Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7740) 22-28 июля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраБлагоустройство пространства борьбыВыставки в "Baibakov Art Projects" Ирина КУЛИК
В новом пространстве культурного центра "Baibakov Art Projects", переместившегося из цехов бывшей кондитерской фабрики "Красный Октябрь" на Берсеневской набережной в бывший ДК на Павелецкой набережной, открылась выставка "032c Workshop report №1". Это плод сотрудничества с немецким журналом "032с", крайне продвинутым изданием по современной культуре, выходящим с 2000 года в Берлине. "032с", на страницах которого модные бренды типа "Prada" и "Comme des Garsons" соседствуют с именами арт-хаузных кинорежиссеров (например, Дэвида Линча или Александра Клуге), прославленных современных архитекторов (вроде Рэма Колхааса) и звезд contemporary art - Мэтью Барни, Джеффа Кунса, Джонатана Меезе; журнал если и глянцевый, то на особый лад. Тут не искусство становится поводом для гламурного щебета, но мода и дизайн преподносятся как темы для интеллектуального анализа. "032c Workshop" - это и название собственного здания журнала в Берлине, где, помимо редакции, есть собственное выставочное пространство, правда, миниатюрное: экспозиции располагаются в восьмиметровой витрине. Примерно такой же кабинетный формат был выбран и для выставки в "Baibakov Art Projects" - вся экспозиция располагается на подиуме и состоит из нескольких небольших объектов, скорее предметов концептуального дизайна, нежели привычных произведений искусства. Хотя среди них есть, например, такие раритеты, как подлинные абстрактные рисунки советского архитектора-утописта Якова Чернихова, с которыми соседствуют тарелки, дизайн их придумал знаменитый современный художник Карстен Хеллер (о его "Гигантских грибах", выставленных в "Гараже", мы писали два номера назад), решивший украсить фарфоровые изделия рисунками по мотивам проектов другого советского утописта - Георгия Крутикова, в 1928 году разработавшего проекты "Летающих городов". Тут же есть одежда, созданная из разработанных дизайнером Риком Оуэнсом тканей, вдохновленным эстетикой ГДР. Подиум покрыт коврами, специально для выставки созданными "Missoni". Но, несмотря на все свое от-кутюрное происхождение, узорчатые эти ковры придают всей экспозиции колорит какого-то восточного базара, на котором можно найти (и потерять) что угодно; волшебная лампа может соседствовать с просто сломанной, самоцветы - со стекляшками, а древности - с современной штамповкой. Или, возвращаясь к сюжету выставки, утопические прозрения авангардистов, видевших в дизайне и архитектуре средство изменить мир, - с изделиями нынешних дизайнеров, призванных всего лишь удовлетворить изысканный вкус элитарных потребителей, и произведениями современных художников, по утопиям авангарда разве что ностальгирующих. Ведь сегодняшний дизайн, вышедший из Баухауза или конструктивизма, есть и продолжение, и капитуляция авангардистской утопии преображения мира ради всего лишь его украшения. Миниатюрная выставка "032c Workshop report №1" оказалась весьма удачным комментарием к проекту "Нескончаемый бой" - эта выставка открылась в "Baibakov Art Projects" в рамках программы Года Франции в России и представляет работы французских художников, которых нельзя назвать ни звездами и классиками, ни молодежью - то есть, собственно, наиболее активного, среднего поколения. Одеяние от Рика Оуэнса, например, отлично рифмуется с объектами Томаса Хиршхорна - огромными, выше человеческого роста, манекенами с надменными и отрешенными лицами типовых витринных красавиц, облаченными в платья, чьи длинные юбки и шлейфы сплошь испещрены фотографиями уличных демонстраций, беспорядков и природных катастроф и их жертв. Художник уже не уличает моду в равнодушии к страданиям мира, но указывает на то, что само сочувствие этим бедам стало модой. Название выставки отсылает к философу Мишелю Фуко. "Нескончаемый бой" - это не внешняя угроза той или иной цивилизации или обществу, но те внутренние конфликты, которые и структурируют его. Сюжетом выставки, кураторами которой выступили Мария Байбакова, Катя Саттон и Жан-Макс Колар, стала битва то ли за наследие, то ли с наследием модернизма. В некоторых работах речь идет о модернизме, собственно, в искусстве, о наследии минимализма и абстрактного искусства. Чистые, "пустые" формы сегодня воспринимаются не как отказ от нарративного или символического содержания, но как своего рода тоска по нему. Такова, например, работа Саадана Афифа "Туман" - белоснежное панно из покрытого светоотражающей краской алюминия, которое, однако, является не монохромной живописью, а дорожным указателем, - и отсутствие указаний вызывает чувство тревоги. Таковы 22 пустых черных флагштока в инсталляции Латифы Эщак "Фантазия. (Пустые флаги)" и ее же композиция из разбросанных по полу булыжников и гальки, подобранных неподалеку от выставочного зала, в которых художница, однако, предлагает видеть не подобие сада камней, но место казни: инсталляция называется "Побивание камнями", но жертва в ней отсутствует так же разительно, как и флаги. Сквозной темой выставки стала архитектура, что вполне закономерно, учитывая, что постройки модернизма становятся объектом ненависти и отрицания куда чаще, чем произведения искусства. Достаточно вспомнить, что американский архитектор и критик Чарльз Дженкс, введший в широкий обиход термин "постмодернизм", определил точной датой конца модернизма состоявшийся 15 июля 1972 года снос жилого квартала, построенного архитектором Минору Ямасаки - жить в реализованной утопии оказалось невозможно, и "город будущего" превратился в омерзительные трущобы. Битва с модернизмом продолжается и по сей день, теперь уже на нашей территории: трудно не вспомнить снос гостиницы "Россия" и смертный приговор, подписанный ЦДХ, зданиям, представляющим советскую версию все того же функционального и аскетичного послевоенного модернизма. На выставке в "Baibakov Art Projects" есть серия Вилфрида Алмендра "Погибшие в боях" - реконструированные в виде квазиабстрактных объектов нереализованные проекты послевоенной американской программы "Case Study Houses", в рамках которой ведущие архитекторы разрабатывали экономичные жилые дома. И фотоцикл Сиприена Гайара "Курганы", запечатлевший груды строительного мусора, оставшиеся на месте сноса муниципальных жилых кварталов в Париже и Глазго. Работы эти особенно убедительно смотрятся в новом пространстве "Baibakov Art Projects", являющегося, пожалуй, очередным этапом освоения современным искусством новых территорий. Ранее, напомним, "Baibakov Art Projects" располагался в цехах "Красного Октября", впрочем, покорять московские заводы и фабрики отечественное contemporary art ринулось, опираясь на богатый зарубежный опыт, давно нашедший новое применение в промышленной архитектуре, оставшейся не у дел в постиндустриальную эпоху. Новое помещение "Baibakov Art Projects" - памятник того самого советского модернизма, брежневских времен ДК, построенный на фундаменте бункера в промзоне неподалеку от станции Москва-Товарная. И именно потому, что это здание изначально предполагалось именно для культурных нужд, современное искусство выглядит в нем даже более экзотично, чем в заводских цехах: казенный минимализм и официозная демократичность эпохи застоя создают поистине драматический фон и для актуального европейского искусства, и для пришедшей посмотреть на него модной публики. Так что вопрос о том, где здесь модернизм и где его конец, выглядит особенно животрепещущим. Также в рубрике:
|