Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7708) 20-25 ноября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияСвисти - и деньги будут!В этом году на поддержку нематериального культурного наследия государство потратило около 200 миллионов рублей ПРОБЛЕМАГеоргий ОСИПОВ
Цифра известная, но оттого не менее удручающая: каждый день Россия теряет один исторический памятник. Но руины все-таки можно потрогать, зафиксировать, сфотографировать, наконец. А как быть с тем, что принято называть нематериальным культурным наследием? Проблема эта, между прочим, не только российская - новый директор ЮНЕСКО Ирина Бокова бьет тревогу, так сказать, в мировом масштабе. На глазах у равнодушного и занятого иными проблемами человечества исчезают целые народы со своими языками, своей культурой. На территории бывшего СССР (а ранее - Российской империи) таких примеров предостаточно: достаточно вспомнить судьбу некогда жившего на Кавказе убыхского народа, полностью исчезнувшего с лица земли. Похоже, аналогичная судьба уготована и одному из самых древних малых народов - караимам. Словом, мы имеем дело с тем, что кинематографисты называют уходящей натурой. Но возможно ли этот уход предотвратить или хотя бы замедлить? Уходящая натура ? Зачастую грань между нематериальным и вполне материальным культурным наследием весьма условна и зыбка. Предмет, сделанный мастером народного промысла, или, скажем, старинный колокол, безусловно, материальны. А как зафиксировать или сфотографировать ту сумму поистине бесценных знаний и умений, которые мастер (или звонарь) приобрел за свою жизнь и которые ему сплошь и рядом некуда передать? Многое, конечно, можно записать, но живой связи между учителем и учеником, которая питает любое искусство, здесь нет. Иногда такая связь устанавливается буквально в самый последний момент - достаточно вспомнить историю сохранения в 1960-х знаменитых ростовских звонов. Образно говоря, нематериальная сфера - это тот невидимый глазу источник, который питает дерево искусства. И если он пересыхает, печальную судьбу дерева нетрудно предугадать. И ведь не скажешь, что в России не понимают, как важно эти источники беречь. В нынешнем году выделено в восемь раз больше средств, чем в минувшем, для поддержки учреждений культуры, которые на своих территориях занимаются сохранением нематериального наследия. Все больше проводится больших и малых фестивалей. В некоторых регионах - как, например, в Вологде - приняты специальные законы о поддержке народной духовной и материальной культуры. И тем не менее... Недавно мне довелось беседовать с костромским историком и краеведом Владимиром Успенским, беседовать о весьма бедственном положении тех "родников" народного искусства, которыми издавна был славен этот край. "Макарьевские резчики по дереву, молвитинские шапочники, мастера плетения лаптей из села, которое так и называлось - Семеновские лапотки, - о них можно говорить уже в прошедшем времени. Последние мастера давно умерли, а о том, чтобы им нашлась смена, вовремя никто не подумал", - сказал он. Конечно, больше всего Кострома славится своими ювелирами - недаром каждое третье ювелирное изделие в России происходит из Костромы. Но у ювелиров есть богатые заказчики, которые, естественно, заранее оплачивают изделия, изготавливаемые, как правило, в единственном экземпляре. За судьбу уже упомянутых колокольных звонов тоже можно не беспокоиться - технику литья освоили многие заводы, московская школа звонарей (при храме Николы в Садовниках) поддерживается Патриархией, и проблем с трудоустройством у ее выпускников обычно не бывает... А вот в той же Костроме с изделиями, которые были бы доступны по цене, например, туристам, - а их с каждым годом в костромские веси приезжает все больше, - гораздо хуже. Такая же, если не более драматичная, ситуация - в Ростове Великом, со знаменитой ростовской финифтью. Некоторые промыслы, как, например, знаменитая некогда крестецкая строчка из Новогородской области, вообще находятся на грани полного исчезновения. Конечно же, все упирается в деньги. Но "пряников сладких (читай - средств из федерального бюджета) всегда не хватает на всех". И центр с легким сердцем перекладывает заботы о материальном и нематериальном наследии на региональные бюджеты. А там, как всегда, "на культуру" денег нет - это во-первых. Тем более что ассигнования на культуру в бюджете будущего года сокращены на 4,5 процента - это больше ста миллиардов рублей. В большинстве случаев в глазах ответственных за культуру региональных чиновников все эти "памятники", от разрушенной усадьбы до народной песни в исполнении старухи из дальней деревни, не имеют абсолютно никакой реальной ценности - это во-вторых. Лишняя обуза - и только. И, наконец, самое главное. Если инвестор и вкладывает деньги в какой-то культурный, как сейчас модно говорить, проект, то главная задача для него - поскорее, грубо говоря, "отбить затраты", пусть даже при этом потребителю предлагаются не подлинные шедевры народного искусства, а грубые подделки под него. И вообще - вложения в сохранение как материального, так, тем более, и нематериального наследия скорой отдачи, увы, не обещают. А источники тем временем продолжают иссякать... Термины и цифры Нематериальное культурное наследие, согласно определению ЮНЕСКО, включает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и целые культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия... Это и языки, это и обряды, празднества, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Это и сами носители - например, в перечень Всемирного наследия входит уникальный старообрядческий ансамбль певцов из Тувы. К нематериальному культурному наследию, список которого до сих пор уточняется в Министерстве культуры РФ, можно отнести танцы и песни народов, проживающих на территории России, элементы традиционного декора в национальном костюме, особые виды горлового