Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 39 (7199) 28 октября - 3 ноября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Театральность на войне недопустима

Из зоны боевых действий ведет репортаж Аркадий Мамонтов

ПРОФЕССИОНАЛ

Беседу вел Аркадий СМИРНОВ


МАМОНТОВ Аркадий Викторович - ведущий корреспондент телеканала НТВ. Родился в Новосибирске в 1962 году. С 1980 по 1982 год служил в Забайкалье в ракетных войсках. После окончания журфака МГУ работал в видеоредакции АПН. В НТВ с 1994 года. Женат. Отец двоих детей.

    

- Аркадий, мы уже привыкли видеть вас ведущим репортаж из какой-нибудь очередной "горячей точки". Армяно-азербайджанский конфликт, война в Чечне, нынешний конфликт на Северном Кавказе... Каково быть "военным" корреспондентом?

- Вы еще не назвали инциденты в Литве, Латвии, Абхазии, Таджикистане, репортажи из Косово. Действительно, со стороны может показаться, что война для меня, "военного" корреспондента, - явление обыденное и, может быть, желанное с точки зрения возможности в очередной раз "засветиться" на экране. Нет, как всякий нормальный человек, к ситуации, где люди убивают друг друга, я отношусь отрицательно. С удовольствием поработал бы со школьной проблематикой или исторической...

    

- Как получилось, что вы выбрали именно военную проблематику? Что движет корреспондентом, который своей основной темой выбирает военные действия?

- Я не выбирал. Все как-то само собой вышло. Еще когда работал в АПН. Уже тогда напряженность в обществе начала кое-где прорываться вооруженными столкновениями, об этом нельзя не говорить. Рушился Союз, шел передел собственности... А за всем этим - конфликты, конфликты... Только и успевали перемещаться из одной "точки" в другую. Это наша работа. Сказать же, что это очень интересно, не могу. Увы, такова наша новейшая история.

    

- Вам приходится находиться на передовой, в боевых порядках. Это означает, что корреспондент находится на стороне одной из воюющих сторон. При этом его основная профессиональная задача - давать объективную информацию, разъяснять позиции той и другой стороны. Какие принципы являются определяющими: личная гражданская позиция, эмоциональное состояние, что- то еще?

- Для меня критерием являются совесть и то, что называется гражданской позицией. После службы в армии за все эти годы я ни разу не взял в руки оружие. Да, бывало, перед выездом на передовую мне предлагали автомат, мол, лишний ствол не помешает. Я отвечал, нет, ребята, у вас своя работа, у меня - своя. Взял оружие - все, ты на баррикаде. Причем на стороне одного из противников. А этого я не могу допустить. Хотя, естественно, мне ближе, понятнее и справедливее сторона нашей армии.

Если говорить об эмоциях, то они просто неуместны. Даже употребление таких слов, как "ужасный, страшный, кровавый", недопустимо. Нужно все делать спокойно и рассудительно, без накруток и домыслов. Вместе с тем, конечно, сюжет не должен выглядеть формальной справкой. И здесь важна "картина", то есть показ местности, общение с участниками событий. Вот им, волей судьбы и еще кое-кого оказавшимся на войне, позволительно все: и эмоции, и чувства.

    

- А как у вас складываются отношения с вольными или невольными участниками конфликта: военными, мирными жителями. Обвиняют вас в необъективности или, наоборот, испытывают, как говорят, "глубокую признательность"?

- Признательность?! Война - это прежде всего ругань и мат, а также кровь и слезы. Неистребимый запах паленого и нечистот. Война и эстетика - понятия несовместимые. Как к нам относятся? Да, по-разному. Порой увидят камеру, налетят с криками, мол, почему говорите неправду? Выясняешь, о чем речь. Оказывается, какой-то из каналов что-то не так преподнес, вот люди и нервничают. Причем многие до сих пор считают все телевидение одной организацией. Вот и приходится отдуваться за коллег с других программ.

Вместе с тем телекамера для многих - своего рода рупор гласности. Люди тянутся, хотят рассказать о наболевшем. И их понять можно. Мы никогда не отказываем. Более того, такие сюжеты, "синхроны", как мы их называем, самые искренние, самые объективные.

    

- А как строятся взаимоотношения с представителями Министерства обороны?

- Сейчас хорошо. Они нам не только не мешают работать, но во многом помогают. Я имею в виду даже не простых вояк - с ними вообще никаких проблем, а представителей пресс-службы. Поначалу день-два они присматриваются, а потом, если все нормально, не чинят никаких препятствий. Более того, сейчас мы даже при штабе нашу "тарелку" прямого эфира разворачивали, вели репортажи с мест боевых действий в реальном времени.

Совсем иначе было в первую чеченскую кампанию. Тогда чуть ли не в каждом журналисте видели врага. Однажды нас даже чуть танк не раздавил. Не знаю, кто определял тогда принципы наших взаимоотношений, однако что такие указания были, я не сомневаюсь. По этому поводу у нас возник даже конфликт с тогдашним пресс-секретарем министра обороны Еленой Агаповой. Как часто бывает, те, кто ниже, еще больше перестраховываются. Как-то был случай. Мы узнали, что Грачев будет встречаться в Моздоке с Дудаевым. Причем встреча эта была несекретной. Мы караулили министра у летного поля. Когда он сошел с самолета, мы помчались к нему с криками: "Павел Сергеевич, Павел Сергеевич..." Тут откуда ни возьмись спецназ. Руки выкручивают нам, камеру чуть не разбили. Если бы Грачев не увидел, не знаю, что и было бы. Подошел, мы ему пару вопросов задали, и все. Зато потом на нас, как на героев, смотрели, мол, они с Грачевым разговаривали. Все это, конечно, ненормально. Мы же не враги, не шпионы какие-нибудь. Ну не хотите что-то показывать - не показывайте.

