Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 47 (7710) 3-9 декабря 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительЗвезды Голливуда и КассаветисКИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ Не сразу и вспомнишь, когда канал "Культура" радовал нас так, как на обозреваемой неделе: нам покажут сразу две ретроспективы - "Звезды Голливуда" и Джона Кассаветиса, куда вошли практически неизвестные широкому зрителю знаменитые фильмы. Первую из них открывают в понедельник " Маленькие женщины " ("Культура", 7 декабря, 11.00. США, 1933). Это тот редкий случай, когда экранизация оказалась в художественном отношении на голову выше литературной первоосновы - одноименного романа Луизы Мэй Элкотт. Джордж Кьюкор ("Газовый свет", "Займемся любовью", "Моя прекрасная леди"), дебютировавший в кино как режиссер всего лишь тремя годами ранее, сумел впечатляюще и психологически точно рассказать историю о драматичных судьбах четырех сестер на фоне Гражданской войны в США. Отец на фронте, и семье, ведомой их любимой мамой, с большим трудом удается сводить концы с концами. Существенную помощь им оказывают сосед мистер Лоуренс (Генри Стивенсон) и его внук Лори (Дуглас Монтгомери)... Картина имела большой зрительский успех и была отмечена "Оскаром" за лучший адаптированный сценарий, а также номинациями на "Оскара" за фильм и режиссуру. Но, пожалуй, наибольший вклад в этот успех внесла 24-летняя Кэтрин Хепберн, сыгравшая одну из сестер - Джо - и получившая за эту роль награду Венецианского кинофестиваля. Если Кэтрин Хепберн в "Маленьких женщинах" только поднималась к вершинам славы, то для Джеймса Кэгни, известного нам прежде всего по таким шедеврам, как "Ангелы с грязными лицами" (1938) и "Ревущие двадцатые" (1939), мелодрама Чарльза Видора " Люби меня, или покинь меня " ("Культура", 8 декабря, 10.50. США, 1955), отмеченная "Оскаром" за лучший сценарий, стала своего рода лебединой песней - больше крупных ролей у него не было. Он весьма и весьма впечатляюще (номинация на "Оскара" за лучшую мужскую роль) сыграл немолодого фабриканта и ловеласа Мартина Снайдера, с первого взгляда влюбившегося в красавицу Рут Эттинг (Дорис Дэй). Рут мечтает стать знаменитой певицей, и ей очень нужна поддержка Мартина, однако она не спешит отвечать взаимностью на его чувства... Премии "Оскар" за лучший сценарий удостоена и комедийная мелодрама Винсента Миннелли " Создавая женщину " ("Культура", 9 декабря, 10.50. США, 1957), где солируют голливудские суперзвезды Грегори Пек, Лорен Бэколл. Их персонажи, спортивный репортер Майк Хаген и дизайнер Марилла Браун, познакомившись на вечеринке, так увлеклись друг другом, что почти сразу поженились. И тут обнаружилось, что они совершенно разные люди. Она привыкла к богемной жизни и к роскоши, а он обожает бокс и скачки. Косяком пошли ссоры и бурные примирения, но их по-прежнему влекло друг к другу. И тут жизнь "подарила" им тяжелое испытание: Майк написал серию статей о махинациях в мире бокса, и потерпевшие решили воспользоваться услугами бандитов... Еще одну голливудскую суперзвезду - Лану Тернер - мы увидим в мюзикле Кертиса Бернхардта " Веселая вдова " ("Культура", 10 декабря, 10.50. США, 1952) - по одноименной оперетте Франца Легара. Она играет молодую богатую вдову Кристал Радек, которая приезжает в маленькое европейское королевство Маршовия, чтобы присутствовать на открытии памятника покойному мужу. Король и его клерки озабочены одним: Кристал ни в коем случае не должна выйти замуж за иностранца - в противном случае ее деньги, в которых так нуждается казна королевства, будут потеряны для родины. И король отправляет известного сердцееда графа Данило (Фернандо Ламас) соблазнить вдову - он должен жениться на ее миллионах... Ретроспектива фильмов Джона Кассаветиса состоит всего лишь из трех фильмов, зато каких! Режиссер (и талантливый актер!), он стал знаменитостью, поставив в 1960 году на деньги, заработанные на телевидении и ролями в кино, "Тени", которые открыли целую эру в американском независимом кинематографе. Перед ним открылись перспективы стать успешным голливудским режиссером, однако Кассаветис предпочел снимать только то, к чему лежала душа. Причем зачастую каждый свой следующий фильм он снимал на деньги, вырученные за предыдущий. Это были в основном малобюджетные (если сравнивать с голливудскими), камерные ленты, где сюжет не на первом месте: главное внимание сосредоточено на психологии взаимоотношений. И еще одна примечательная особенность - в лучших его фильмах лучшие свои роли сыграла замечательная актриса Джина Роулендс, его жена и мать троих его детей. Это относится и к нему самому, хотя он был очень востребован как актер, снимался много, в том числе и в известных фильмах. Очень хороша Джина Роулендс, в частности, в психологической драме " Женщина под влиянием " ("Культура", 12 декабря, 22.20. США, 1974), за роль в которой была удостоена "Золотого глобуса" и номинации на "Оскара". Ее героиня домохозяйка Мэйбл любима мужем (Питер Фальк), у нее трое замечательных детей, но она несчастлива в браке. Неудовлетворенность жизнью и депрессия то и дело приводят ее к нервным срывам, неадекватным поступкам. Не выдержав постоянного напряжения и сумасбродного - на грани сумасшествия - поведения жены, Ник отправляет ее в психиатрическую лечебницу. Он все еще надеется сохранить семью, считает дни, когда Мэйбл вернется домой. И вот спустя полгода она вернулась... Многие критики сразу причислили картину к разряду шедевров, что неудивительно, поскольку она сделана талантливо и мастерски (номинация на "Оскара" за режиссуру, номинации на "Золотой глобус" за фильм, режиссуру и сценарий). Удивительно то, что она оказалась коммерчески успешным проектом. Настолько успешным, что Кассаветис за счет него смог профинансировать две последующие картины. И это несмотря на ограниченный прокат, несмотря на то, что на экране два с половиной часа идет сплошная "бытовуха" - персонажи много говорят и мало что делают, событий как таковых раз два и обчелся. Не может не восхищать Джина Роулендс и в " Премьере " ("Культура", 13 декабря, 22.20. США, 1977) - "Серебряный Медведь" на МКФ в Берлине за лучшую женскую роль и номинация на "Золотой глобус" отнюдь не случайны. На этот раз компанию ей составил муж, сыгравший одну из главных ролей. Это один из лучших фильмов о театре в истории мирового кино. Роулендс играет стареющую бродвейскую звезду Миртл Гордон, которая готовится к премьере - возможно, последней в ее долгой и богатой на крупные роли карьере. И тут происходит стресс: она становится свидетельницей и невольной причиной трагедии - неизвестный преступник убивает ее поклонницу. Миртл впадает в глубокую депрессию, ее начинает преследовать призрак погибшей девушки, и она, будучи не в силах избавиться от видений, начинает сильно пить... Картина детально и убедительно воспроизводит атмосферу театральной жизни на Бродвее - вне сцены, на сцене и за кулисами. И хотя и здесь мало что происходит на экране, она держит зрителей в постоянном напряжении, заставляя сопереживать. Совсем другого Кассаветиса вы увидите в криминальной драме " Убийство китайского букмекера " ("Культура", 11 декабря, 23.55. США, 1976). Однако и здесь для него на первом плане не динамичный сюжет, а внутренний мир, переживания главного героя. Это история Козмо Вителли (Бен Газзара) - хозяина стрип-клуба "Безумная лошадь" и по совместительству отчаянного картежника. Однажды он крупно проиграл гангстерам, и те, пользуясь его зависимостью от них, пытаются заставить его убить влиятельного китайского букмекера, который стоит у них на пути. Эту незаурядную ленту Кассаветис снимал, отталкиваясь от знаменитых голливудских "нуаров" 40-х годов, как бы отдавая им дань признательности. И вместе с тем это кино оригинальное, с интересными стилистическими находками. Как всегда, у Кассаветиса хороши актеры - и прежде всего Бен Газзара. И в заключение несколько слов о новом отечественном фильме " Отец " ("Россия", 11 декабря, 0.05. Россия, 2007. Режиссер Иван Соловов). Зaкoнчилacь вoйнa. Toлькo вмecтo cчacтья и paдocти иcпытывaeт Aлeкceй Ивaнoв (Алексей Гуськов) гopeчь и cтpax. Haдo вoзвpaщaтьcя дoмoй, a бoязнo. Пoмнят ли eгo дeти, кoтopыx oн ocтaвил мaлышaми? Пoмнит ли жeнa Любa (Полина Кутепова)? Taк жe cтpaшнoвaтo вoзвpaщaтьcя дeвyшкe Maшe (Светлана Иванова), y кoтopoй пoгибли poдитeли, и в poднoм гopoдe ждyт тoлькo дaльниe poдcтвeнники... "Меня в свое время потряс и с той поры не отпускал рассказ "Возвращение" - небольшой, но чрезвычайно емкий и, пожалуй, самый пронзительный рассказ Андрея Платонова, воспринятый официозом как клеветнический, - говорит сопродюсер и исполнитель главной роли Алексей Гуськов. - Собственно, из-за него этот выдающийся, гениальный писатель был окончательно изгнан из советской литературы. А если взять шире - то и из жизни. В этом рассказе шекспировский накал страстей при необыкновенной простоте изложения, простоте, за которой кроется бездонная глубина". Также в рубрике:
|