Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 25 (7738) 8-14 июля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Да здравствует Франция!

КИНО НА ТВ

Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ


Такого количества телепремьер новых художественных фильмов - да еще в прайм-тайм, пожалуй, еще и не было. И это летом - в разгар мертвого для телевидения сезона! И почти все телепремьеры нам предлагает "Первый канал", оставляя в плане кинопоказа далеко позади всех конкурентов.

Нашлось место в эфире и для отечественной картины - совсем свежей. Впервые комедия "Концерт" ("Первый канал", 18 июля, 21.15. Франция - Италия - Бельгия - Румыния - Россия, 2009) была показана в России совсем недавно - на Московском фестивале в рамках программы "Гала-премьеры". Правда, российской ее можно назвать с оговорками - это копродукция пяти европейских стран, и режиссер не наш - румын Раду Михайляну. Но зато почти все время с экрана звучит русская речь, действие большей частью происходит в России, в главных ролях заняты российские актеры (Алексей Гуськов, Дмитрий Назаров, Валерий Баринов), а французские звезды (Миу-Миу, Мелани Лоран, Франсуа Берлеан) далеко на втором плане. Все это не может не заинтересовать, особенно если познакомишься с сюжетной интригой. Суть ее в том, что в наши дни гениальный дирижер Андрей Филиппов (Гуськов), 30 лет назад уволенный из Большого театра по политическим соображениям (отказался убрать из ансамбля музыкантов еврейского происхождения), а ныне продолжающий служить Большому... в качестве уборщика, в кабинете директора принял факс, из которого следовало, что оркестр Большого театра приглашают выступить в парижском театре Шатле. И Филиппов решил скрыть этот факс от директора, собрать оркестр из своих друзей-музыкантов, опустившихся на социальное дно, и поехать с ними в Париж под видом оркестра Большого театра. И стал он собирать оркестр - нас знакомят с драматичными судьбами оркестрантов. А в качестве менеджера привлек своего в прошлом злейшего врага, а ныне секретаря одного из столичных райкомов компартии (Баринов). Эту историю наверняка можно было рассказать изящно и остроумно, но она, увы, была рассказана на удивление топорно. Если современная Франция представлена в картине вполне адекватно, то современная Россия выглядит карикатурной, да еще с реалиями двадцатилетней давности. Актеры (в том числе Алексей Гуськов и Валерий Баринов) играют ну просто безобразно. И оторопь берет: неужели все это снял Раду Михайляну, который завоевал международное признание фильмами "Поезд жизни" (1998, приз жюри ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале) и "Приди, увидь и стань" (2005, приз экуменического жюри и приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале, "Сезар" за лучший сценарий)?

Помимо "Концерта", в цикл "Неделя Франции на Первом" вошло еще восемь премьер фильмов, и классом они куда повыше. В их числе криминальная драма "Пророк" ("Первый канал", 16 июля, 21.30. Франция - Италия, 2009) - одна из самых громких картин минувшего года, лауреат Гран-при Каннского кинофестиваля, 9 французских национальных кинопремий "Сезар" (за фильм, режиссуру, сценарий, операторскую работу и т.д.) и многих других наград. В центре сюжета история тихого, неприметного и забитого (не умел писать и читать) 19-летнего арабского паренька Малика Эль Джебена (игра совершенно нам не известного Тахара Рахима была отмечена "Сезарами" в двух номинациях - "Самый многообещающий актер" и "Лучший актер"), угодившего по дурости на шесть лет в тюрьму. Здесь всем правил криминал (конкурирующие между собой корсиканская, итальянская и арабская мафии), а не тюремщики, и нормальный человек был обречен на смерть или на скотское существование. Малику, однако, повезло: пахан корсиканцев Сезар Лучиани (Нильс Ареструп - "Сезар" за лучшую мужскую роль второго плана) предложил ему свое покровительство. Но не "за так", пареньку кое-что придется делать. Для начала - убить араба-стукача. Так Малик начал проходить тюремные университеты. Шаг за шагом он медленно и осторожно плел собственную паутину и к концу фильма стал одним из главарей преступного мира. Это очень жесткая и страшная картина, насквозь пропитанная насилием и "украшенная" шокирующими натуралистическими деталями. По сюжету и по содержанию "Пророк" напоминает известный фильм Тейлора Хэкфорда "За кровь платят кровью", но он несравненно более глубокий и с куда более сложной художественной структурой. "Я бы хотел, - отмечал режиссер, - чтобы Малик не был для зрителя просто мелким бандитом. Мне было необходимо раскрыть его внутренний мир, ведь эти шесть лет он, как и любой человек на его месте, живет не только тем, что выполняет некие поручения. Для этого я использовал весь арсенал явлений, относящихся к сфере мыслительной и психической деятельности человека. Вещие сны - одно из них".

