Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 2 (7715) 21-27 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраИ Дед Мороз бояться умеетВладислав Ефимов в "Stella Art Foundation" Ирина КУЛИК
Кто-то остроумно заметил, что всеобщую историю музеев должен был бы написать Мишель Фуко, французский философ, прославившийся своими фундаментальными исследованиями тюрем, сумасшедших домов и больниц. Ведь музей также можно рассматривать, как своего рода место заключения для экспонатов, которые, как и узники, обречены до скончания срока постоянно быть на виду, под неусыпным надзором зрителей-надзирателей. Публика музеев классического искусства привыкла к покорной пассивности полотен и скульптур, стоящих "на вытяжку" перед ее взглядом. И только в музеях современного искусства экспонаты время от времени позволяют себе некоторую активность, граничащую с бунтом. Они реагируют на появление зрителя движением и шумом, захватывают его в свое пространство, если это инсталляция, требуют его времени (если речь идет о видео) и участия, если это интерактивное искусство. В музее современного искусства неподготовленный зритель чувствует себя ущемленным, смещенным со своей иерархической позиции надзирателя или принимающего парад военачальника - и потому отчасти напуганным. Впрочем, страх можно испытать и в самом что ни на есть традиционном музее: кто из нас в детстве не боялся мумий и звероголовых изваяний в египетских залах? Неслучайно бунт экспонатов-заключенных стал темой отнюдь не высоколобой голливудской комедии "Ночь в музее". Но музейных экспонатов, даже самых шустрых, все же не надо страшиться - ибо, возможно, они, как и, например, мыши, боятся тебя еще больше, чем ты их. Владислав Ефимов, не только лучший российский фотограф архитектуры, но и овладевший новыми технологиями актуальный художник, лауреат премии Министерства культуры "Инновация" 2008 года в области современного визуального искусства, уже обращался к теме несколько садомазохистских отношений между экспонатом и публикой в своих совместных с Аристархом Чернышевым интерактивных видеоинсталляциях, где зрителям предоставлялась возможность при помощи джойстиков и прочих приспособлений всласть "помучить" видеодвойников самих авторов - заставить их пилить себе конечности, надуваться, как воздушные шарики, или же трансформироваться самым причудливым образом. Его новый персональный проект "Пугающаяся коллекция", представленный в респектабельных залах "Stella Art Foundation" в Скарятинском переулке, может восприниматься как своего рода высказывание в защиту прав экспонатов, исполненное почти того же жалостливого пафоса, что и выступления защитников животных, призывающих освободить узников зоопарков или лабораторий. Деревянные ящики со множеством ячеек, из которых состоит его инсталляция, напоминают не столько музейные витрины, сколько ряды клеток, застенки для подопытных тварей. Да и живут в этих клетках по большей части не какие-нибудь пугающе экзотические художественные объекты, а вполне себе привычные, "домашние", как кошки, кролики или морские свинки, предметы. На этот раз Владислав Ефимов расстался с существенной частью своей фотоколлекции разнообразных предметов, находящихся словно бы в промежуточной фазе между рухлядью с барахолки и почтенным антиквариатом. В витринах-клетках заключены старинные дамские шляпки и перламутровый веер, разрисованная жестянка из-под печенья, берестяные коробки, рубанок, собрание металлических фляжек, траченный молью плюшевый мишка, пара кукольного размера ботиночек, два пластмассовых Деда Мороза из-под советской елки и прочий милый, совершенно интимный хлам, вовсе не предназначенный, казалось бы, для публичного показа. И правда, стоит назойливому зрителю наклониться поближе к витрине, как предметы эти буквально с визгом ужаса отшатываются от него, стремясь забиться вглубь клетки, подальше, в темный угол. Для того чтобы взирать на толпу с буддистской отрешенностью реди-мейдов Марселя Дюшана, они, пожалуй, слишком нагружены всевзоможными сентиментальными смыслами. Они слишком домашние, слишком ручные. Ведь быть музейным экспонатом, будь то предмет старины или художественный объект, - это, как-никак, целое искусство. Также в рубрике:
|