Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 15 (7728) 22 апреля-5 мая 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Курсив мойЭДУАРД ЛИМОНОВ: Я никогда не оставлял без мгновенного ответа вызовы судьбыПЕРСОНАТатьяна КОВАЛЕВА
Эдуард ЛИМОНОВ - поэт, писатель и вечный оппозиционер. В юности он писал стихи, вместе с Леонидом Губановым занимался в семинаре Арсения Тарковского, зарабатывал на жизнь тем, что шил брюки. В 29 лет уехал на Запад, где написал знаменитый роман "Это я, Эдичка!" Из-под его пера вышла нашумевшая в свое время повесть "У нас была великая эпоха". В 1990-х он вернулся в Россию, занялся политической деятельностью, но писать не перестал. Лимонов успевает работать в самых разных жанрах: тут и романы, и политические памфлеты, и публицистика, а недавно вышли очерки натуральной философии "Ереси". Эдуард Лимонов - очень занятой человек, поэтому на вопросы о литературе и своем творчестве он предложил ответить по электронной почте. - Эдуард Вениаминович, у вас завидная писательская биография: вы участвовали в войнах, жили в окопах и казармах, сидели в тюрьме... Вы сознательно ее выстраиваете ? - Построить биографию на самом деле невозможно. В моей биографии участвовало так много посторонних мне факторов, что они успешно сломали бы любой мой план, если бы таковой существовал. Моя биография получилась такой, как она есть, потому что я никогда не оставлял без мгновенного ответа вызовы судьбы. Появлялась малейшая возможность, и я ее использовал, тогда как другие боялись, медлили и бездействовали. Я не боялся красавиц и чудовищ и не боялся приключений, часто рисковал, потому у меня случились в жизни приключения, и через нее прошли красавицы и чудовища. И все это продолжает участвовать в моей жизни и по сей день. - Когда ушел из жизни Александр Солженицын, вы заявили: "После его смерти и смерти Бродского я остался один". Вы ставите себя рядом с ними ? - Меня ставят рядом с ними мои современники. Самые внимательные и чуткие среди современников. Потому что по масштабу дарования, по серьезности и трагизму дарования и личной судьбы я вполне нормально смотрюсь рядом с Бродским и Солженицыным. - Как вы оцениваете свой творческий возраст? Вас называли "вечным юношей "... - Вечным юношей быть невозможно. Я нахожусь в возрасте Фауста, этим все сказано. Личное бессмертие - это пошло. Важно, что я остаюсь талантлив и сегодня, и моим современникам сегодня интересны мои идеи. Это редко кому удается. Обыкновенно "писатель" интересен только своему поколению. - Вы начинали со стихов, перешли на романы, теперь занялись эссеистикой. Не ностальгируете ли по поэзии ? - Вы плохо информированы. После тюрьмы я успел выпустить две книжки стихов: "Ноль часов" и "Мальчик, беги!" Сейчас готовится к выходу третья. Надеюсь, в мае она выйдет в издательстве "Ад Маргинем". - У вас более сорока книг - все они отличаются неординарностью. Какую вы считаете главной ? - Все важны по-своему. Я не автор одной главной книги. - В тюрьме вы написали немало книг. Это было спасительное занятие там ? - Пока я сидел в Лефортовской тюрьме, я написал, кажется, семь книг. Еще одну, "По тюрьмам", написал в Саратовской центральной тюрьме. Тюрьма заставила меня вернуться в литературу, поскольку это был единственный доступный для заключенного способ влиять на общество. В тюрьме я стал мудрым. - Как вы оцениваете состояние российской литературы сегодня ? - Я недостаточно информирован о современной русской литературе. Потому воздержусь от ее оценки. - Но читаете ли вы что-нибудь вообще ? - Я не читаю романов и рассказов, только биографии великих людей и эссе. - Писатель сегодня - уже не властитель умов. Какой должна быть роль писателя в обществе ? - "Писатель" никогда не был "властителем дум". Властителями дум были мыслители. Крайне редко большой писатель еще и крупнейший мыслитель. Тогда это удача и рождает властителя дум. Большинство писателей узкие и глупые люди. Чуть менее глупые, чем актеры, но все же глупые. - О чем сегодня надо писать ? - Посредственным талантам лучше вообще ничего не писать. Макулатуры за века издано достаточно. Лучше воздержаться от производства серых книг. Посредственные книги - это банальные книги. К примеру, книги Аксенова или Довлатова - ужасающе посредственны. Они нравятся многим, но ведь серых, посредственных людей всегда много. - Издают ли вас по-прежнему за границей? Прежде вышедшие там книги принесли не только известность, но и деньги. Что теперь с доходами от книг здесь и там ? - Издают, впрочем, не очень активно. С тех пор как я вышел из тюрьмы, меня издавали во Франции и в Германии (по одной книге), в Италии (три книги) и в Восточной Европе. Доходы копеечные. Во Франции и Германии меня считают опасным человеком, неполиткорректным чудовищем, участвовавшим в сербских войнах и затем ставшим якобы русским националистом. Эти улыбчивые страны забывают о том, что были убийцами сербов и убивали и убивают иракцев и афганцев. Я презираю их ханжество. Улыбчивые людоеды. - Едва ли не самой яркой женщиной в вашей жизни была Наталья Медведева. Как жилось двум литераторам вместе? Вспоминаете ли ее ? - Наталья, да, была яркой. Но очень неумной тоже. Она училась у меня дисциплине и писательству. Как-то в последние годы она призналась мне, что писала свои книги, чтобы доказать мне себя. (Возможно, она была в тот момент неискренна, или ей так казалось.) У Натальи получилась трагическая судьба, обусловленная ее темпераментом, ее страстями. Но она была неумна. Я любил ее, и после ее смерти много размышлял о ней и разговаривал с ней вслух. Ну да, с мертвой... Спорил с ней... Доспаривал. Написал о ней десяток стихотворений. Правильно сделала, что умерла. - Как вам, харьковчанину, живется в нынешней Москве ? - Харьковчанин из меня давно выветрился, еще лет сорок назад. Да вряд ли я им когда-либо и был. Я всегда жил в мире великих людей прошлого, а окружающая меня реальность была лишь каждый раз декорацией. Декорации менялись. Москву я не люблю как город, это скопление мерзлых бараков, у Москвы отсутствует стиль. Живу я здесь по необходимости. Здесь проходит моя борьба. Здесь я совершаю подвиги. - В книге "Ереси" вы доказываете, что человек создан не Богом, а некими сверхсуществами для энергетической подпитки, которых он должен найти и победить. Вы действительно так думаете ? - В "Ересях" я сделал мое важнейшее открытие всей жизни. Ну конечно, человек создан как инкубатор для души, а она, в свою очередь, служит энергетической пищей сверхсуществу - Создателю (позднее он скрылся под личинами различных богов) и его семье. Я так увидел. Я написал дополнение к "Ересям", еще 50 страниц. Надо бы выпустить дополненное издание "Ересей". Но пока нет издателя. Найду, наверное. - Вы пишете трудно или с наслаждением ? - Я пишу так же, как и мыслю: профессионально. Мышление доставляет мне удовольствие. На процесс написания я смотрю как на процесс упорядочения моих мыслей по тому или иному поводу. Также в рубрике:
|