Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7214) 17 - 23 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраАЛИСА АКСЕНОВА: "В благополучных государствах к музеям относятся уважительно"Беседу вел Евграф КОНЧИН Директор Владимиро-Суздальского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Алиса Ивановна АКСЕНОВА - личность в отечественной культуре легендарная. Вот уже сорок лет она руководит музеем. Именно Аксенова превратила заурядный краеведческий музей во всемирно знаменитый музейный комплекс, ныне состоящий из 55 памятников архитектуры Владимира, Суздаля и Гусь-Хрустального, из 34 музейных экспозиций и 4 выставочных залов. Восемь памятников и два архитектурных ансамбля включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Аксенова была удостоена Государственной премии РСФСР. Она - почетный гражданин города Владимира, вице-президент Русского комитета ИКОМ, вице-президент Комитета региональных музеев. - Алиса Ивановна, какие из ваших сорока лет вы считаете самыми трудными и самыми успешными, знаменательными? - За эти долгие годы были отчаянные моменты - казалось, все рушится. В 1975 году нас обвиняли в идеологической несостоятельности (увлекаемся показом культовых зданий!). В 1989 году было решение партийных органов вывести Суздаль из состава музея-заповедника (резать по живому сложившийся комплекс экспозиций с переделом экспонатов по их первоначальной принадлежности владимирскому или суздальскому музею - это было бы разрушением всего созданного). В 1985 году была мучительная финансовая проверка по предложению одного из секретарей обкома партии, который изрек афоризм: "Зарабатывать такие деньги и не воровать - так не бывает". Семь месяцев большая бригада пыталась хоть что-нибудь найти (вплоть до подсчета использованных гвоздей и тканей на стендах), и НИЧЕГО не могли "накопать", более того, после завершения ревизии я написала большую жалобу по поводу недопустимых иезуитских приемов ревизоров. Но до сих пор больно, когда вспоминаешь эти унижения. В 1991 году комитет по имуществу сумел передать без нашего ведома в аренду на 15 лет часть Архиерейских палат - памятник XVI века, находящийся под охраной ЮНЕСКО, - каким-то людям, которые за несколько месяцев довели его до состояния придорожной забегаловки. Девять месяцев, три суда, откровенная заказная травля в местной печати, и мы, конечно, выиграли процесс - выгнали новых "хозяев", но чего это стоило! Могу продолжить перечень - пожалуй, каждые три-пять лет возникали сильнейшие стрессовые ситуации. Но у меня, возможно, наивная, но какая-то фатальная уверенность: правда всегда победит. И всегда, представьте, всегда так и случалось. А побед и признаний было много. И популярность, и авторитет нашего музея-заповедника росли из года в год. Каждую пятилетку музей удостаивался ордена - я так понимаю свои награды. - Вы начинали работать и добились несомненных успехов при советской власти. Нет ли у вас ностальгии по тем временам? - Поверьте, совершенно искренне говорю - нет! Ведь с тем прошлым ушло и самое страшное, что мешало нашей работе, - жесткое идеологическое руководство. В обязательных отчетах в областной комитет КПСС приходилось непременно указывать соотношение экспозиций, отражающих советскую действительность и дореволюционное прошлое. Попробуйте "выравнять" это соотношение в Суздале! А требование проводить экскурсии в экспозиции древнерусской живописи в свете требований активной атеистической пропаганды! В начале 70-х выпустили маленький буклет "Иконы" - какая разборка была со мной в обкоме! А постоянные требования усилить пропаганду преимуществ советского образа жизни в экскурсиях с иностранцами! Я упоминала выше 1975 год - готовилось постановление ЦК КПСС "Об идеологических перекосах в работе музеев на примере Владимиро-Суздальского музея-заповедника". Нам инкриминировали отсутствие ярких историко-революционных музеев (во Владимире до революции было меньше 100 человек рабочих, а о Суздале и говорить нечего), идеализацию роли Церкви, говорилось даже об идеализации дореволюционного крестьянского быта (уж больно красиво у нас в музее деревянного зодчества). Сейчас это кажется бредом, а тогда я готовилась к худшему. К великому счастью нашего музея (думаю, и всех музеев страны), случайный приезд в выходной день двух членов Политбюро ЦК КПСС - Кириленко и Капитонова, которых мы убедили, что направление нашей работы достойное, грамотное, - сразу снял вопрос о "допущенных перекосах". А какой удар был в марте 1986 года - злобный фельетон в газете "Правда" "Нерентабельные предки": деньги любим зарабатывать, поэтому нет у нас революционных музеев, на которых не заработаешь. Все это было так подло, что первый секретарь обкома партии Р.