Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 45 (7708) 20-25 ноября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяПолтавские трофеи и хитрый лосьТри уникальные экспозиции в музеях Москвы ВЫСТАВКИГеоргий ОСИПОВ
Сапфировый "Нос" В Московском Кремле открылась заключительная выставка "полтавского" цикла. ...Уместно вроде бы спросить: а не поздновато ли? Ведь двухсотлетие "генеральной баталии" отшумело едва ли не полгода назад. Зато праздновали победу в декабре и январе, и этот юбилей еще впереди. Тем более что именно ему посвящен один из двух разделов юбилейной экспозиции, разместившийся в Успенской звоннице. Совсем неподалеку от своеобразного московского памятника полтавской виктории: бастиона - на случай осады Москвы шведами - возле Оружейной башни, за строительство которого отвечал царевич Алексей. На самом же деле все, кажется, обстоит гораздо проще: запоминается, как известно, только последняя фраза, и "фразу" эту отчетливо и громко - сначала на берегах Невы, теперь в Первопрестольной - произнесли в унисон два российских музейных тяжеловеса: Музеи Кремля и Эрмитаж вместе с 17 музеями, библиотеками и архивами из Москвы, Петербурга, Дрездена, Вены, Стокгольма и Копенгагена. Полтавский юбилей в нынешнем году отметили многие музеи. Одни поражали архивными редкостями, другие предлагали поразмышлять над политическим значением битвы, третьи исследовали ее место в творчестве корифеев русской культуры. Кремлевская выставка в первую очередь - о другом. Кто еще, кроме двух главных столичных музеев, может поразить даже видавшего виды музейного посетителя реликвиями, непосредственно связанными с сильными мира сего начала XVIII века? Именно этим и "берет" выставка, да так, что иной раз глаза разбегаются, тем более что многие экспонаты - впервые в Москве. Как, например, сапфир (без малого 600 карат) в форме носа, который когда-то подарил Петр I Августу Сильному. Хранится он в дрезденских "Зеленых сводах", но на выставку из сокровищницы саксонских королей, состоявшуюся три года назад в Кремле, камень тогда "не отпустили". Еще одна впервые явившаяся в Москве редкость - четырехметровый макет триумфального столпа, очень почтенного "дедушки" Александровской и Вандомской колонн, который в честь Полтавской победы предполагалось воздвигнуть в Петербурге. Не сложилось - но даже в макете сооружение весьма впечатляет. Воздано должное и неприятелю. Особенно актуально присутствие на выставке мундира и шпаги Карла XII, которые были на нем в момент гибели при осаде норвежской крепости Фредриксхальд, через девять лет после Полтавы. А какая же Полтавская битва без Мазепы? Как известно, при бегстве из своей столицы Батурина гетман успел прихватить в специальном возке все свои регалии, точнее, символы власти - булавы и шестоперы. Под Полтавой они были захвачены русскими войсками. Большую часть трофеев Петр подарил старшинам верных казацких полков, остальные же весьма органично смотрятся в кремлевской экспозиции. Муму от Жужжу В музее Тургенева прошла презентация первых даров. С Первопрестольной Тургенев был тесно связан всю свою жизнь, в московскую почву уходили корни его предков. Москва же словно не замечала этого: памятника великому писателю в ней нет, была великолепная Тургеневская библиотека, давшая имя площади и станции метро - ликвидировали, возродив совсем недавно и в другом здании. Не было - до последних пор - и музея, хотя его создание само по себе напрашивалось в том особняке, где живала его мать, где часто бывал он сам и в котором поселил симпатягу Муму с ее невезучим хозяином.
