Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7738) 8-14 июля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительДа здравствует Франция!КИНО НА ТВГеннадий БЕЛОСТОЦКИЙ Такого количества телепремьер новых художественных фильмов - да еще в прайм-тайм, пожалуй, еще и не было. И это летом - в разгар мертвого для телевидения сезона! И почти все телепремьеры нам предлагает "Первый канал", оставляя в плане кинопоказа далеко позади всех конкурентов. Нашлось место в эфире и для отечественной картины - совсем свежей. Впервые комедия "Концерт" ("Первый канал", 18 июля, 21.15. Франция - Италия - Бельгия - Румыния - Россия, 2009) была показана в России совсем недавно - на Московском фестивале в рамках программы "Гала-премьеры". Правда, российской ее можно назвать с оговорками - это копродукция пяти европейских стран, и режиссер не наш - румын Раду Михайляну. Но зато почти все время с экрана звучит русская речь, действие большей частью происходит в России, в главных ролях заняты российские актеры (Алексей Гуськов, Дмитрий Назаров, Валерий Баринов), а французские звезды (Миу-Миу, Мелани Лоран, Франсуа Берлеан) далеко на втором плане. Все это не может не заинтересовать, особенно если познакомишься с сюжетной интригой. Суть ее в том, что в наши дни гениальный дирижер Андрей Филиппов (Гуськов), 30 лет назад уволенный из Большого театра по политическим соображениям (отказался убрать из ансамбля музыкантов еврейского происхождения), а ныне продолжающий служить Большому... в качестве уборщика, в кабинете директора принял факс, из которого следовало, что оркестр Большого театра приглашают выступить в парижском театре Шатле. И Филиппов решил скрыть этот факс от директора, собрать оркестр из своих друзей-музыкантов, опустившихся на социальное дно, и поехать с ними в Париж под видом оркестра Большого театра. И стал он собирать оркестр - нас знакомят с драматичными судьбами оркестрантов. А в качестве менеджера привлек своего в прошлом злейшего врага, а ныне секретаря одного из столичных райкомов компартии (Баринов). Эту историю наверняка можно было рассказать изящно и остроумно, но она, увы, была рассказана на удивление топорно. Если современная Франция представлена в картине вполне адекватно, то современная Россия выглядит карикатурной, да еще с реалиями двадцатилетней давности. Актеры (в том числе Алексей Гуськов и Валерий Баринов) играют ну просто безобразно. И оторопь берет: неужели все это снял Раду Михайляну, который завоевал международное признание фильмами "Поезд жизни" (1998, приз жюри ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале) и "Приди, увидь и стань" (2005, приз экуменического жюри и приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале, "Сезар" за лучший сценарий)? Помимо "Концерта", в цикл "Неделя Франции на Первом" вошло еще восемь премьер фильмов, и классом они куда повыше. В их числе криминальная драма "Пророк" ("Первый канал", 16 июля, 21.30. Франция - Италия, 2009) - одна из самых громких картин минувшего года, лауреат Гран-при Каннского кинофестиваля, 9 французских национальных кинопремий "Сезар" (за фильм, режиссуру, сценарий, операторскую работу и т.д.) и многих других наград. В центре сюжета история тихого, неприметного и забитого (не умел писать и читать) 19-летнего арабского паренька Малика Эль Джебена (игра совершенно нам не известного Тахара Рахима была отмечена "Сезарами" в двух номинациях - "Самый многообещающий актер" и "Лучший актер"), угодившего по дурости на шесть лет в тюрьму. Здесь всем правил криминал (конкурирующие между собой корсиканская, итальянская и арабская мафии), а не тюремщики, и нормальный человек был обречен на смерть или на скотское существование. Малику, однако, повезло: пахан корсиканцев Сезар Лучиани (Нильс Ареструп - "Сезар" за лучшую мужскую роль второго плана) предложил ему свое покровительство. Но не "за так", пареньку кое-что придется делать. Для начала - убить араба-стукача. Так Малик начал проходить тюремные университеты. Шаг