С.Бобовиков взял меня под защиту. Но как? "То, что написано в "Правде", опровергать нельзя, - сказал он, - но работайте спокойно". И включил меня в официальную делегацию, направлявшуюся в ФРГ. Всем стало ясно, что гроза прошла мимо. А как забыть присутствие инструкторов обкома партии на наших собраниях и работников КГБ, стоявших на учете в нашей партийной организации!.. Все это было. Какая тут ностальгия! - Несмотря на все нападки, именно ваш музей, наравне с Москвой и Ленинградом, был удостоен чести проводить впервые в СССР XI Конференцию ИКОМ в 1977 году. Вы организовали ее с блеском. Тогда все об этом говорили и всячески вас расхваливали. И это в какой-то степени стало основанием для присуждения вам Государственной премии РСФСР... - Да, это был весьма знаменательный год в моей жизни! 1200 гостей из 76 стран мира! Храню дорогое для меня письмо от коллеги из Чехословакии Яна Елинека, который дважды избирался президентом Международного совета музеев. Он писал: "Я дважды был во Владимире и Суздале. Изменения в состоянии памятников и музеев поразили меня. Я работаю в музее свыше 30 лет и говорю как специалист: это возможно сделать за 20 лет, но за 6 - невероятно!". После таких блестящих побед года два-три не трогали, а потом опять возникали проблемы. - Но сейчас, надо полагать, вы обладаете полной свободой действий. Вероятно, вам уже никто не указывает, что и как делать в музее? - И слава Богу! Раньше нам "спускали сверху" подробный перечень профессий и размер зарплаты - и ни шагу в сторону! Помню, нам нужен был звонарь, а он не предусмотрен в штатном расписании музея. Что делать? Еле-еле договорилась в Министерстве культуры, и нам ввели должность... "аккомпаниатора" с оплатой за один академический час 1 р. 20 коп.! Сколько пришлось мудрить, чтобы установить приемлемую зарплату. Смешно и горько! Сейчас много пишут и говорят о нашем знаменитом звонаре Юрии Юрьевиче Юрьеве! Но кто знает, сколько мытарств пришлось перенести, чтобы узаконить его в музее!... А сколь драматично было ежегодное утверждение сметы доходов! Ведь как она складывалась? Финансовые органы "спускали" цифру доходов - предыдущий год и плюс, с их точки зрения, предполагаемый прирост. А премии начисляли так: 50 процентов от перевыполнения намеченного плана. Без премии наши сотрудники, получавшие мизерную зарплату, не могли прожить. Поэтому каждый год приходилось ожесточенно бороться, снижая плановую цифру дохода. Теперь директор музея в пределах утвержденного фонда зарплаты сам утверждает штатное расписание и устанавливает к ним добавки по заслугам. - Есть какие-то принципиальные изменения в концептуальном осмыслении деятельности вашего музея в новых условиях? - Да, конечно. Сохранили веер наших проверенных временем, можно сказать, классических экспозиций, сумели в далеко не комфортных условиях последних лет выйти на новый крупный виток - создали музейный культурно-образовательный центр в здании Присутственных мест XVIII века, полученного, вернее сказать, отвоеванного по частям. Здесь разместились музей, картинная галерея, оригинальная по решению экспозиция о слое дворянской культуры, комплекс выставочных и концертных залов. Ежедневно в Палатах проводятся уроки, театрализованные представления, лекции, вечера отдыха, балы, выставки. Совместно с колледжем культуры проводим с детьми праздники Рождества, масленицы. Жизнь кипит! Новый музейный центр признан в городе. - Ваши усилия были по праву оценены и нашей газетой: Палаты, что расположились меж Успенским и Дмитриевским соборами, стали лауреатом нашего конкурса "Окно в Россию"... - Еще могу добавить, что Палаты вошли в десятку лучших музеев Европы 1998 года - это решение Форума европейских музеев. По прежним временам на создание такого музея ушли бы десятилетия. Права, которые у нас есть, дали возможность иметь свой художественно-оформительский отдел, бригаду монтажников, строителей. - Вероятно, эту свободу дает вам новый Закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" - Конечно. Прежде всего он защищает целостность и неделимость музейных фондов и музейной недвижимости. Например, недавно я получила требование (!) от епископа Свободной зарубежной церкви передать ей Спасо-Евфимиевский монастырь. Без всяких эмоций и споров ссылаюсь на закон, и вопрос снят. Закон есть закон. Конечно, он