Вспоминаю Косово. Там все отрегулировано инструкциями. Их знали и военные, и мы, корреспонденты. Поэтому все было очень просто и ясно. Кстати, нечто подобное было уже и в Дагестане.

    

- Находясь на передовой, журналист нередко узнает о планируемых операциях. Как вы для себя решаете противоречие между желанием первым проинформировать общественность и сохранить "военную тайну"? Как относитесь к введению цензуры, о чем уже не раз заявляли некоторые депутаты Госдумы, руководитель администрации Президента Волошин?

- Конечно, отрицательно. По-моему, это все глупости. Еще раз повторю: если военные не захотят что-то показать, они не покажут. Или не разрешат снимать, что для меня одно и то же. Бывает так: идет бой, а какие-то службы что-то недоработали: снаряды не подвезли вовремя или что-нибудь еще. Какой смысл об этом в тот момент говорить? Чтобы озлобить людей, посеять недоверие к командирам? Ошибок не бывает только у тех, кто ничего не делает. Или, допустим, разговор идет о потерях. Да, мы почти точно знаем, что на той высоте полегло не менее половины Армавирского ОМОНа. А по официальным данным, погиб один человек. Мы так и говорим, ссылаясь на официальные источники. А вот когда проверим, перепроверим и убедимся, вот тогда, возможно, и скажем, как есть.

Что же касается Волошина и депутатов... Видно, им есть что скрывать...

    

- Если уж мы затронули некоторые персоналии, хотелось бы узнать, что говорят люди о такой личности, как Березовский?

- В массовом сознании отношение к этому человеку крайне негативно. Многие люди убеждены, что войну эту устроили Березовский и Кремль. Они так и говорят. Причем и военные, и гражданские. Я не хотел бы называть в связи с этим никаких фамилий, но когда говорят о Березовском, предполагают самые нехорошие вещи. Кстати, над Карамахи, когда там еще сидели "чечены", были разбросаны кем-то листовки, в которых говорилось, что войну развязали именно эти люди, чтобы посеять вражду между братскими народами и единоверцами.

    

- А как вы относитесь к тому, что журналистов часто обвиняют в тенденциозности, выполнении определенного заказа на подачу информации?

- Этот вопрос из той же оперы. Именно Березовский, который сам диктует эти заказы, и становится распространителем таких обвинений. Недавно он даже заявил, что НТВ освещало войну в Чечне небескорыстно. Что ж, Бог ему судья... Я знаю, что это не так. И люди знают, так как, если бы это действительно было, об этом давно бы уже стало известно.

Не знаю, как работают ребята на других каналах, у нас не было случаев давления или предложений со стороны руководства НТВ осветить ту или иную проблему с какой-то особенной стороны. Подчеркиваю, ни разу. Ни Добродеев, ни Миткова, ни Осокин, ни Киселев, никто ни разу даже намека не сделал. Именно поэтому я и работаю на НТВ. И еще, есть одна прописная истина: подлец под пули не полезет. Ни за какие деньги.

    

- Говорят, ради сенсации журналист полезет и в пекло?

- Опять же я могу говорить только о себе и о своих коллегах. На войне, где гибнут люди, театрализованность недопустима. Нельзя жареные факты подавать в угоду тщеславию. Нужно быть культурным человеком. Да и что такое сенсация на войне? Сама война и есть сенсация. Миллионы людей с напряжением ждут известий. И чем они лучше, спокойнее, тем лучше и спокойнее всем нам.

Когда я начинал свою "военную" карьеру на телевидении, был менее осторожен. Сейчас помудрел. Даже уже седина появилась. Кстати, после серьезной передряги в Косово. Так что считаю: ни один кадр, даже самый сенсационный, не стоит здоровья, не говоря о жизни. Я придерживаюсь принципа: не зная брода, не лезь в воду. Если есть опасность, что кто-то из моей команды может пострадать, пять раз подумаю, прежде чем принимать решение. Хотя, конечно, труса мы никогда не привечали. Война может застать в любой момент. Работаем четко и слаженно. А когда все закончится, руки ходят ходуном и зубы стучат.

Вообще с каждой новой "горячей точкой" профессионализма у противника все прибавляется и прибавляется. Поэтому работа наша становится с каждым разом все опаснее.

    

- А что будете снимать, когда воцарятся мир и спокойствие?

- Ой, боюсь, это будет не скоро. Напряжение в обществе нарастает. Не знаю, с чем это связано: с предстоящими выборами, третьим тысячелетием, "парадом" планет или еще чем-то, однако ситуация действительно сложная.

А вообще же мечтаю поехать в какую-нибудь провинцию и сделать передачу из монастыря. Серьезно увлекаюсь историей. Кстати, не так давно целый год я работал над передачами о царской семье. Было очень интересно. Перелопатили горы архивных документов. Остался и кое-какой задел. Так что, если появится время, поработаем и над этим.

Я с удовольствием занимаюсь своим делом. Это ведь даже не работа, это просто жизнь. Единственное, что беспокоит, - волнение за меня моих близких, матери, жены, детей. Но, как говорится, такова жизнь.

Также в рубрике:

ПРОФЕССИОНАЛ

КОНФЛИКТ

НАШ ИЛЛЮЗИОН

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;