Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 47 (7710) 3-9 декабря 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Звезды Голливуда и Кассаветис

КИНО НА ТВ

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


Не сразу и вспомнишь, когда канал "Культура" радовал нас так, как на обозреваемой неделе: нам покажут сразу две ретроспективы - "Звезды Голливуда" и Джона Кассаветиса, куда вошли практически неизвестные широкому зрителю знаменитые фильмы. Первую из них открывают в понедельник " Маленькие женщины " ("Культура", 7 декабря, 11.00. США, 1933). Это тот редкий случай, когда экранизация оказалась в художественном отношении на голову выше литературной первоосновы - одноименного романа Луизы Мэй Элкотт. Джордж Кьюкор ("Газовый свет", "Займемся любовью", "Моя прекрасная леди"), дебютировавший в кино как режиссер всего лишь тремя годами ранее, сумел впечатляюще и психологически точно рассказать историю о драматичных судьбах четырех сестер на фоне Гражданской войны в США. Отец на фронте, и семье, ведомой их любимой мамой, с большим трудом удается сводить концы с концами. Существенную помощь им оказывают сосед мистер Лоуренс (Генри Стивенсон) и его внук Лори (Дуглас Монтгомери)... Картина имела большой зрительский успех и была отмечена "Оскаром" за лучший адаптированный сценарий, а также номинациями на "Оскара" за фильм и режиссуру. Но, пожалуй, наибольший вклад в этот успех внесла 24-летняя Кэтрин Хепберн, сыгравшая одну из сестер - Джо - и получившая за эту роль награду Венецианского кинофестиваля.

Если Кэтрин Хепберн в "Маленьких женщинах" только поднималась к вершинам славы, то для Джеймса Кэгни, известного нам прежде всего по таким шедеврам, как "Ангелы с грязными лицами" (1938) и "Ревущие двадцатые" (1939), мелодрама Чарльза Видора " Люби меня, или покинь меня " ("Культура", 8 декабря, 10.50. США, 1955), отмеченная "Оскаром" за лучший сценарий, стала своего рода лебединой песней - больше крупных ролей у него не было. Он весьма и весьма впечатляюще (номинация на "Оскара" за лучшую мужскую роль) сыграл немолодого фабриканта и ловеласа Мартина Снайдера, с первого взгляда влюбившегося в красавицу Рут Эттинг (Дорис Дэй). Рут мечтает стать знаменитой певицей, и ей очень нужна поддержка Мартина, однако она не спешит отвечать взаимностью на его чувства... Премии "Оскар" за лучший сценарий удостоена и комедийная мелодрама Винсента Миннелли " Создавая женщину " ("Культура", 9 декабря, 10.50. США, 1957), где солируют голливудские суперзвезды Грегори Пек, Лорен Бэколл. Их персонажи, спортивный репортер Майк Хаген и дизайнер Марилла Браун, познакомившись на вечеринке, так увлеклись друг другом, что почти сразу поженились. И тут обнаружилось, что они совершенно разные люди. Она привыкла к богемной жизни и к роскоши, а он обожает бокс и скачки. Косяком пошли ссоры и бурные примирения, но их по-прежнему влекло друг к другу. И тут жизнь "подарила" им тяжелое испытание: Майк написал серию статей о махинациях в мире бокса, и потерпевшие решили воспользоваться услугами бандитов... Еще одну голливудскую суперзвезду - Лану Тернер - мы увидим в мюзикле Кертиса Бернхардта " Веселая вдова " ("Культура", 10 декабря, 10.50. США, 1952) - по одноименной оперетте Франца Легара. Она играет молодую богатую вдову Кристал Радек, которая приезжает в маленькое европейское королевство Маршовия, чтобы присутствовать на открытии памятника покойному мужу. Король и его клерки озабочены одним: Кристал ни в коем случае не должна выйти замуж за иностранца - в противном случае ее деньги, в которых так нуждается казна королевства, будут потеряны для родины. И король отправляет известного сердцееда графа Данило (Фернандо Ламас) соблазнить вдову - он должен жениться на ее миллионах...