еще во многом несовершенен и требует доработки. - А какие еще законы, по вашему мнению, нужны? - Очень нужен закон о памятниках. Закон, который бы отрегулировал наши взаимоотношения со всемогущим комитетом по имуществу. Это ведомство доставляет нам немало неприятностей и хлопот. Нужен закон о музеях-заповедниках, регулирующий вопросы о земле, о недвижимости. - А отношения с Церковью? У всех музеев они складываются, мягко говоря, довольно сложно... - Сейчас отношения вполне нормальные - уважительные, деловые. Конечно, музей-заповедник с самого начала сумел занять взвешенную конструктивную позицию. Передали всем конфессиям (у нас не только православные, но и старообрядцы, и католики) 16 памятников, к сожалению, лишившись нескольких прекрасных музеев: "Часы и время", "Православие и русская культура", "Дерево в крестьянском быту", "Белошвейное искусство" и др. Но достойной компенсацией стали Палаты, хотя в них эти музеи мы не смогли восстановить. Но далее - ни шагу. Архиепископ Евлогий поставил, например, вопрос о передаче епархии Золотых ворот. Ответ был жесткий и категорический: "Ни-ког-да!" Это уникальный памятник военно-оборонительного зодчества, там развернута прекрасная экспозиция. Архиепископ, по-моему, понял, что ссориться действительно не стоит. Правда, заключил: "Все равно когда-нибудь отдадите". Я ответила: "Только после меня". Но все же поводов для сотрудничества у нас больше, чем для разногласий. Проводим совместно с епархией конференции, встречи, обсуждения, выставки. Но "порох надо держать сухим". Так, на недавней конференции, посвященной 975-летию Суздаля, епархия предложила заслушать доклад молодого диакона Александра. С первых слов доклад был построен в агрессивном тоне. Оказывается, вплоть до последних лет "Суздаль пребывал в мерзости запустения". И это говорилось в стенах музеефицированного монастыря, где раньше была тюрьма, а сейчас все памятники в ухоженном состоянии; утопающая в цветах территория, восстановленный колокольный звон и т.д. Конечно, молодого священника пришлось поставить на место. Есть одна серьезная проблема - нарушение режима Успенского собора XII века: несмотря на запрет проведения венчаний (фрески Андрея Рублева!), они проводятся - больше платят! Но главное, что глухого, непримиримого противостояния нет. - А как складываются отношения музея с властью, с администрацией Владимирской области? - Нормально. Нас уважают, признают наш особый статус. За исключением, правда, комитета по имуществу, который порой напоминает нам, что он, мол, владелец недвижимости, наших зданий и памятников, а мы лишь "оперативно" ими управляем. Нередко комитет пакостит музею не меньше, чем в свое время обком КПСС. Поэтому еще раз повторяю - нужен закон о памятниках, о статусе музеев-заповедников. - Можно ли считать музеи коммерческими организациями? - Во всем мире музеи, даже очень хорошо финансируемые, не чураются этой деятельности. Это же услуги посетителям. Сувениры, издания, концерты... Что в этом предосудительного? Сейчас наш музей-заповедник, войдя в перечень особо ценных объектов культуры РФ, впервые достойно (на наш неизбалованный взгляд!) финансируется. А ведь до 1998 года была отчаянная ситуация - кроме зарплаты, нам оплачивали около 70 процентов коммунальных услуг. А хозяйство огромное - 55 зданий, одновременно горят около 4 тысяч электролампочек, а на них ни копейки не выделяют. А охрана? Несколько раз в год милиция подавала на меня в суд за неуплату! Сейчас, конечно, легче, но заработанные деньги не лишние. У нас 11 киосков, магазин "Владимирский шик", своя маленькая, но очень приятная гостиница. - Наверное, какую-то часть внебюджетных средств составляют входная плата и экскурсионное обслуживание. Кстати, а какова посещаемость музея? - Когда-то посещаемость была около двух миллионов человек. В 1991 году упала до 300 тысяч (это была катастрофа - последовало увольнение экскурсоводов). Столь резкое снижение - результат общих для страны и всем известных социально-экономических обстоятельств. По тем же причинам уменьшился поток иностранных туристов. Но сейчас посещаемость неуклонно растет, в прошлом году нас посетили 650 тысяч экскурсантов. Детские билеты у нас стоят один рубль, для взрослых - от 2 до 5 рублей. Для пенсионеров мы делаем дни бесплатных посещений и отдельные бесплатные мероприятия. - Что ожидает музей в будущем? - Верю, что новый век будет для России веком ее расцвета. А во всех благополучных государствах к музеям относятся уважительно. Также в рубрике:
|