Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7 (7118) 26 февраля - 4 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Контекст

Екатерина смешная, но Великая

ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ

Оксана КОЛАБСКАЯ


В Театральном центре имени М.Н.Ермоловой премьера - "Екатерина Великая" поставлена В.Андреевым по пьесе Бернарда Шоу. Спектакль, неожиданно радостный, словно наполненный солнечной энергией, напоминает о праздничном балагане, веселом площадном театре, благодаря необычной сценографии Т.Сельвинской. Он позволяет заглянуть за кулисы жизни и увидеть будуары сильнейших мира сего, вершителей человеческих судеб, которых Шоу определил как великих сентиментальных комедиантов. Шутки, выдумки, бесконечная игра...

Странное сочетание сумасбродства, причудливости, дурачества и особой духовной наполненности, жизнелюбия, красоты позволяет спектаклю называться, по словам В.Андреева, экстравагантной комедией, а не "маленьким скетчем из жизни русского двора XVIII века", как скромно обозначил пьесу ироничный ирландец.

Шоу увлекся персоной русской императрицы... Да и не мог не увлечься этой уникальной женщиной, сумел, казалось бы, в незначительном эпизоде раскрыть ее величие. Ибо "добродетель заключается не в отсутствии страстей, а в управлении ими". Екатерина (Н.Потапова) играет своими желаниями, своими подданными, то обворожительно улыбаясь, то безжалостно обдавая их ледяной величественностью. Немецкий акцент придает фразам особую четкость и жесткость. Властительница, она не принадлежит самой себе. В ее руках - свобода, а значит, - ответственность. Она вольна в своих поступках, но не в чувствах. Обезоруженная прямодушием и искренностью английского офицера (С.Гирин) и его храброй невесты (Е.Калинина, Е.Дементьева), она находит в себе силы отпустить их и пожелать счастья, лишь трогательно махнув белым платочком на прощание, оставаясь Великой Екатериной. И, словно музейные экспонаты, в почтительном поклоне застывают ее подданные - грациозная Дашкова (Н.Громова, А.Назарова), ловкий Нарышкин (В.Молоков), преданный служака сержант (В.Мащенко), очаровательная Варенька (А.Маркова) и даже громогласный Потемкин (В.Еремичев). Их участь - верно служить и старательно угадывать правила игры, которые матушка-государыня бесконечно меняет.

"Терпкий дух озорства" творчества Б.Шоу кипит в каждом персонаже. Все они, начиная с Екатерины, с легкостью, изяществом вытанцовывают балетные па, мастерски поставленные хореографом Ф.Хачатурян, с азартом хулиганят, подглядывают, льстят, преклоняются и любят... Князь Потемкин, один из величайших людей своего времени, единственный, кто имеет влияние на императрицу, с неподражаемой элегантностью носит роскошный халат и домашние туфли, одновременно решает важные государственные дела и позволяет убаюкать себя детской колыбельной Вареньки. "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю..." - звучит в царских палатах ее нежный, ласковый голосок, переходящий в красивые мелодии Ю.Саульского, сочиненные в стиле славного XVIII столетия. И уже не кажется необычным причудливый хоровод серьезных персонажей, "могучих героев", творцов истории, которых Б.Шоу всегда превращает в смешных. "Нет ничего серьезнее глубокого юмора"!

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;