Заслуживает особого внимания и "Париж! Париж!" ("Первый канал", 15 июля, 0.20. Германия - Франция - Чехия, 2008). Кинорежиссер, продюсер, композитор и музыкант Кристоф Барратье многообещающе дебютировал в 2004 году музыкальной драмой "Хористы", которая имела невероятный успех во Франции (собрала 9 миллионов зрителей), была удостоена номинации на "Оскара" и восьми номинаций на "Сезара". Но лишь спустя четыре года он взялся за свою вторую картину. "Поначалу я думал снять что-то абсолютно противоположное "Хористам", скажем, триллер, - рассказывает режиссер. - Я намеревался отказаться от музыки, от актера Жерара Жюньо, сыгравшего в "Хористах" главную роль. Но меня ничто не могло захватить по-настоящему. Тогда я подумал, что незачем отказываться от самого себя, от того, что мне интересно. И, отбросив сомнения, взялся за музыкальную мелодраму, опять пригласив на главную роль моего друга Жерара Жюньо и других актеров, с которыми делал "Хористов". По сути, "Париж! Париж!", как и "Хористы", - это я сам. Музыка стала моей второй натурой. И я верю, что она в силах спасти человека. А историю я нашел благодаря моим друзьям композитору Райнхардту Вагнеру и поэту Франку Тома, которые принесли мне свои песни - подражания хитам 30-х годов. Из них рождался портрет народного Парижа в канун войны. Герои фильма - безработные артисты, которые хотят вернуть себе театр "Шансония", где они выступали. Это история о взаимопомощи, дружбе". Готовясь к съемкам, Барратье переслушал множество народных французских песен, читал книги по истории, рассказывающие о Франции середины 30-х, когда к власти пришел Народный фронт, и пересмотрел, по собственным словам, все фильмы того времени, в которых фигурировала столица Франции, - хотел, чтобы в его картине она выглядела идеально. В результате "Париж! Париж!" снимался в Праге, поскольку в самом Париже идее картины соответствовали только две улицы на Монмартре. Так что неслучайно во время просмотра у зрителей возникает ощущение, что именно такой была французская столица в далекие 30-е годы.

Сразу две картины посвящены Коко Шанель (1883 - 1971), которая долгие годы была иконой стиля, чье влияние отчетливо ощущается в творениях современных законодателей моды. Первая из них так и называется: "Коко Шанель" ("Первый канал", 18 июля, 12.40. Италия - Франция - Великобритания, 2008. Режиссер Кристиан Дюгэй). Это традиционный (в хорошем смысле этого слова) байопик. Нам подробно рассказывают и показывают, как она, родившаяся в трущобах и выросшая в сиротском приюте, прошла тернистый путь от нищеты к вершинам успеха. Упор сделан на два периода жизни великой женщины и гениального модельера: на начало ХХ века, когда она, известная тогда как Габриэль Шанель (Барбора Бобулова), пыталась завоевать Париж, и на 50-е годы, когда Коко (Ширли Маклейн), мировая знаменитость, вспоминает о прошлом, о тех, кому она отдавала свое сердце.

