Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 25 (7738) 8-14 июля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаКонстантин Райкин: три в одномК 60-летию артиста Наталия КАМИНСКАЯ
О каком Константине Райкине более всего интересно говорить сегодня: о руководящем, играющем, преподающем? О последнем - не менее любопытно, чем об "остальных". Начав однажды это многотрудное дело в Школе-студии МХАТа, он выпустил уже два курса, ведет третий. Его питомцы отлично приживаются не только в руководимом им "Сатириконе", но нарасхват в кино и на телевидении. Когда-то с молодыми сатириконовцами такого не было. Вот, скажем, Максима Аверина, который не учился у Райкина, но был взят им в театр и выращен в крупного артиста, всенародно популярный "Глухарь" настиг совсем недавно. Времена меняются, и пусть громкие, но все же келейные успехи актеров исключительно на родных подмостках уже никого не устраивают. А Райкин, видимо, и не против. Ему вообще свойственно не игнорировать успех у публики, не пребывать в позе гордой застенчивости. Темп, ритм, востребованность, развлекательное начало, апелляция к полным залам - составляющие и его собственного творчества, и жизни вверенного ему театра. Однажды автору этих строк уже довелось заметить, что представить Райкина, репетирующего годами нечто высокоглубокомысленное, невыразимо тонкое, безмускульное и бесформенное, попросту невозможно. Вот и по отношению к студентам нет у него никакой двойной бухгалтерии, никакого ханжества. Другое дело, что звериная работоспособность Константина Аркадьевича, категорическое его неумение ничего делать приблизительно, вполсилы, неумно и несерьезно передаются ученикам. Режим труда и учебы задан такой, что попробуй-ка его сбавить - и мало не покажется. Райкин требует от молодежи того же, что и от себя. Как его, предельно занятого, можно увидеть на интересных спектаклях других театров и режиссеров, так и своим студентам он вменяет это в прямую учебную обязанность. Однажды он взялся играть вместе с выпускниками в спектакле "Не все коту масленица" А.Н.Островского. Смотреть, как ведет себя на сцене его купец Ахов, - двойное удовольствие. Райкин играет самодура, причем на полную катушку, как всегда, отдавая щедрую дань острой комедийной форме. Но отчего-то его молодежь рядом, под несомненно острым, хотя и скрытым от нас педагогическим взором, не только не тушуется - напротив, расцветает. И понимаешь, что Райкин прививает окружающим вкус к той самой свободе, которая решительно чужда разгильдяйству и халтуре, но нацелена на азарт и энергию профессиональных затрат. Живя в таком режиме сам, требует его от своих соратников и учеников. И выходит, что, говоря о Райкине-педагоге, мы на самом деле имеем в виду и артиста, и руководителя театра. Тут триптиха не получается, так как перед нами на редкость цельная, ренессансная личность. Руководимый им "Сатирикон" успешен, рекордно посещаем, обеспечен хорошим актерским составом и разумно сбалансированным репертуаром, имеет свой особый, фирменный стиль. Он так и не изменил своей "родовой" тяги к острому зрелищу, к элементам шоу, к комедии. Но именно здесь идут "Ричард III" и "Король Лир" Шекспира. Обе заглавные роли играет сам Константин Райкин, и обе, без сомнения, стали событийными воплощениями этих образов в современном театре. Райкин-артист давно просится в серьезное исследование. То, что сделал он в режиссуре Валерия Фокина и Петра Фоменко, Роберта Стуруа и Юрия Бутусова, на самом деле феномен в отечественном театре. Заметьте, перечисленные режиссеры, весьма разные, имеют одно общее свойство - вкус к острой театральной форме. Вот эту форму поразительно, беспрецедентно держит русский артист Константин Райкин. При этом человеческая убедительность его героев не уступает эстетической, а такой сплав на наших подмостках все же встретишь нечасто. Он, например, изумительно, неподражаемо читает стихи отечественных поэтов. Его Ричард, горбатый, сухорукий и разноногий, нелюбим, нежеланен с рождения - вот тема сатириконовского спектакля. Необлизанный медведицей "бракованный" медвежонок - таким играет Ричарда Константин Райкин. Играет блистательно, демонстрирует фантастическую физическую форму. Перед нами Крошка Цахес шекспировского масштаба. Райкин, как никто другой в нашем театре, владеет жанром трагифарса. Именно в этом ключе он играет и Лира, но в финале спектакля берет мощную и чистую трагическую ноту. Проблемы у него как у руководителя "Сатирикона", конечно, есть, и главная - качественное режиссерское обеспечение. Но спросите, в каком сегодняшнем театре этой проблемы нет, и с ответом выйдут большие затруднения. Райкин периодически ставит сам, и не без успеха. В свое время из "Доходного места" по А.Н.Островскому вышел у него умный, жесткий, удивительно своевременный спектакль. Не утратив любви к яркому музыкальному зрелищу, Константин Аркадьевич выпускает затем "Синее чудовище" Карло Гоцци, где переплетаются стихии драмы, мюзикла и цирка. Недавно вновь обращается к Островскому и ставит пьесу "Не было ни гроша, да вдруг алтын" под жестким, циничным названием "Деньги". Переносит действие в сегодняшний день, насыщает его музыкой русского шансона и блатными реалиями современного российского захолустья. Обозначает жанр как "сказку", ибо сам откровенно не верит в такие счастливые концы, где неправедные деньги переходят от пауков к их жертвам. Можно сколько угодно рассуждать о корнях Константина Аркадьевича, о родословной, о том, что он, сын великого комика, не мог не впитать основ отцовского жанра. И все будет вроде бы правильно, но мало что объяснит. Райкин К.А. ведь смог осуществить почти невероятное: наследовать Райкину А.И. глубинно, где-то в самом зерне отношения к жизни и профессии, но пойти при этом абсолютно собственным путем. Доказывать свою "самость" ему надо было всю жизнь, ситуация наследника громкой фамилии знакома далеко не ему одному, но мало кто справляется с ней так мощно, мужественно и вместе с тем корректно. К искусству он, несомненно, относится по-рыцарски, но обнаруживает и качества жесткого прагматика. Константин Райкин - человек высочайшего КПД: за что ни возьмется, действие всегда оказывается и полезным, и талантливо осуществленным. Также в рубрике:
|