприза: конкуренты или союзники?", которую мы провели в середине мая. В ее работе приняли участие директора санкт-петербургских и московских театров, продюсеры, практики и теоретики театра. В ходе дискуссии стало ясно, что главное для нас сегодня - это сохранение и развитие современной театральной жизни независимо от форм собственности театра. Где гарантия, что в репертуарном театре появляются только хорошие спектакли, а в антрепризе плохие? Надо перестать связывать один тип организации с высокой духовностью, а другой - с пошлостью. Знаете, у нас сегодня существуют 400 вариантов МХАТа, только где взять 400 Станиславских? Потом, ведь люди испугались самого факта перемен. Сегодня тронули артистов, завтра придет черед режиссеров. И некоторые режиссеры тоже заволновались, хотя сами страдают оттого, что в труппах десятки недееспособных артистов. В общем, как у Чехова в "Вишневом саде", когда Фирс говорит о том, что самовар гудел перед "несчастьем", перед "волей". Все испугались этой воли. Но мне кажется, что эта система на самом деле выстраивает нормальные отношения между театром и артистом. Когда мы в "Балтийском доме" все это объявили, поднялся страшный шум в прессе. И профсоюзы встрепенулись, поняв, что им будет чем заняться. Тогда я предложил переход на ГПД сделать добровольным. - Сколько актеров согласились с этими условиями ? - Сегодня у нас так работают 30 человек, больше половины труппы. В том числе наши ведущие артисты - Татьяна Пилецкая, Роман Громадский, Вадим Яковлев, Наталья Попова, Эра Зиганшина.Те, кто не боится за свою творческую состоятельность и в зеркало на себя смотрит с любовью. Того же Громадского везде с руками оторвут, поэтому ему и не страшно. А какой-нибудь "Петя Иванов", который громче всех кричит о предательстве репертуарного театра, никому не нужен. Это, может быть, не его вина, а беда, что он плохой артист. Но именно такие артисты и рванули в профсоюзы, в суды, как это всегда было. - Как изменилась организация работы "добровольцев" ? - Сегодня у каждого актера столько договоров, сколько ролей. Каждому за 45 дней показывают репертуар на очередной месяц, он его подписывает. Если актер не может играть в этот день или вообще в этом месяце, то это наше дело - выстроить репертуар так, как ему удобно. Но если он подписался и не сыграл, то применяются штрафные санкции. Но надо отметить, что пока еще ни один спектакль не был отменен по вине приглашенных актеров. А проблемы из-за актеров, находящихся в штате театра, к сожалению, были. Когда спектакль отменяется по нашей вине, актеру все равно выплачивается гонорар, потому что он свое время продал. - Стабильной зарплаты, как я понимаю, больше нет ? - Нет. Но чтобы на переходный период "подстелить соломки", мы с каждым актером заключили отдельный договор: ежемесячно ему гарантируется определенный минимум, независимо от того, играет он или нет. Ведь бывают форс-мажорные обстоятельства. А мы не хотим "шоковой терапии", которая в стране в свое время случилась. - Сколько продлится переходный период ? - Пока все договора заключены до 31 июля 2008 года. - Сколько стоит актерский выход на сцену ? - От восьмисот до пяти тысяч рублей. Каждая роль и каждый артист имеют свою "стоимость". - Вот тут-то, наверное, и начались трения ? - Как раз нет. Во-первых, театр платит достаточно хорошие суммы. А, во-вторых, все дело в справедливости. Артист, который пашет в театре с утра до вечера, по государственным ставкам все равно больше 15 тысяч не получит. А у нас за детские каникулы актеры получили по 30 - 35 тысяч. Причем актеры молодые, которые только пришли в театр. - Как определяется цена роли ? - Приходит артист, администрация называет ему роль и предлагает сумму. Он может возразить: там много пластики, это стоит дороже. Идут переговоры, потому что человек продает свой труд. Это, по-моему, никак не унижает русский репертуарный театр. - А если актер, не дай бог, по медицинским показаниям выпал из процесса или просто нуждается в отдыхе ? - Каждым своим спектаклем актер зарабатывает себе на отпуск или на другие нужды.. Проблему больничного мы решаем таким образом: когда человек выздоравливает и выходит на работу, мы ему эти деньги компенсируем. Медицинская страховка сохраняется. - Больной вопрос - отправка актера на пенсию . - Действительно, больной. Сколько криков вокруг: как можно отправлять на пенсию актеров, это же люди без