Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7199) 28 октября - 3 ноября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Да здравствует мелодрама

Казанский театр им. К.Тинчурина в Москве

Александр ИНЯХИН


Такое тоже случается. Национальный драматический театр, ведущий свою историю с 1933 года, то есть неуклонно приближающийся к 70-летию, впервые гастролировал в столице России.

Афиша гастролей демонстрировала максимально возможное разнообразие оттенков мелодрамы - жанра, в воплощении которого татарских артистов трудно превзойти. Труппа оказалась сильной и многоликой: опытные мастера, крепкая, ровно подобранная, лишенная признаков инфантилизма молодежь. Все одинаково музыкальны и азартны.

Пять спектаклей, которые удалось увидеть, поставлены молодым главным режиссером коллектива "щукинцем" Рашидом Загидуллиным. Режиссер уважительно относится к тому, что с придыханием именуется культурной традицией народа. Суть человека всякий раз здесь представлена театрально, без унылого мудрствования, а неизбежная патетика оправдана пафосом высоких чувств.

Даже простодушные народные комедии запомнились трогательным вниманием к хрупкой душе человека, наивным его мечтам и надеждам. В музыкальной комедии "Гайфи Бабай, женись давай!" Г.Зайнашевой, где дочь пытается вновь женить овдовевшего отца, подсовывая ему новых невест, одну нелепее другой, трогает силой духа, обаятельным упрямством и душевной зоркостью сам старик Гайфи в виртуозном исполнении Наиля Шейхетдинова. Хитроумный дед, дорожа независимостью, сам себе выбирает невесту - одинокую женщину из дома престарелых, Закию. Лиля Миннуллина создала образ, почти совершенный в своем восточном изяществе, умении выразить сокровенное в молчании или трогательной песне.

Совсем иное отношение к жизни, тяжкой и "замороченной", у героев "Вдовьего парохода" И.Грековой. Пять одиноких женщин, перемогающих в коммуналке тяготы военного тыла, живут каждая со своей болью в вынужденной нерасторжимости "новой исторической общности". Лишь у одной из них - Анисы (Л.Гилязова) - есть, казалось бы, смысл жить: есть сын Валим (Ирек Ахметханов), но он платит за материнскую безоглядную любовь столь же слепой сыновней ревностью. Режиссер и сценограф Альфия Замилова вместо картин коммунального счастья показывают оскорбительно затхлую среду, где истерзанные, опаленные временем люди упрямо пытаются сохранить последнее тепло сердец. Герои при этом носят татарские имена, в их поведении, общении, интонациях все определяется национальным укладом.

"Башмачки", лукавая комедия Тази Гиззата с искрящейся музыкой Джаудата Файзи, давно стала классикой наряду с "Ханумой" и "Аршин мал-Аланом". Забавную историю борьбы молодых влюбленных с глупым, богатым и, разумеется, старым купцом, которому захотелось купить четвертую жену, артисты разыгрывают со всем упоением "бывшей жизнью" - ее теплом, сытным уютом и карамельными красотами.

Талантливый музыкант-аранжировщик Чингиз Абызов находит "золотое сечение" в созвучии музыки и актерских голосов. А в героине Сарвар, сыгранной и спетой Зульфией Валеевой, радует редкий для драматической актрисы синтез тонкой лирической игры и безусильного, живого и светлого пения.

Другой, патетический театр высокой трагедии явлен в спектакле "Угасшие звезды" Карима Тинчурина с музыкой Салиха Сайдашева. Горестная история обманутой любви, обернувшейся безумием и одиночеством, решается театром как вечная легенда. Юная героиня (ее тоже зовут Сарвар и ее тоже играет Зульфия Валеева), чтобы спасти любимого от солдатчины, вливает ему в уши яд, но тот не становится инвалидом, а умирает. Влюбленный в нее горбун Надир, трагически мощно сыгранный Шамилем Фархетдиновым, остается в одиночестве рядом с обезумевшей девушкой.

Трагедия разворачивается под звездным небом, в бирюзовом просторе, на глазах у людей, готовых, кажется, превратиться в птиц, - так увлечены они ритуальными играми и народными танцами.

Мелодрама Хай Вахита "Снова о любви", напротив, - вполне нынешняя история, в чем-то родственная драмам В.Розова.

Во внешне благополучном доме появляется Марат, молодой человек, отсидевший пять лет за драку. В нервном, тонком исполнении Шамиля Фархетдинова это человек, глубоко чувствующий и цельный, само присутствие которого заставляет других перестать друг другу лгать, поворачивает их души к правде.

На сцене снова мелодрама, но решенная режиссером и разыгранная артистами как сложное музыкальное многоголосие. Каждый привносит свою тему в стройную мелодию жизни, которая обязательно должна быть прекрасной.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ЗАНАВЕС

ГАСТРОЛИ

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;