Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7708) 20-25 ноября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаЦарь, царевич, король, королевич...Нашумевший проект "Короли танца" Сергея Даниляна превращается в бренд Сергей КОРОБКОВ
В тридевятом царстве - тридесятом государстве три года назад у американца Итана Стифела и испанца Анхела Корейи родилась идея объединить звездные усилия и повторить шумный успех трех теноров и одного дирижера - Лючано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Зубина Меты, в начале 90-х обрушивших на весь крещеный мир нечто сенсационное - королевские песнопения первых голосов мира. Впрочем, королями оперные звезды себя называть не стали, с их голубыми кровями и так все было понятно. Стифел же и Корейя, к которым присоединились датчанин Йохан Кобборг и премьер Большого театра России Николай Цискаридзе, нашли своему проекту весьма звучное название - "Короли танца". Опекать новоиспеченную четверку взялся Сергей Данилян, получивший продюсерское образование в ГИТИСе и затем более чем успешно обжившийся в профессии на берегах Гудзона. Кому больше повезло - можно дискутировать, ведь без умений и энергии Даниляна "короли", судя по всему, могли быстро разбежаться по королевствам, во всяком случае, Стифел и Корейя из проекта скоро ушли, за ними потянулся и Кобборг, всем трем пришлось искать замену. Благо звездный конвейер в балете продолжал и продолжает работать, а путь к звездам по нынешним временам и с нынешними пиартехнологиями можно сокращать вдвое, если не втрое. Что и предпринял Сергей Данилян, приготовив для балетоманов столь ими чтимые вариации на тему. На сей раз корону примерили на Дэвида Холберга и Хосе-Мануэля Карреньо из Американского балетного театра (ABT), Хоакина Де Луcа из Нью-Йорк Сити Балле (NYBC), Дениса Матвиенко из Мариинки и Ивана Васильева из Большого. За чистоту же царских кровей пришлось "отвечать" единственному из прежних участников - Николаю Цискаридзе. Он, к слову, подошел к миссии ответственно: в сценической повадке московского короля проглядывало неброское ощущение превосходства - он начинал, с него и спрос больше. В балете на музыку Ф.Шуберта "For 4", занявшем место пролога и специально поставленном Кристофером Уилдоном для проекта, Цискаридзе уже танцевал, а теперь играл роль первой скрипки, ведя за собой новичков по лабиринтам повторяемого хореографом танцевального узора. Выполняя практически одни и те же pas в параллель или друг за другом, новички на следы первопроходца не наступали, но и он не противился едва заметной дистанции: королевское достоинство, видимо, проявляется тем больше, чем больше опыт. А, может быть, чтобы быть королем, и безусловным, важна порода, в которой Цискаридзе не откажешь. Вообще, "For 4" как оригинальный "королевский" проект, видимо, так и останется визитной карточкой претендентов на трон, как бы часто они ни менялись. Уилдоном найдено поистине режиссерское решение - выдать пластическую экспликацию талантов исполнителей за полноценный драматургический разворот. Нужды нет, что конфликт в этой зарисовке отсутствует, при должных умениях его можно наполнить изнутри: фактурным и рафинированным Цискаридзе и Холбергу такая задача далась лучше, чем нефактурным и силовым Васильеву и Де Лусу. Собственно, слишком заметная разница в типажах (речь не об индивидуальностях, кои и должны разниться) превратила "For 4" в "2х2". Но мы и без того знали, что от перемены мест... Впрочем, сумма таки поменялась: теперь королей уже шесть, и каждому надо найти свое место, сказать иначе - краску, еще иначе - дать раскрыться их индивидуальностям. Центральную часть триптиха тому и посвятили, и она, сказать откровенно, вышла на удивление однообразной интонационно - как будто вместо парада королей мы увидели очередь из царевичей и королевичей, ну в крайнем случае - дофинов. Понятное дело - драматургической контрастности не хватило, хотя продюсер об эмоциональной колористике блока явно думал и позаботился о том, чтобы с неожиданной стороны продемонстрировал себя Денис Матвиенко ("Вестрис" на музыку Г.Банщикова в хореографии Л.Якобсона), а Николай Цискаридзе раскрыл свой артистический дар в премьерном монологе ("Падший ангел" на музыку Г.Канчели и С.Барбера в хореографии Б.Эйфмана). По тематике оба soli вкупе с исполненными Хоакином Де Луисом "Пятью вариациями на тему" на музыку И.С.Баха в хореографии Д.Фернандеса должны были сыграть роль противовеса выходам Дэвида Холберга в "Танце блаженных душ" на музыку К.В.Глюка в хореографии Ф.Аштона, Хосе Мануэля Карреньо в "Ave Мария" на музыку Ф.Аштона в хореографии И.Перри и дуэта Матвиенко - Холберг во фрагменте из балета "Пруст" на музыку Г.Форе в хореографии Р.Пети. Не сыграли. Матвиенко не пришелся по индивидуальности знаменитый якобсоновский "Вестрис", поставленный некогда для Михаила Барышникова и состоящий из коллажа характерных картинок: характерность вообще не в природе мариинского премьера, отчего он вынужден был подменять ее шаржем. Многозначный врубелевский монолог в исполнении Цискаридзе показался чересчур претенциозным: путь от падшего ангела до поверженного демона хореограф утяжелил пафосом внутренней борьбы, которая превратилась в нагромождение физически трудоемких аппретур. Цискаридзе не оставалось ничего другого, как углубиться в жанровые дебри. Карреньо удалось через энергетический обмен с залом снять сладковатую сентиментальность с номера Пери, Холберг не без изящества поиграл прописями Аштона - в одиночку, а в дуэте с Матвиенко попытался поискать психофизических подтекстов Пети; Де Лус, как показалось, свел вариации Фернандеса не к теме, но к показательному выступлению. Кульминации не вышло, дефиле просело. Зато финал обернулся-таки незримой дуэлью, разыгранной Холбергом, Карреньо и Матвиенко в духе романтической иронии и наполненной блестящими пластически-фортепианными брио хореографа Начо Дуато в балете на музыку Э.Гранадоса "Ремансо". Тут сошлись обозначенные в прологе и расплывшиеся в средней части мотивы поиска пластически совершенной речи, какими бы оттенками она ни играла - от иронии до пафоса, от наивного говора до королевской изысканности. Стиль взяли вместе, но индивидуальными почерками не пожертвовали. В качестве постскриптума публику ублажили парадом аттракционов - каждый из участников выдал свой коронный трюк, словно король поставил на указе подпись. Что дальше? Ясно, что "Короли" превращаются в бренд, ясно, что королевство будет разрастаться. Не исключаю, что когда-нибудь придется царство поделить, отдав, как старец Лир, по частям наследникам. Или наследницам? Ведь королей без королев (впрочем, как и без свит) не бывает. Может быть, во втором сете проекту их как раз и не хватило. Для того чтобы эмоция хлынула через край. Также в рубрике:
|