Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7633) 29 мая 2008 - 4 июня 2008 2008г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Неведомый шедевр

Барбара Фриттоли выступила в КЗЧ

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА


По всем внешним атрибутам Барбара Фриттоли, несомненно, относится к категории звезд первой величины. Достаточно посмотреть, на каких сценах, с какими дирижерами и партнерами она выступает, на каких лейблах записывается, наконец, сколь часто портрет ее появляется на журнальных обложках. Правда, для звезды, что называется, от Бога ей недостает двух важнейших составляющих: голоса, незаурядного не столько по объему (все-таки лирическое сопрано), сколько по тембровым характеристикам, и харизмы. Вокальные данные у нее вполне средние, и доводить публику до экстаза ей также не дано. Фриттоли - звезда рукотворная. Впрочем, рук, сделавших ее тем, что она есть, немало, и это отнюдь не только ловкие агенты. Одним из тех, кто, пожалуй, больше других способствовал утверждению Фриттоли на олимпе, был Риккардо Мути, в последние годы своего царствования в Ла Скала делавший на нее многие премьеры. Впрочем, и сама Фриттоли немало потрудилась над собой. Когда я первый раз услышал ее пятнадцать лет назад в Венской Опере (она пела Микаэлу в "Кармен"), решительно ничто не предвещало будущей звезды. Но проходит пять - семь лет, и в иных спектаклях (особенно в "Отелло" с Мути) от нее просто не оторваться. "Отелло", кстати, показывали у нас на канале "Культура". Вероятно, по этой именно причине на московском концерте Фриттоли был аншлаг, что наблюдалось отнюдь не на каждом мероприятии абонементного цикла Московской филармонии "Звезды мировой оперы в Москве" - "Европейские примадонны".

Замечу попутно, что с концертами этого цикла в нынешнем сезоне что-то постоянно оказывается не совсем так. Одна звезда (Патриция Чофи) предстает в не самой выигрышной для себя партии. Другая (Даниэла Барчеллона) выступает больной, и не слишком удачно. Наконец, третья (Анник Массис) оказывается вовсе даже и не звездой и пребывает в столь плачевной форме, что только полученная накануне концерта травма головы, о которой сразу же оповестили публику, спасает ее от провала и разгромной критики: нельзя же в самом деле нападать на столь героическую женщину, нашедшую в себе силы после такого еще и выйти на сцену. Так что, если бы этой травмы не было, ее следовало выдумать...

До некоторой степени в означенную тенденцию вписалась и героиня последнего в нынешнем сезоне концерта цикла. Озадачивала уже сама программа, которую можно назвать изысканной, рафинированной, но едва ли адекватной названию цикла и, соответственно, ожиданиям публики. Разумеется, сами по себе концертные арии Моцарта и Бетховена, равно как и лирическая поэма Джузеппе Мартуччи, никаких возражений вызвать не могут. Однако для первой встречи московской публики с певицей, прославившейся прежде всего исполнением опер Верди, подобный выбор трудно признать удачным. Тем более что участие Национального филармонического оркестра России, одним из ноу-хау которого как раз является итальянская оперная музыка, давало певице прекрасную возможность предстать в своем коронном репертуаре.

В данной программе вокал Фриттоли в этот вечер оказался, скажем так, далеко не идеальным. В кулуарах кое-кто даже высказывал предположения, что она, дескать, уже на закате карьеры, но это никоим образом не соответствует истине. Фриттоли лишь недавно перешагнула сорокалетний рубеж и, судя по многочисленным записям со спектаклей и концертов последнего времени, находится в хорошей форме. Вероятнее всего, певица была просто не совсем здорова. Возможно, мы бы этого и не заметили, исполняй она своего коронного Верди, отделанного ею почти до совершенства. Но в данной программе голос звучал несколько глуховато, подчас напряженно и резковато. Временами ей ощутимо не хватало дыхания, что было особенно заметно в спетой на бис выходной арии Адриенны Лекуврер, где появилась даже и некоторая тремоляция. В упомянутых выше записях, кстати, ничего подобного не наблюдается. Впрочем, с музыкально-исполнительской точки зрения все было безупречно. Фриттоли - певица тонкая и органичная в любой стилистике. А лирическая поэма Джузеппе Мартуччи "La canzone dei ricordi" стала в ее исполнении почти что откровением.

Парадоксально, но именно это сочинение практически неизвестного у нас композитора стало настоящим центром и кульминацией всей программы. Весьма велика здесь заслуга маэстро Маурицио Бенини, явившего поистине образцовую интерпретацию поэмы Мартуччи, представшую неким неведомым шедевром. И Национальный филармонический оркестр России немало этому способствовал.

Сказанное нисколько не умаляет достижений маэстро в первом отделении, хотя открывавшее программу исполнение "Serenata notturna" Моцарта вряд ли можно назвать большой удачей. Зато увертюра к "Идоменею" прозвучала отлично, да и сопровождение арий Моцарта и Бетховена было вполне качественным. Но именно в итальянской музыке Бенини как художник предстал во весь рост.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;