за шагом он медленно и осторожно плел собственную паутину и к концу фильма стал одним из главарей преступного мира. Это очень жесткая и страшная картина, насквозь пропитанная насилием и "украшенная" шокирующими натуралистическими деталями. По сюжету и по содержанию "Пророк" напоминает известный фильм Тейлора Хэкфорда "За кровь платят кровью", но он несравненно более глубокий и с куда более сложной художественной структурой. "Я бы хотел, - отмечал режиссер, - чтобы Малик не был для зрителя просто мелким бандитом. Мне было необходимо раскрыть его внутренний мир, ведь эти шесть лет он, как и любой человек на его месте, живет не только тем, что выполняет некие поручения. Для этого я использовал весь арсенал явлений, относящихся к сфере мыслительной и психической деятельности человека. Вещие сны - одно из них". Заслуживает особого внимания и "Париж! Париж!" ("Первый канал", 15 июля, 0.20. Германия - Франция - Чехия, 2008). Кинорежиссер, продюсер, композитор и музыкант Кристоф Барратье многообещающе дебютировал в 2004 году музыкальной драмой "Хористы", которая имела невероятный успех во Франции (собрала 9 миллионов зрителей), была удостоена номинации на "Оскара" и восьми номинаций на "Сезара". Но лишь спустя четыре года он взялся за свою вторую картину. "Поначалу я думал снять что-то абсолютно противоположное "Хористам", скажем, триллер, - рассказывает режиссер. - Я намеревался отказаться от музыки, от актера Жерара Жюньо, сыгравшего в "Хористах" главную роль. Но меня ничто не могло захватить по-настоящему. Тогда я подумал, что незачем отказываться от самого себя, от того, что мне интересно. И, отбросив сомнения, взялся за музыкальную мелодраму, опять пригласив на главную роль моего друга Жерара Жюньо и других актеров, с которыми делал "Хористов". По сути, "Париж! Париж!", как и "Хористы", - это я сам. Музыка стала моей второй натурой. И я верю, что она в силах спасти человека. А историю я нашел благодаря моим друзьям композитору Райнхардту Вагнеру и поэту Франку Тома, которые принесли мне свои песни - подражания хитам 30-х годов. Из них рождался портрет народного Парижа в канун войны. Герои фильма - безработные артисты, которые хотят вернуть себе театр "Шансония", где они выступали. Это история о взаимопомощи, дружбе". Готовясь к съемкам, Барратье переслушал множество народных французских песен, читал книги по истории, рассказывающие о Франции середины 30-х, когда к власти пришел Народный фронт, и пересмотрел, по собственным словам, все фильмы того времени, в которых фигурировала столица Франции, - хотел, чтобы в его картине она выглядела идеально. В результате "Париж! Париж!" снимался в Праге, поскольку в самом Париже идее картины соответствовали только две улицы на Монмартре. Так что неслучайно во время просмотра у зрителей возникает ощущение, что именно такой была французская столица в далекие 30-е годы. Сразу две картины посвящены Коко Шанель (1883 - 1971), которая долгие годы была иконой стиля, чье влияние отчетливо ощущается в творениях современных законодателей моды. Первая из них так и называется: "Коко Шанель" ("Первый канал", 18 июля, 12.40. Италия - Франция - Великобритания, 2008. Режиссер Кристиан Дюгэй). Это традиционный (в хорошем смысле этого слова) байопик. Нам подробно рассказывают и показывают, как она, родившаяся в трущобах и выросшая в сиротском приюте, прошла тернистый путь от нищеты к вершинам успеха. Упор сделан на два периода жизни великой женщины и гениального модельера: на начало ХХ века, когда она, известная тогда как Габриэль Шанель (Барбора Бобулова), пыталась завоевать Париж, и на 50-е годы, когда Коко (Ширли Маклейн), мировая знаменитость, вспоминает о прошлом, о тех, кому она отдавала свое сердце. Второй фильм - "Коко Шанель и Игорь Стравинский" ("Первый канал", 12 июля, 23.20. Франция, 2009. Режиссер Ян Кунен) - по жанру мелодрама, но мелодрама особая, поскольку речь в ней идет о непростых взаимоотношениях гениального музыканта и хореографа и гениального