Ретроспектива фильмов Джона Кассаветиса состоит всего лишь из трех фильмов, зато каких! Режиссер (и талантливый актер!), он стал знаменитостью, поставив в 1960 году на деньги, заработанные на телевидении и ролями в кино, "Тени", которые открыли целую эру в американском независимом кинематографе. Перед ним открылись перспективы стать успешным голливудским режиссером, однако Кассаветис предпочел снимать только то, к чему лежала душа. Причем зачастую каждый свой следующий фильм он снимал на деньги, вырученные за предыдущий. Это были в основном малобюджетные (если сравнивать с голливудскими), камерные ленты, где сюжет не на первом месте: главное внимание сосредоточено на психологии взаимоотношений. И еще одна примечательная особенность - в лучших его фильмах лучшие свои роли сыграла замечательная актриса Джина Роулендс, его жена и мать троих его детей. Это относится и к нему самому, хотя он был очень востребован как актер, снимался много, в том числе и в известных фильмах. Очень хороша Джина Роулендс, в частности, в психологической драме " Женщина под влиянием " ("Культура", 12 декабря, 22.20. США, 1974), за роль в которой была удостоена "Золотого глобуса" и номинации на "Оскара". Ее героиня домохозяйка Мэйбл любима мужем (Питер Фальк), у нее трое замечательных детей, но она несчастлива в браке. Неудовлетворенность жизнью и депрессия то и дело приводят ее к нервным срывам, неадекватным поступкам. Не выдержав постоянного напряжения и сумасбродного - на грани сумасшествия - поведения жены, Ник отправляет ее в психиатрическую лечебницу. Он все еще надеется сохранить семью, считает дни, когда Мэйбл вернется домой. И вот спустя полгода она вернулась... Многие критики сразу причислили картину к разряду шедевров, что неудивительно, поскольку она сделана талантливо и мастерски (номинация на "Оскара" за режиссуру, номинации на "Золотой глобус" за фильм, режиссуру и сценарий). Удивительно то, что она оказалась коммерчески успешным проектом. Настолько успешным, что Кассаветис за счет него смог профинансировать две последующие картины. И это несмотря на ограниченный прокат, несмотря на то, что на экране два с половиной часа идет сплошная "бытовуха" - персонажи много говорят и мало что делают, событий как таковых раз два и обчелся.

Не может не восхищать Джина Роулендс и в " Премьере " ("Культура", 13 декабря, 22.20. США, 1977) - "Серебряный Медведь" на МКФ в Берлине за лучшую женскую роль и номинация на "Золотой глобус" отнюдь не случайны. На этот раз компанию ей составил муж, сыгравший одну из главных ролей. Это один из лучших фильмов о театре в истории мирового кино. Роулендс играет стареющую бродвейскую звезду Миртл Гордон, которая готовится к премьере - возможно, последней в ее долгой и богатой на крупные роли карьере. И тут происходит стресс: она становится свидетельницей и невольной причиной трагедии - неизвестный преступник убивает ее поклонницу. Миртл впадает в глубокую депрессию, ее начинает преследовать призрак погибшей девушки, и она, будучи не в силах избавиться от видений, начинает сильно пить... Картина детально и убедительно воспроизводит атмосферу театральной жизни на Бродвее - вне сцены, на сцене и за кулисами. И хотя и здесь мало что происходит на экране, она держит зрителей в постоянном напряжении, заставляя сопереживать.

Совсем другого Кассаветиса вы увидите в криминальной драме " Убийство китайского букмекера " ("Культура", 11 декабря, 23.55. США, 1976). Однако и здесь для него на первом плане не динамичный сюжет, а внутренний мир, переживания главного героя. Это история Козмо Вителли (Бен Газзара) - хозяина стрип-клуба "Безумная лошадь" и по совместительству отчаянного картежника. Однажды он крупно проиграл гангстерам, и те, пользуясь его зависимостью от них, пытаются заставить его убить влиятельного китайского букмекера, который стоит у них на пути. Эту незаурядную ленту Кассаветис снимал, отталкиваясь от знаменитых голливудских "нуаров" 40-х годов, как бы отдавая им дань признательности. И вместе с тем это кино оригинальное, с интересными стилистическими находками. Как всегда, у Кассаветиса хороши актеры - и прежде всего Бен Газзара.

И в заключение несколько слов о новом отечественном фильме " Отец " ("Россия", 11 декабря, 0.05. Россия, 2007. Режиссер Иван Соловов). Зaкoнчилacь вoйнa. Toлькo вмecтo cчacтья и paдocти иcпытывaeт Aлeкceй Ивaнoв (Алексей Гуськов) гopeчь и cтpax. Haдo вoзвpaщaтьcя дoмoй, a бoязнo. Пoмнят ли eгo дeти, кoтopыx oн ocтaвил мaлышaми? Пoмнит ли жeнa Любa (Полина Кутепова)? Taк жe cтpaшнoвaтo вoзвpaщaтьcя дeвyшкe Maшe (Светлана Иванова), y кoтopoй пoгибли poдитeли, и в poднoм гopoдe ждyт тoлькo дaльниe poдcтвeнники... "Меня в свое время потряс и с той поры не отпускал рассказ "Возвращение" - небольшой, но чрезвычайно емкий и, пожалуй, самый пронзительный рассказ Андрея Платонова, воспринятый официозом как клеветнический, - говорит сопродюсер и исполнитель главной роли Алексей Гуськов. - Собственно, из-за него этот выдающийся, гениальный писатель был окончательно изгнан из советской литературы. А если взять шире - то и из жизни. В этом рассказе шекспировский накал страстей при необыкновенной простоте изложения, простоте, за которой кроется бездонная глубина".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;