пения, скажем, у эвенков. Пословицы, поговорки, сказания, аутентичные музыкальные инструменты, играть на которых могут только представители той или иной народности. Поиск чистого этнографического материала, а нематериальное культурное наследие включает в себя только подлинные артефакты, ведется на территории нашей страны давно. Целые институты и крупные ученые разрабатывают эту проблему уже больше века. А вот правительственную поддержку программа получила совсем недавно - в 2006 году. "Концепция сохранения нематериального культурного наследия народов РФ" была принята и утверждена на самом высоком государственном уровне и стала частью федеральной целевой программы "Культура России на 2006 - 2010 годы" после Указа Президента РФ. Практическим воплощением этой программы в жизнь занимается сегодня Министерство культуры РФ. "Результаты обнадеживают, - рассказывает начальник отдела народного творчества Департамента современного искусства и международных культурных связей Минкультуры России Галина Фурманова, - если раньше на инициативы по сохранению нематериального наследия народов РФ мы получали от государства около 30 миллионов рублей в год, то сегодня мы добились увеличения финансирования наших проектов в восемь раз! Это составило около 200 миллионов рублей, если не учитывать ничтожные потери в связи с общим экономическим кризисом. Раньше тот или иной регион получал на проведение своих мероприятий 100 тысяч рублей и выкручивался сам, теперь цифра эта увеличилась в разы, а деньги поступают из центра. За прошедший год мы организовали и провели более 100 различных культурных акций, причем в самых отдаленных уголках России". Речь идет о знаковых и масштабных проектах - фестивалях в Курске и Петрозаводске, выставках - показах в Иванове и Москве, конкурсах танцевальных и певческих коллективов в Приволжье и на Урале, в Республике Марий Эл и на Дальнем Востоке. У организаторов фестивалей и конкурсов есть свои разногласия: кто-то считает их просто праздником, кто-то - важным элементом сохранения и передачи молодым поколениям нематериального культурного наследия. Любой национальный проект, заверили нас в Министерстве культуры РФ, знакомит широкие зрительские массы с подлинной обрядовой культурой, инструментами и навыками. Вопрос отделения нематериального наследия от традиционных промыслов на сегодняшний день остается самым острым и спорным. Но надо ли отделять материальное от нематериального? Нельзя представить себе национальный костюм Республики Марий Эл без традиционной марийской вышивки, а чукотские мотивы мертвы без обязательного варгана. Культ из глины Вот показательный пример работы, так сказать, с нематериальным наследием. В Москве открылась первая Международная выставка глиняной свистульки. Залы Фонда народно-художественных промыслов переполнены поделками из глины, собранными со всех концов света - Западной и Восточной Европы, Южной и Северной Америки, Африки, Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока, Центральной России. Всего здесь представлено более двух тысяч экспонатов, рассказывающих о прошлом небольших народов и целых континентов. Свистулька - не просто забавный предмет, представляющий собой глиняную игрушку с росписью и без, она - часть обрядового культа, служившая в древности средством коммуникации и передачи сакральных знаний. Благодаря различному акустическому строению и звучат эти изделия из простой глины по-разному. В одних слышится переливчатый голос птиц, другие имитируют воду, бегущую по острым камушкам илистого дна ручейка, третьи напоминают шелест травы и листьев, четвертые - шепот ветра... Многие из представленных на выставке экспонатов принадлежат глубокому Средневековью, некоторые вообще датируются доисторическими временами. Российские свистульки из Рязани, Белгородской области, Ростова Великого, Москвы выглядят как самые обыкновенные изображения птиц, зверей и людей, иногда композиции из мягкой, покрытой лаком глины представляют целые жанровые сценки. Некоторые свистульки несут на себе отпечаток поздних исторических влияний, есть изделия и современных мастеров. И неважно, раскрашены они или сохраняют естественный цвет первозданного материала, блестят от лака или предпочитают матовый белый, - они поют, и это главное. Галина Арефьева из Воронежа - автор уникальных изящных свистулек, ее работы носят самобытный характер, однако полностью подчиняются законам древнего промысла. В Воронеже даже есть понятие арефьевской свистульки - она забавна и пластична. Но играть Галина Ивановна предпочитает на самой простой, так называемой "журавушке" - обрядовой свистульке, воспроизводящей десятки замысловатых мотивов: от свадебных до бытовых, скрашивающих трудовые крестьянские будни с их повторяемостью и рутиной. Арефьева обучает мастерству игры на свистульке и ремеслу создания этого рукотворного чуда. В Воронеже существует несколько фольклорных ансамблей, активно перенимающих опыт у старого мастера... Министерство культуры России планирует издать целую серию книг, рассказывающих о всех тонкостях того или иного обряда, торжества, промысла. Сегодня в России проживает более 160 народов и народностей, и у всех есть свои неповторимые культурные традиции, переписать и сохранить которые собирается Министерство культуры РФ. Правда, продвижению данной образовательной и просветительской программы достаточно серьезно мешает 131-й Федеральный закон, разделяющий полномочия органов исполнительной власти на ряд уровней: федеральный, региональный и муниципальный. Муниципальные учреждения культуры чаще всего оказываются в стороне от государственного финансирования. Но по мнению руководителей Министерства культуры РФ, этот вопрос решаем. "Дело не в количестве денег, - считает Галина Фурманова, - а в желании местных властей проявить инициативу, помочь народным коллективам выйти на всероссийскую площадку, поддержать тот или иной проект. Также в рубрике:
|