Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7118) 26 февраля - 4 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстЕкатерина смешная, но ВеликаяГВОЗДЬ ПРОГРАММЫОксана КОЛАБСКАЯ В Театральном центре имени М.Н.Ермоловой премьера - "Екатерина Великая" поставлена В.Андреевым по пьесе Бернарда Шоу. Спектакль, неожиданно радостный, словно наполненный солнечной энергией, напоминает о праздничном балагане, веселом площадном театре, благодаря необычной сценографии Т.Сельвинской. Он позволяет заглянуть за кулисы жизни и увидеть будуары сильнейших мира сего, вершителей человеческих судеб, которых Шоу определил как великих сентиментальных комедиантов. Шутки, выдумки, бесконечная игра... Странное сочетание сумасбродства, причудливости, дурачества и особой духовной наполненности, жизнелюбия, красоты позволяет спектаклю называться, по словам В.Андреева, экстравагантной комедией, а не "маленьким скетчем из жизни русского двора XVIII века", как скромно обозначил пьесу ироничный ирландец. Шоу увлекся персоной русской императрицы... Да и не мог не увлечься этой уникальной женщиной, сумел, казалось бы, в незначительном эпизоде раскрыть ее величие. Ибо "добродетель заключается не в отсутствии страстей, а в управлении ими". Екатерина (Н.Потапова) играет своими желаниями, своими подданными, то обворожительно улыбаясь, то безжалостно обдавая их ледяной величественностью. Немецкий акцент придает фразам особую четкость и жесткость. Властительница, она не принадлежит самой себе. В ее руках - свобода, а значит, - ответственность. Она вольна в своих поступках, но не в чувствах. Обезоруженная прямодушием и искренностью английского офицера (С.Гирин) и его храброй невесты (Е.Калинина, Е.Дементьева), она находит в себе силы отпустить их и пожелать счастья, лишь трогательно махнув белым платочком на прощание, оставаясь Великой Екатериной. И, словно музейные экспонаты, в почтительном поклоне застывают ее подданные - грациозная Дашкова (Н.Громова, А.Назарова), ловкий Нарышкин (В.Молоков), преданный служака сержант (В.Мащенко), очаровательная Варенька (А.Маркова) и даже громогласный Потемкин (В.Еремичев). Их участь - верно служить и старательно угадывать правила игры, которые матушка-государыня бесконечно меняет. "Терпкий дух озорства" творчества Б.Шоу кипит в каждом персонаже. Все они, начиная с Екатерины, с легкостью, изяществом вытанцовывают балетные па, мастерски поставленные хореографом Ф.Хачатурян, с азартом хулиганят, подглядывают, льстят, преклоняются и любят... Князь Потемкин, один из величайших людей своего времени, единственный, кто имеет влияние на императрицу, с неподражаемой элегантностью носит роскошный халат и домашние туфли, одновременно решает важные государственные дела и позволяет убаюкать себя детской колыбельной Вареньки. "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю..." - звучит в царских палатах ее нежный, ласковый голосок, переходящий в красивые мелодии Ю.Саульского, сочиненные в стиле славного XVIII столетия. И уже не кажется необычным причудливый хоровод серьезных персонажей, "могучих героев", творцов истории, которых Б.Шоу всегда превращает в смешных. "Нет ничего серьезнее глубокого юмора"! Также в рубрике:
|