Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 2 (7715) 21-27 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

ЕЛЕНА БРУСКОВА: Честь и достоинство Уланова ценила превыше всего!

Яна ЖИЛЯЕВА
Фото Дмитрия КУЛИКОВА и Леонида БУРМИСТРОВА


Г.Уланова

Столетний юбилей Галины Улановой пришелся на самое начало наступившего года, и хотелось бы, чтобы благодаря этому событию, все последующие дни были окрашены светом высокой духовности, ненадуманной простоты и редкой искренности, которыми отличалось искусство великой балерины. Галине Сергеевне Улановой посвятили фестиваль, начало которого пришлось на ее день рождения и отмечалось в Мариинском театре, где она начинала свой творческий путь. Большой театр посвятил памятной дате два балета - "Лебединое озеро" и "Жизель". Завершился фестиваль гала-концертом на Новой сцене ГАБТа с участием солистов Большого и Мариинского театров, о чем мы расскажем читателям в следующем номере. Сегодняшняя публикация - беседа с журналистом Еленой Сергеевной БРУСКОВОЙ - одной из немногих близких знакомых Галины Сергеевны Улановой. Она находилась рядом с балериной не так долго, но - до конца ее жизни. С разрешения Галины Сергеевны записывала поздравительные звонки в ее последний день рождения. Их оказалось 48! Больше всего Галину Сергеевну умилили приветствия участкового милиционера и Бориса Ельцина. От Ельцина прислали огромный букет роз. Галина Сергеевна сказала, что надо бы поблагодарить его за внимание: "Но как? Ведь мы не знакомы!" Мы попросили Елену Сергеевну поделиться своими воспоминаниями о великой балерине, которой в наступившем году исполнилось бы 100 лет.

- Елена Сергеевна, как вы познакомились с Улановой ?

- Будучи совсем маленькой девочкой, я видела Уланову на сцене Большого театра и, что такое Галина Сергеевна, конечно, в момент знакомства хорошо понимала. Я тогда была собкором "Комсомольской правды". Мы познакомились через Таню Агафонову. Когда ее не стало, Галина Сергеевна осталась совсем одна. Человек она была, с одной стороны, необычайно независимый и самостоятельный, с другой - абсолютно неприспособленный к жизни.

Г.Уланова и Дж.Ноймайер в квартире на Котельнической

- Это было так очевидно ?

- После знакомства - да. Галина Сергеевна не очень охотно пускала в свою жизнь посторонних людей. Не помню в деталях, как впервые оказалась в улановской квартире на Котельнической набережной. В тот момент я не была обременена семейством и малыми детьми, так что все получилось более-менее органично.

- Дистанция за время знакомства между вами менялась ?

- Нет. Отношения установились сразу и не менялись. Мы были на "вы". Меня Галина Сергеевна называла Лена, я ее - Галина Сергеевна.

Она была человеком подтянутым, организованным, неразболтанным и внутренне, и внешне. Никогда, вплоть до последних дней, я не видела Галину Сергеевну неприбранной.

- Ходила ли Галина Сергеевна в магазины ?

- Даже интереса к этому не проявляла. Невозможно было представить, чтобы Галина Сергеевна спускалась вниз в магазин. Хотя магазин-то - на первом этаже дома. Я не знаю, как это было устроено до Тани, но предполагаю, что по магазинам, видимо, ходила домработница. Потом Таня, потом я. Говорить о том, что и как приготовить, с Галиной Сергеевной тоже было нельзя.

- Как случилось, что корреспондент "Комсомольской правды" Татьяна Агафонова так сблизилась с Галиной Сергеевной, стала ей и секретарем, и компаньоном ?

- Однажды Татьяна пришла к Галине Сергеевне, чтобы написать про нее книжку. Она была невероятно искренним человеком, но эта искренность как бы переходила от плюса к минусу. При этом Татьяна боготворила Уланову. Но боготворила иногда под барабанный бой.