О деревянном, очень "теплом" доме на Остоженке наша газета писала месяц назад, когда он впервые принял первых посетителей. Дареному коню, как известно, в зубы не смотрят, но даже организаторы нового музея (он имеет статус филиала музея А.С.Пушкина) не скрывали, что процесс его создания только-только начинается. Есть особняк. Есть участок земли вокруг него со старым вязом, помнящим всех хозяев "дворянского гнезда". Есть теперь и обычай в день рождения Тургенева возлагать на кладбище Донского монастыря цветы на могилу его матери, Варвары Петровны. Будет на Остоженке - это недавно подтвердило и Московское правительство - и памятник ее знаменитому сыну. В день рождения Тургенева, 9 ноября, состоялась и передача первых даров новооткрытому музею. Автограф Тургенева и фотография Полины Виардо - переданы одной из московских компаний. Несколько предметов быта тургеневской эпохи подарены коллекционером из Франции Р.Жужу. Портрет Тургенева работы В.Маты передан московским коллекционером С.Ляхом. Прижизненные издания Тургенева переданы семьями коренных москвичей (есть еще и такие!), для которых имя всей тургеневской семьи - отнюдь не пустой звук. Кроме того, серии гравюр с видами европейских городов, где бывал Тургенев, и связанных с его именем московских особняков. Весьма симптоматично, что среди дарителей оказались директор Тургеневской библиотеки Татьяна Коробкина и директор музея-заповедника "Спасское-Лутовиново" Николай Левин. Храмы, а не танки
В Историческом музее впервые открылась выставка детских рисунков. На детском рисунке - непонятное, но очень счастливое существо. То ли человечек, то ли львенок, то ли Чебурашка, то ли вообще "неведома зверушка" под чем-то круглым, очень напоминающим то ли парашют, то ли дельтаплан, служащий существу палитрой. Чем-то неуловимо похоже на самый старый русский детский рисунок - летящего всадника, нацарапанного в XIV веке на бересте новгородским пареньком Онфимом. Как назвал, да и назвал ли как-нибудь Онфим свой рисунок, мы не знаем. Зато подпись к рисунку нашей юной современницы, 6-летней Марии Черновой, коротка и весьма императивна: "Взлети высоко". Это, в сущности, своего рода эпиграф ко всей выставке детского рисунка "Мечты и реальность: Красота родной земли", открытой Международной ассоциацией детского и юношеского творчества "Наше будущее" в Новом зале Исторического музея. Примечательно, что выставку сопровождает очень качественно изданный каталог, по которому потомки легко смогут судить о способах художественного мышления первого "непоротого", по выражению Ключевского, поколения. Что рисовали "цветы жизни" в советские времена? Красную площадь. Вождей на трибуне, звезды на башнях. Танки и ракеты на параде. Ракеты и космонавтов в космосе. (Любопытная деталь: среди почти трехсот рисунков, представленных на выставке, я с огромным трудом нашел только один, связанный с космической темой. Иные времена - иные песни.) Детей, которые пытались рисовать, ну, скажем, храмы, мягко, но решительно наставляли на путь истинный. Сегодня православный храм - один из главных сюжетов детского творчества, и впереди (авторы - в основном москвичи и питерцы), как водится, Спас на Крови, Василий Блаженный, Исаакий, храм Христа Спасителя... Но - поразительное дело: на Екатерининском канале сплошь и рядом можно услышать, что Спас на Крови - это "наш питерский Василий Блаженный". Оставим сей тезис на совести гидов: юные живописцы (как, например, 11-летний Юрий Лемпл) отлично чувствуют, и это видно по их рисункам, что это - совершенно разные здания, лишь отчасти похожие внешне. Ну, конечно, никуда не деться от новых реалий - от летнего отдыха на турецком пляже, например. Еще один очень любопытный сюжет, который был сущей редкостью на советских выставках такого типа, - вариации на темы картин классиков. Не попытка скопировать, а именно вариация на темы Левитана ("Март"), Кустодиева ("Масленица"), Серебряковой ("За туалетом"), и иной раз увидишь такое, чего по "замыленности" глаза на картине классика раньше и не замечалось. Даже глазу, не слишком искушенному, видно, что некоторые участники выставки, несмотря на юный возраст, уже вполне сформировавшиеся художнические индивидуальности - как тот же Юрий Лемпл, как брат и сестра Мария и Иван Поленниковы, как Леонида Шарый (особенно хороша ее серия крымских видов), как Артем Спивак. Очень хочется, чтобы не попадались им на творческом пути наставники, которые, по меткому слову короля футбола Пеле, "не развивают достоинства, а исправляют недостатки". Выставка - как раз тот случай, когда первый блин вовсе не комом, и, натурально, хочется продолжения. Например, чтобы темой выставки стал детский взгляд на отечественную историю. Дождемся ли? Не дает ответа загадочно улыбающийся с рисунка 9-летней Алисы-Марии Моисеевой хитрюга-лось... Также в рубрике:
|