Лобанов-Ростовский - коллекционер русского искусства
История собирательства
Русские торги конца 2004 года в Лондоне, Стокгольме и Хельсинки продемонстрировали большой пласт отечественного искусства, хранящегося у многих европейцев. Многие потомки русских эмигрантов десятилетиями собирали, идентифицировали и хранили произведения наших художников. Известнейшими коллекционерами русского театрально-декорационного искусства стали Никита Лобанов-Ростовский и его супруга Нина.
Никита Дмитриевич принадлежит известному русскому княжескому роду. Он родился в Болгарии в 1935 году. После Второй мировой войны, еще подростком, пройдя многие лишения и бедствия, он покинул Болгарию и уехал на Запад. Вначале он учился в одном из колледжей Оксфордского университета, а затем в 1960 году в Колумбийском университете (США) получил степень магистра экономической геологии. Почти двадцать лет Лобанов-Ростовский прожил в США, работая в области экономики и банковского дела.
В 1980 году он переезжает в Лондон. Свою знаменитую коллекцию русского театрально-декорационного искусства Никита Дмитриевич вместе со своей супругой Ниной начал собирать еще в Америке, покупая на небольших аукционах работы знаменитых русских художников, работавших вместе с Сергеем Дягилевым на рубеже XIX - XX веков. Более чем за сорок лет им удалось собрать коллекцию, которая ныне насчитывает более тысячи произведений. Она является крупнейшим собранием данной тематики. В нем хранятся эскизы декораций и костюмов к блистательным парижским постановкам С. Дягилева. Это - ныне дорогостоящие графические работы А. Бенуа, А. Головина, К. Сомова, М. Добужинского и блистательного волшебника театра Л. Бакста. Эта коллекция всемирно известна. Она представлялась на бесчисленных выставках, в том числе и в Москве. В ГМИИ им. Пушкина она показывалась дважды - в 1988 году и в 1994-1995 годах. В 1987 году Н. Лобанов-Ростовский передал в дар Музею личных коллекций 80 произведений русской графики из своего собрания. В 1994 году чета Лобановых-Ростовских передала МЛК и уникальную коллекцию русского фарфора. Но о ней расскажем в следующем номере.