Про их союз много говорили, для многих он казался непонятным. Соединить Татьяну и Галину Сергеевну казалось невозможным. Татьяна эмоционально несдержанная, взрывная! Рядом с трепетной Галиной Сергеевной она смотрелась очень контрастно.

Когда мы с Таней приехали к врачу за результатами ее обследования, то меня попросили зайти в кабинет и сказали про злокачественное образование и о том, что нужна срочная операция. Татьяне тоже все рассказали откровенно. Но она от операции отказалась.

- А Галина Сергеевна могла вмешаться и настоять на операции ?

Г.Уланова на репетиции

- Нет. Это очень трудно объяснить. Она была неравнодушным человеком, близко к сердцу принимала многое, но никогда ни во что не вмешивалась, если ее не просили. Да и не была уверена, что это необходимо. А так как Татьяна была решительна, настойчива, громогласна, - словом, все, что было в Татьяне, отсутствовало в Галине Сергеевне, то Галина Сергеевна не решилась вмешаться.

- Про Галину Сергеевну пишут, что она была человеком, закрытым от обычного мира, что "скрытая, потайная часть ее всегда пребывала в полной безмятежности ".

- Безмятежность и Галина Сергеевна - несочетаемы. Она, конечно, не была мятежной, но и безмятежной ее не назовешь. Человек необыкновенный, что, правда, было очень заметно. Возможно, потому, что, когда люди входили в ее жизнь, она уже была Улановой: уже существующий образ продолжал воздействовать. Возможно, потому, что она воспитывалась и формировалась в другую эпоху, от которой в ней сохранился особый стрежень. Я помню, как она рассказывала про первые годы в балетном училище. Была разруха, и мама отдала ее в училище просто потому, что другого пути не было. Они ели маленькие кусочки черного хлеба на роскошных тарелках с царскими вензелями. В училище она идти не хотела, но выбирать не приходилось - и это был единственный способ выжить. Мама, преподавая в училище, никогда не делала ей никаких поблажек. Очевидно, и мамин характер, и характер эпохи были жесткими.

- Тогда как уживались жесткость эпохи и внутренняя гармония, которой отличалась Уланова ?

- Человек ее масштаба не мог быть негармоничным. Она была взыскательна к себе и никогда не была восторженной. Напротив, предельно внутренне сдержанной. Думаю, люди, которых она пускала в свою жизнь, тоже должны были обладать такими качествами. Уланова была сильным человеком. Мудрым. Случайных людей рядом с ней не было.

Она принадлежала по рождению к другому миру, другому строю, в которых честь и достоинство ценились превыше всего. Галина Сергеевна смогла сохранить их и выжить, состояться в совершенно другом мире. У нее, конечно, был очень сильный характер. С одной стороны, она была неконфликтным человеком, с другой - никогда не переступала через свои принципы. Если она что-то отрезала, значит, отрезала.

Галина Сергеевна была человеком отдельной лепки. Видно, наверху кто-то над ней индивидуально работал. Она для себя ничего никогда не просила. Но что касается своих учеников - активно им помогла и была неравнодушна к их судьбе.

- Ученики Улановой похожи на нее по человеческим качествам ?

- Да, совершенно верно. Так выходило, что она работала с теми, кто оказывался одной с ней породы. Все - с крепким внутренним стержнем. Особенно Катя Максимова. Человек скромный, невероятно сдержанный, замкнутый и больше других на Галину Сергеевну похожий. Думаю, восторженных дурочек она бы не потерпела.

Помню, как заботливо Галина Сергеевна выбирала подарок для ребенка Надежды Грачевой. Но самые ее любимые и близкие ученики - Катя и Володя. Они были первыми.

- Интересовало ли Галину Сергеевну что-то еще, кроме балета ?

- Она обладала способностью точно оценивать происходящее, причем с самых первых минут. Для этого ей было достаточно пары реплик или пары строк.

Телевизор Галина Сергеевна практически не смотрела. При мне как-то послушала несколько минут какую-то радиопередачу и сказала: "Общество рассыпалось, как песок".

