Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 15 (7728) 22 апреля-5 мая 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

ЭДУАРД ЛИМОНОВ: Я никогда не оставлял без мгновенного ответа вызовы судьбы

ПЕРСОНА

Татьяна КОВАЛЕВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Э.Лимонов

Эдуард ЛИМОНОВ - поэт, писатель и вечный оппозиционер. В юности он писал стихи, вместе с Леонидом Губановым занимался в семинаре Арсения Тарковского, зарабатывал на жизнь тем, что шил брюки. В 29 лет уехал на Запад, где написал знаменитый роман "Это я, Эдичка!" Из-под его пера вышла нашумевшая в свое время повесть "У нас была великая эпоха". В 1990-х он вернулся в Россию, занялся политической деятельностью, но писать не перестал. Лимонов успевает работать в самых разных жанрах: тут и романы, и политические памфлеты, и публицистика, а недавно вышли очерки натуральной философии "Ереси". Эдуард Лимонов - очень занятой человек, поэтому на вопросы о литературе и своем творчестве он предложил ответить по электронной почте.

- Эдуард Вениаминович, у вас завидная писательская биография: вы участвовали в войнах, жили в окопах и казармах, сидели в тюрьме... Вы сознательно ее выстраиваете ?

- Построить биографию на самом деле невозможно. В моей биографии участвовало так много посторонних мне факторов, что они успешно сломали бы любой мой план, если бы таковой существовал. Моя биография получилась такой, как она есть, потому что я никогда не оставлял без мгновенного ответа вызовы судьбы. Появлялась малейшая возможность, и я ее использовал, тогда как другие боялись, медлили и бездействовали. Я не боялся красавиц и чудовищ и не боялся приключений, часто рисковал, потому у меня случились в жизни приключения, и через нее прошли красавицы и чудовища. И все это продолжает участвовать в моей жизни и по сей день.

- Когда ушел из жизни Александр Солженицын, вы заявили: "После его смерти и смерти Бродского я остался один". Вы ставите себя рядом с ними ?

- Меня ставят рядом с ними мои современники. Самые внимательные и чуткие среди современников. Потому что по масштабу дарования, по серьезности и трагизму дарования и личной судьбы я вполне нормально смотрюсь рядом с Бродским и Солженицыным.

- Как вы оцениваете свой творческий возраст? Вас называли "вечным юношей "...

- Вечным юношей быть невозможно. Я нахожусь в возрасте Фауста, этим все сказано. Личное бессмертие - это пошло. Важно, что я остаюсь талантлив и сегодня, и моим современникам сегодня интересны мои идеи. Это редко кому удается. Обыкновенно "писатель" интересен только своему поколению.

- Вы начинали со стихов, перешли на романы, теперь занялись эссеистикой. Не ностальгируете ли по поэзии ?

- Вы плохо информированы. После тюрьмы я успел выпустить две книжки стихов: "Ноль часов" и "Мальчик, беги!" Сейчас готовится к выходу третья. Надеюсь, в мае она выйдет в издательстве "Ад Маргинем".

- У вас более сорока книг - все они отличаются неординарностью. Какую вы считаете главной ?

- Все важны по-своему. Я не автор одной главной книги.

- В тюрьме вы написали немало книг. Это было спасительное занятие там ?

- Пока я сидел в Лефортовской тюрьме, я написал, кажется, семь книг. Еще одну, "По тюрьмам", написал в Саратовской центральной тюрьме. Тюрьма заставила меня вернуться в литературу, поскольку это был единственный доступный для заключенного способ влиять на общество. В тюрьме я стал мудрым.

- Как вы оцениваете состояние российской литературы сегодня ?

- Я недостаточно информирован о современной русской литературе. Потому воздержусь от ее оценки.

- Но читаете ли вы что-нибудь вообще ?

- Я не читаю романов и рассказов, только биографии великих людей и эссе.

- Писатель сегодня - уже не властитель умов. Какой должна быть роль писателя в обществе ?

- "Писатель" никогда не был "властителем дум". Властителями дум были мыслители. Крайне редко большой писатель еще и крупнейший мыслитель. Тогда это удача и рождает властителя дум. Большинство писателей узкие и глупые люди. Чуть менее глупые, чем актеры, но все же глупые.

- О чем сегодня надо писать ?

- Посредственным талантам лучше вообще ничего не писать. Макулатуры за века издано достаточно. Лучше воздержаться от производства серых книг. Посредственные книги - это банальные книги. К примеру, книги Аксенова или Довлатова - ужасающе посредственны. Они нравятся многим, но ведь серых, посредственных людей всегда много.

- Издают ли вас по-прежнему за границей? Прежде вышедшие там книги принесли не только известность, но и деньги. Что теперь с доходами от книг здесь и там ?

- Издают, впрочем, не очень активно. С тех пор как я вышел из тюрьмы, меня издавали во Франции и в Германии (по одной книге), в Италии (три книги) и в Восточной Европе. Доходы копеечные. Во Франции и Германии меня считают опасным человеком, неполиткорректным чудовищем, участвовавшим в сербских войнах и затем ставшим якобы русским националистом. Эти улыбчивые страны забывают о том, что были убийцами сербов и убивали и убивают иракцев и афганцев. Я презираю их ханжество. Улыбчивые людоеды.

- Едва ли не самой яркой женщиной в вашей жизни была Наталья Медведева. Как жилось двум литераторам вместе? Вспоминаете ли ее ?

- Наталья, да, была яркой. Но очень неумной тоже. Она училась у меня дисциплине и писательству. Как-то в последние годы она призналась мне, что писала свои книги, чтобы доказать мне себя. (Возможно, она была в тот момент неискренна, или ей так казалось.) У Натальи получилась трагическая судьба, обусловленная ее темпераментом, ее страстями. Но она была неумна. Я любил ее, и после ее смерти много размышлял о ней и разговаривал с ней вслух. Ну да, с мертвой... Спорил с ней... Доспаривал. Написал о ней десяток стихотворений. Правильно сделала, что умерла.

- Как вам, харьковчанину, живется в нынешней Москве ?

- Харьковчанин из меня давно выветрился, еще лет сорок назад. Да вряд ли я им когда-либо и был. Я всегда жил в мире великих людей прошлого, а окружающая меня реальность была лишь каждый раз декорацией. Декорации менялись. Москву я не люблю как город, это скопление мерзлых бараков, у Москвы отсутствует стиль. Живу я здесь по необходимости. Здесь проходит моя борьба. Здесь я совершаю подвиги.

- В книге "Ереси" вы доказываете, что человек создан не Богом, а некими сверхсуществами для энергетической подпитки, которых он должен найти и победить. Вы действительно так думаете ?

- В "Ересях" я сделал мое важнейшее открытие всей жизни. Ну конечно, человек создан как инкубатор для души, а она, в свою очередь, служит энергетической пищей сверхсуществу - Создателю (позднее он скрылся под личинами различных богов) и его семье. Я так увидел. Я написал дополнение к "Ересям", еще 50 страниц. Надо бы выпустить дополненное издание "Ересей". Но пока нет издателя. Найду, наверное.

- Вы пишете трудно или с наслаждением ?

- Я пишу так же, как и мыслю: профессионально. Мышление доставляет мне удовольствие. На процесс написания я смотрю как на процесс упорядочения моих мыслей по тому или иному поводу.

Также в рубрике:

ПЕРСОНА

РОМАН

ТЕНДЕНЦИИ

СУДЬБЫ

НОВИНКИ

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;