модельера. Впервые Габриэль Шанель (Анна Муглалис) увидела Стравинского (Мадс Миккельсен) в Париже 29 мая 1913 года на премьере его балета "Весна священная". Авангардная музыка и шокирующая хореография вызвали у публики бурю негодования, а Габриэль, напротив, пришла в восторг. Познакомились они, однако, лишь семь лет спустя в том же Париже, куда Стравинский бежал с женой Катериной (Елена Морозова) и четырьмя детьми, спасаясь от большевиков. Шанель пригласила его вместе с семьей пожить на ее загородной вилле. Вскоре у них вспыхнул страстный роман... В основу картины лег роман Криса Гринхолфа "Coco and Igor", изданный в России под названием "Вилла "Бель Респиро". Шанель и Стравинский: История любви". И еще один байопик - "Генсбур. Любовь хулигана" ("Первый канал", 17 июля, 23.00. Франция - США, 2010. Режиссер и автор сценария Жоанн Сфар), причем отнюдь не рядовой, вызвавший восторг французских критиков. Серж Генсбур известен как разносторонне одаренный человек: он прославился и как поэт, и как шансонье, и как композитор, и как актер, и как режиссер. Будучи невероятно обаятельным и харизматичным, он сводил с ума первых красавиц, в частности таких звезд, как Джейн Биркин (на эту роль пробовалась дочь Генсбура Шарлотта, знаменитая актриса, но режиссер отдал предпочтение Люси Гордон) и Брижит Бардо (ее играет Летиция Каста), с которыми у него были не только любовные романы, но и творческие союзы. А еще он был известен как дебошир и скандалист - о его хулиганских выходках взахлеб сообщали газеты. Все это нашло отражение в картине, охватывающей период с детства Генсбура в оккупированном нацистами Париже до его смерти в 1991 году в возрасте 62 лет. И в том, что она, что называется, смотрится, немалая заслуга как режиссера, так и исполнителя главной роли Эрика Элмоснино. Прославленных французских актрис Катрин Денев и Эммануэль Беар мы увидим в комедии "Мои звезды прекрасны" ("Первый канал", 13 июля, 23.30. Франция, 2008. Режиссер и автор сценария Летиция Коломбани), где речь идет об изнанке жизни кинозвезд. Главный герой Робер (Кад Мерад), работая ночным уборщиком в крупном актерском агентстве, получил доступ к личным тайнам своих кумиров - Соланж (Денев), Изабель (Беар) и Виолетты (ее играет Мелани Бернье). Обладая этой информацией, он превратил жизнь красавиц в сущий ад. Однажды они обнаружили, что у них общая беда, и решили свести счеты с фанатом... А Изабель Аджани солирует в школьной драме "Последний урок" ("Первый канал", 14 июля, 23.30. Франция - Бельгия, 2008. Режиссер и автор сценария Жан-Поль Лилиенфельд), да так убедительно, что была отмечена премией "Сезар" в номинации "Лучшая женская роль". Она играет школьную учительницу Соню Бержерак, которая находится на грани нервного срыва из-за расставания с мужем и постоянных угроз и издевательств со стороны своих учеников - детей из неблагополучных семей. Однажды на уроке Соня обнаружила пистолет в сумке одного из школьников. Будучи в состоянии стресса, она решила с помощью оружия заставить подростков читать Мольера, а пистолет взял да и выстрелил... Еще одна звезда - Софи Марсо - занята в комедии "По ту сторону кровати" ("Первый канал", 17 июля, 21.15. Франция, 2008). Она играет Ариану - домохозяйку и мать двоих детей. Пока ее муж Хьюго (Дэни Бун) на работе (он вполне успешный бизнесмен), Ариана занимается домом и к концу дня измотана до предела. Его рабочий день начинается засветло, а заканчивается поздним вечером, когда дети уже спят, а жена вымотана до предела. За 10 лет совместной жизни у супругов накопилось множество взаимных претензий, их брак затрещал по швам. И чтобы спасти семью, Ариана и Хьюго решились на эксперимент: в течение года жена будет управлять строительной компанией, а муж займется домом... Такую вот историю рассказал режиссер Паскаль Пузаду, оттолкнувшись от одноименного сатирического романа Аликса Жиро де л'Ана. Картина предсказуема, непритязательна - спасает ее Софи Марсо, которая, как всегда, мила и органична. Также в рубрике:
|