Когда я рассказала ей про свой проект создания детских деревень (а детские деревни, на мой взгляд, - это лучшая форма помощи детям, по тем или иным причинам лишившимся семьи), она при всей своей отстраненности от жизни отнеслась к этому с неподдельным интересом. Вскоре после разговора Галину Сергеевну нарекли почетным гражданином города Москвы и пригласили на торжественную церемонию. Она сказала, что пойдет: "Там будет Лужков, я ему скажу, чтобы вам помогал". И действительно поговорила с Юрием Михайловичем.

Потом Галина Сергеевна подобрала вещи, которые решила отдать в деревню. Это были большие хрустальные блюда и зеркало. Зеркало теперь висит в первой детской деревне в Томилине.

- Галина Сергеевна приезжала туда ?

- Нет, и я не приглашала. Мне не хотелось, чтобы вокруг нее поднялась суматоха. Но в гости к Улановой приходил директор нашей первой деревни. Они с интересом беседовали. Приезжал к детям Володя Васильев. Искренне всем интересовался и неоднократно нам помогал. Отчислял детям часть своих гонораров. А потом собрал все мягкие игрушки, которые дарили Кате, и отдал их в деревню.

- Вы планировали написать книгу о Галине Сергеевне ?

- Нет! Но иногда что-то за ней я записывала. Реагировала она на это спокойно, естественно.

- Вела ли Галина Сергеевна дневники, делала ли какие-то записи ?

- Нет, этого я не видела никогда. Несколько раз она говорила, что хотела бы написать книгу - профессиональное пособие для балерин.

- Говорят, Галина Сергеевна с глубокой нежностью вспоминала детство, Санкт-Петербург ?

- Она вообще была человеком неразговорчивым и так "вдруг" ничего не вспоминала. Но к родному городу относилась с большой нежностью. Помню, как к ней приехали из питерского театрального музея и попросили что-нибудь для коллекции. Так она почти полдома очистила! Все показывала, и на что музейщики кидали взгляд - все отдавала. Костюмы, которые хранились дома, веер Анны Павловой, многое другое.

Потом мы ездили с Галиной Сергеевной в Санкт-Петербург, когда там решили установить ей памятник. Сели в поезд, остановились в гостинице "Центральная". На торжественном открытии она коротко выступала.

- Памятник понравился Галине Сергеевне ?

- Она мне об этом не сказала, а мне было неловко спрашивать. Галина Сергеевна тяготилась своей известностью и соглашалась на участие в событиях такого рода только тогда, когда понимала, что это необходимо. В общем, открытие далось ей нелегко. Зато мы общались с друзьями Галины Сергеевны, ходили в гости. Они звонят мне до сих пор. Чувствовалось, что Галина Сергеевна нежно привязана к своему городу, не чувствует себя здесь посторонней.

Последнее мероприятие, на котором присутствовала Галина Сергеевна уже в Москве, устраивала Эвелина, американка французских кровей, ее поклонница. Она много лет ездила по миру за Улановой, не пропускала ее гастролей. Но познакомиться они смогли, только когда Эвелина привезла в Москву огромную коллекцию картин и других произведений искусства из собрания Федора Шаляпина.

- Таких поклонников, конечно, было много в жизни Галины Сергеевны ?

- Последнее, что она читала, - письмо от поклонника. Когда-то он видел ее на сцене и решился написать о чувствах, которые тогда пережил. Письмо это было написано бесхитростно, довольно безграмотно, но очень искренне. Галина Сергеевна даже зачитывала оттуда строки.

- Галина Сергеевна понимала масштаб своей личности, свою роль в истории балета ?

- Думаю, да. Но она никогда об этом не говорила. Однажды у нее в гостях был один известный человек, который рассказывал, как много работает, где ему приходится бывать и чем заниматься. А когда ушел, Галина Сергеевна сказала: "Если бы я жила, как он, я бы стояла в кордебалете в четвертом ряду".

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;