кожи! А врача можно? А учителя? У меня мама всю жизнь проработала врачом, ушла на пенсию в полторы тысячи рублей. Почему актеров нельзя? Потому что они громче всех кричат? Я просто за справедливость. Понимая всю уникальность этой профессии, не надо превращать ее в некое шаманство. В мае мы в "Балтийском доме" не аттестовали и, по сути, уволили несколько пенсионеров. Из нашего фонда им выплачивают вторую пенсию, хотя мы не обязаны этого делать. Но об этом никто не пишет в своих жалобах. - В подобных условиях понятие труппы, наверное, не актуально ? - А что такое труппа? - Те 50 актеров, которые находятся в вашем подчинении . - Мы должны, прежде всего, зрителя обеспечить качественным продуктом. Театр - не собес. На сцене должны играть артисты, которые не хромают, не чихают, не ленятся, не приходят за три минуты до начала спектакля, потому что у них халтуры на стороне. Вы знаете: если артист взял больничный, то по закону, в это самое время он имеет полное право играть в другом театре, а мы отменяем спектакли. И мы не можем его за это уволить. Это порядочно? А ведь такое сплошь и рядом существует. Зачастую у нас работодатель бесправен перед актером. Возвращаясь к труппе, скажу, что в нашем спектакле "Похороните меня за плинтусом" играют артисты из разных театров, а получается прекрасный ансамблевый спектакль. Режиссер Игорь Коняев собрал отличную команду на отдельный спектакль. Это кому-то мешает? Зрителю ведь все равно, где "прописан" артист. - Если у артиста закончились роли в "Балтийском доме", он автоматически переходит в разряд свободных художников ? - Если он будет нужен театру, то с ним заключат договора на новые спектакли. А если нет, то он пойдет искать счастья в другом месте. - Кто это решает ? - Режиссер. А наша задача в том, чтобы приглашать постановщиков. - Этим реформаторским нововведениям скоро исполнится год? Они прошли проверку временем ? - Жизнь показывает, что мы все решили правильно. Любой артист должен иметь право получить вольную. Но я против того, чтобы это делалось принудительно. Люди-то живые, у каждого свои страхи. Поэтому только добровольно. Причем ведь каждый договорник может в любой момент вернуться обратно в штат. Только у нас ни один не вернулся. Наоборот, я периодически принимаю заявления от штатных артистов с просьбой перевести их на ГПД. Хотя, конечно, все юридические аспекты договоров следует довести до ума, в том числе и с точки зрения социальных гарантий. Меня вот часто называют Карабасом-Барабасом, я к этому отношусь с иронией и даже с некоторой симпатией к персонажу. Понимаете, мне как директору все эти нововведения не удобны на самом-то деле. Мне проще иметь дело с 45 законопослушными артистами. А так и репертуар сложно формировать, и под каждого подстраиваться приходится. И денег нужно заработать гораздо больше, потому что у актеров появились реальные доходы. И театр должен заработать или найти спонсоров. Это наши проблемы, не самые легкие. Но я понимаю, что в этом есть зерно будущего. За то время, что нас хоронили, мы выпустили три премьерных спектакля, съездили на гастроли в Швецию и Эстонию. Готовим новый фестивальный проект "Балтийский дом" в Ташкенте", не говоря о наших традиционных фестивалях, которые никуда не делись. Театр работает очень интенсивно. Он как-то напружинился, актеры подобрались. Такие встряски нужны. - В связи с этими организационно-экономическими коллизиями реже озвучиваются творческие проблемы . - Мы должны работать эффективно не только коммерчески, но и творчески. Уже лет десять подряд театр решает только внутрицеховые проблемы: как сохранить, как выжить, как реформировать? Вопрос - во имя чего? А во имя того, чтобы быть востребованным. Нужно говорить об общественной востребованности театра, его социальной миссии, которая всегда была крайне важной в России. Нас вот пугают возвратом цензуры. А чего нам сегодня могут запретить, если мы сами беззубы и неинтересны? Потому что нет ни новых Рощиных, ни Гельманов, ни Шатровых. А режиссура? В Питере, в Театре имени Ленсовета, два года не могли найти главного режиссера, выписали из Москвы. Никто не хочет возглавить театр. Нужно также думать о возрождении актерской школы. Зачастую выпускники творческих вузов приходят в театры плохо оснащенными профессионально. Так что проблем гораздо больше, но без организационных и экономических подвижек их порой не решить. Также в рубрике:
|