Второй фильм - "Коко Шанель и Игорь Стравинский" ("Первый канал", 12 июля, 23.20. Франция, 2009. Режиссер Ян Кунен) - по жанру мелодрама, но мелодрама особая, поскольку речь в ней идет о непростых взаимоотношениях гениального музыканта и хореографа и гениального модельера. Впервые Габриэль Шанель (Анна Муглалис) увидела Стравинского (Мадс Миккельсен) в Париже 29 мая 1913 года на премьере его балета "Весна священная". Авангардная музыка и шокирующая хореография вызвали у публики бурю негодования, а Габриэль, напротив, пришла в восторг. Познакомились они, однако, лишь семь лет спустя в том же Париже, куда Стравинский бежал с женой Катериной (Елена Морозова) и четырьмя детьми, спасаясь от большевиков. Шанель пригласила его вместе с семьей пожить на ее загородной вилле. Вскоре у них вспыхнул страстный роман... В основу картины лег роман Криса Гринхолфа "Coco and Igor", изданный в России под названием "Вилла "Бель Респиро". Шанель и Стравинский: История любви".

И еще один байопик - "Генсбур. Любовь хулигана" ("Первый канал", 17 июля, 23.00. Франция - США, 2010. Режиссер и автор сценария Жоанн Сфар), причем отнюдь не рядовой, вызвавший восторг французских критиков. Серж Генсбур известен как разносторонне одаренный человек: он прославился и как поэт, и как шансонье, и как композитор, и как актер, и как режиссер. Будучи невероятно обаятельным и харизматичным, он сводил с ума первых красавиц, в частности таких звезд, как Джейн Биркин (на эту роль пробовалась дочь Генсбура Шарлотта, знаменитая актриса, но режиссер отдал предпочтение Люси Гордон) и Брижит Бардо (ее играет Летиция Каста), с которыми у него были не только любовные романы, но и творческие союзы. А еще он был известен как дебошир и скандалист - о его хулиганских выходках взахлеб сообщали газеты. Все это нашло отражение в картине, охватывающей период с детства Генсбура в оккупированном нацистами Париже до его смерти в 1991 году в возрасте 62 лет. И в том, что она, что называется, смотрится, немалая заслуга как режиссера, так и исполнителя главной роли Эрика Элмоснино.

Прославленных французских актрис Катрин Денев и Эммануэль Беар мы увидим в комедии "Мои звезды прекрасны" ("Первый канал", 13 июля, 23.30. Франция, 2008. Режиссер и автор сценария Летиция Коломбани), где речь идет об изнанке жизни кинозвезд. Главный герой Робер (Кад Мерад), работая ночным уборщиком в крупном актерском агентстве, получил доступ к личным тайнам своих кумиров - Соланж (Денев),

Изабель (Беар) и Виолетты (ее играет Мелани Бернье). Обладая этой информацией, он превратил жизнь красавиц в сущий ад. Однажды они обнаружили, что у них общая беда, и решили свести счеты с фанатом... А Изабель Аджани солирует в школьной драме "Последний урок" ("Первый канал", 14 июля, 23.30. Франция - Бельгия, 2008. Режиссер и автор сценария Жан-Поль Лилиенфельд), да так убедительно, что была отмечена премией "Сезар" в номинации "Лучшая женская роль". Она играет школьную учительницу Соню Бержерак, которая находится на грани нервного срыва из-за расставания с мужем и постоянных угроз и издевательств со стороны своих учеников - детей из неблагополучных семей. Однажды на уроке Соня обнаружила пистолет в сумке одного из школьников. Будучи в состоянии стресса, она решила с помощью оружия заставить подростков читать Мольера, а пистолет взял да и выстрелил...

Еще одна звезда - Софи Марсо - занята в комедии "По ту сторону кровати" ("Первый канал", 17 июля, 21.15. Франция, 2008). Она играет Ариану - домохозяйку и мать двоих детей. Пока ее муж Хьюго (Дэни Бун) на работе (он вполне успешный бизнесмен), Ариана занимается домом и к концу дня измотана до предела. Его рабочий день начинается засветло, а заканчивается поздним вечером, когда дети уже спят, а жена вымотана до предела. За 10 лет совместной жизни у супругов накопилось множество взаимных претензий, их брак затрещал по швам. И чтобы спасти семью, Ариана и Хьюго решились на эксперимент: в течение года жена будет управлять строительной компанией, а муж займется домом... Такую вот историю рассказал режиссер Паскаль Пузаду, оттолкнувшись от одноименного сатирического романа Аликса Жиро де л'Ана. Картина предсказуема, непритязательна - спасает ее Софи Марсо, которая, как всегда, мила и органична.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;