Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7 (7118) 26 февраля - 4 марта 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияВ азартные игры снова придется играть с государствомС ЛОТЕРЕЯМИМаргарита ВОДЯНОВА Пообещав народу какое-то время не занимать денег на стороне, федеральная исполнительная власть занялась глубинным бурением финансовых скважин внутри страны. То, что процесс идет без предварительной разведки, "с листа", имеет свое объяснение: государство совершенно бесхитростно пытается вернуть себе утраченный контроль над теми сферами деятельности, которые ему видятся сегодня наиболее доходными. К их числу, по мнению государственных мужей, безусловно, относится лотерейный бизнес. Будь иначе, в России не разыгрывалось бы 2000 лотерей, а в столице не нашлось бы места для 300 из них. Эти цифры в оправдание своей заинтересованности азартными играми как источником пополнения казны привел руководитель Государственной налоговой службы РФ Александр Починок, выступая перед членами Президентского совета по культуре. Идея вернуть лотереи под государево крыло впервые материализовалась в октябре 1995 года, когда Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной думы проект закона "О лотереях". Принятый в первом чтении законопроект был надолго забыт. Недавно его в срочном порядке реанимировали. Если проект будет принят, лотерей станет гораздо меньше, а контролировать их проведение будет значительно проще. Разумеется, идеальным вариантом для государства было бы сохранение одной-единственной принадлежащей ему денежно-вещевой лотереи. Мы это уже пережили - совсем недалеко в прошлое ушли те времена, когда кассиры в продмагах предлагали вместо сдачи лотерейный билетик, а прижимистые граждане, составлявшие в СССР большинство, криво ухмыляясь, отвечали: с государством в азартные игры не играем. Похожий вариант, правда, несколько осовремененный, на уже упомянутом Президентском совете предложил Александр Починок: право проводить одну общероссийскую лотерею под жестким контролем государства может получить одна организация, выигравшая конкурс. По проекту закона "О лотереях", это право поделят между собой федеральные органы исполнительной власти, а также общероссийские, международные и межрегиональные общественные объединения, зарегистрированные федеральными органами исполнительной власти. Еще, по сведениям наших источников, в Госдуме есть депутаты, лоббирующие интересы ныне действующих участников лотерейного рынка, желающих сохранить статус-кво. На вопрос, какое же будущее ждет игроков, вразумительного ответа добиться так и не удалось. Тем не менее второе чтение законопроекта должно состояться ориентировочно уже 20 марта. Известно, что сейчас он поспешно дорабатывается. После первого чтения в него было внесено более 100 поправок - часто противоречивых, а то и вовсе взаимоисключающих. Поспешность, столь необходимая при ловле некоторых кровососущих, может и не дать положительных результатов при подготовке закона. А в том, что стране нужен нормальный эффективный взвешенный закон о лотереях, заинтересованы - по крайней мере, на словах - все, от налоговиков до лотерейщиков. Азартные наши соотечественники, по мнению некоторых законодателей, также должны приветствовать эти правовые потуги, защищающие в том числе и права игроков: им обещано, что призовой фонд будет составлять не менее 50 процентов от стоимости реализованных билетов. Правда, временное "Положение о лотереях в Российской Федерации", действующее на основании Указа Президента РФ, предписывает учредителям лотерей придерживаться тех же пропорций. Однако на практике 50 процентов часто превращаются в два, в три, максимум - в тринадцать. Сторонники огосударствления лотерей обещают игрокам, что с принятием закона этому беспределу будет положен конец. Предлагается создать два контролирующих органа: один - от исполнительной власти, другой - от общественности. Таким образом, мол, будет обеспечена прозрачность как самой игры, так и движения денежных средств после ее окончания. В это, однако, довольно трудно поверить. Хотя бы в силу того, что Минфин до сих пор хранит в строжайшей тайне информацию об успехах государства в лотерейном бизнесе времен тоталитаризма... Стремление государства Российского, живущего в условиях перманентного бюджетного кризиса, прибрать к рукам высокорентабельный лотерейный бизнес вполне понятно. Даже благополучная Великобритания в начале 90-х пошла по этому пути. Был объявлен тендер на право проведения лотереи, который выиграла одна крупная финансовая компания. В единственной общенациональной лотерее участвуют 80 процентов жителей Объединенного Королевства. Тираж проводится еженедельно, билет стоит один фунт стерлингов, остаток невыигранных денег приплюсовывается к призовому фонду следующего розыгрыша. Государство забирает 40 процентов прибыли (эти деньги направляются строго на развитие спорта и поддержку общеобразовательных школ), 60 процентов остаются у организаторов. При этом государство берет на себя все расходы по проведению лотереи. Кстати, приверженцы огосударствления лотереи в России любят ссылаться на британский опыт, лукаво умалчивая о том, что отечественная фискальная система изымает у лотерейщиков более 80 копеек с каждого полученного ими рубля и облагает поборами даже призовой фонд, который собственностью учредителей лотереи не является. Обещание прозрачности в условиях абсолютной закрытости таких учреждений, как Минфин, походит на издевку. А говорить о гарантиях целевого использования денег, полученных от проведения лотерей, в обстановке всеобщей замутненности вообще нет смысла. Вполне объяснима озабоченность государственных чиновников тем, что очень большие деньги плывут мимо казны. То обстоятельство, что чуть ли не любой обладатель начального капитала, заказав где-нибудь в Китае карточки моментальной лотереи, может положить в карман кругленькую сумму в обход государства, вполне вероятно, приводит чиновников в бешенство. Но, реализовав ту или иную модель государственного регулирования лотерей, власть может столкнуться с новой проблемой: а захотят ли граждане играть в азартные игры с властью, обязательствам которой не доверяют? Комментарий
Светлана ЧЕРЕНКОВА, директор лотереи-игры "Русское лото": - Сотрудники нашей фирмы познакомились с проектом федерального закона "О лотереях", когда он был принят в первом чтении. Направили свои поправки, а их было немало - в Государственную думу и Министерство финансов. По некоторым сведениям, при дальнейшей разработке законопроекта ни одно наше замечание учтено не было. К сожалению, законопроект изгоняет из лотерейного рынка всех, кто сейчас на нем работает. Не только недобросовестных, но и тех, кто, как и мы, играет честно, исправно делая немалые отчисления в казну. Если закон будет принят в том виде, в каком он есть, жизнеспособные лотерейщики уйдут в другой бизнес. А не самая, мягко говоря, щепетильная их часть переместится в "тень". Также в рубрике:
|