Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 6 (7214) 17 - 23 февраля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноКак оно там, в лучшем из миров?Московский анимационный проект Александра ВАСИЛЬКОВА
"Лучший Мир" - дословный перевод названия, которое получил московский анимационный проект "Optimus Mundus". Вообще-то этот "документальный рисованный фильм о героическом городе Москве с картинками, музыкой и комментариями специалиста" задумывался как подарок городу к 850-летию, но такая сказка скоро не сказывается. Начнем с того, что у фильма шестьдесят режиссеров, а если к этому прибавить еще сценаристов, художников и представителей прочих анимационных профессий, то общее число авторов дойдет примерно до трехсот. Одних консультантов - шесть человек, а там, где обычно указывают имя режиссера, стоят имена продюсеров: креативный продюсер - Михаил Алдашин, два простых продюсера, они же исполнительные, - Дмитрий Горбунов и Александр Кугучин, и несколько линейных. Нечто подобное мы видели несколько лет назад в фильме "Воображаемая опера" - там тоже каждый режиссер делал отдельный сюжет, но там и сюжеты были длиннее, и соединение более механическое. А здесь самый длинный кусок - три минуты, и фильм вроде бы смонтирован как единое целое. Из разнообразных историй складывается рассказ Таксиста (Николай Караченцов), который через весь город везет Приезжего (Олег Алямов) с Ярославского вокзала на Казанский. (В кадре ни тот ни другой не появляются).
Пока не очень понятно, по каким законам судить этот проект. Начинаешь искать хоть какие-то аналогии в других искусствах, и, наверное, ближе всего окажется то, что в последние годы происходит в деле организации выставок. Некоторое время назад появилась новая фигура - куратор, который "заказывает музыку". Иначе говоря - является автором некоего проекта, в рамках которого каждый художник работает, сохраняя собственный стиль. Так и здесь: мы легко узнаем руку Ивана Максимова ("Два трамвая"), Владимира Петкевича ("Осень"), Валентина Ольшванга ("Чайный дом"), а кто более продвинутый в этом деле - может угадать и такого режиссера, как Педро Серрацина ("Падающие звезды"). Да, но вот как насчет совместной работы таких не похожих друг на друга режиссеров, как Михаил Алдашин, Михаил Тумеля, Алексей Демин ("Цари")? Сразу оговорюсь, что за точность названий не ручаюсь - титры в фильме только английские, и ориентируюсь я на прошлогодний каталог тарусского фестиваля (нам тогда показали несколько сюжетов). Трудно говорить о фильме, у которого нет единого стиля, как нет его у нашего города, но и в том и в другом случае это не недостаток, а условия игры. Вот такой взгляд с совершенно разных точек зрения, множество бусин, нанизанных на общую нить. По привычке пробуешь оценивать каждый сюжет отдельно. Те, которые я назвала, мне понравились, и еще "Московский трактир" Марии Муат, "Подземка" Васико Бедошвили, два сюжета Андрея Золотухина, "Возвращение" Вадима Меджибовского... Но среди всего этого почти совсем нет законченных фильмов (или они утратили способность к самостоятельному существованию, соединившись с другими), и воспринимаются они все-таки только в контексте проекта. Это не совместная работа, поскольку каждый работал независимо от других.
Как бы там ни было, но, если не считать проект чисто коммерческим, он делался "зачем-то" или "почему-то", то есть авторы хотели нам что-то сказать. Понятно, что у каждого из них не только свой способ рассказывать, но и свой взгляд на Москву: кроме всего прочего, одни смотрят на нее "изнутри", другие - "со стороны"; то, что для одних - повседневность, для других - экзотика. Да и многие зрители окажутся в положении "приезжего" - вряд ли прокат предполагается ограничить московским экраном. Вообще, надо сказать, будущий зритель проекта - не последняя проблема. Смотреть "Optimus Mundus" достаточно утомительно, я согласна с тем, что каждый из авторов, как нас заверили, нашел свой поворот, свою нишу, свой стиль, но повороты очень уж крутые. Неподготовленному человеку, должно быть, трудно придется в этом такси. Я не имею в виду того, что фильм рассчитан на элитарного зрителя, - вполне возможно, для адекватного восприятия требуется привычка к клипам, то самое "клиповое сознание" или "клиповое мышление", о котором сейчас довольно много рассуждают. И смотреть на все это надо проще, бездумнее, не вникая в смысл соединения рисованных эпизодов с документальными вставками и цитатами из художественных фильмов, хотя очень много можно сочинить по поводу взгляда на город через систему зеркал - опосредованное восприятие. Например, фрагмент из всеми любимого фильма "Я шагаю по Москве" - не просто красивая вставка, это и знак времени, и взгляд еще одного, хотя и не названного, автора проекта, и неопределимое одним словом понятие в мировоззрении того или тех, кто этот фрагмент использовал. То есть для меня, зрителя, это тащит за собой целый пласт времени с его интонацией, ритмом, светом, настроением и моим собственным восприятием этого времени. И, собственно говоря, любой из анимационных сюжетов фильма, в том случае, если я хорошо знаю другие работы режиссера, одновременно и включает для меня в фильм общее впечатление от этих более или менее давних работ, то, что долго расшифровывать, но можно обозначить одной фамилией автора. Вот и становится понятно, о чем речь. Сложно? Может быть. Но для каждого зрителя существует только тот фильм, который он видит, несколько отличающийся от того, что видит сосед. А тем более в случае, когда у фильма столько авторов, несхожих между собой. В любом случае этот эксперимент заслуживает серьезного разбора, но для такого разбора, наверное, придется посмотреть фильм не раз и не два. И очень было бы интересно узнать, как смотрит подобную вещь "нормальный" зритель с непосредственным восприятием, не обремененный близким знакомством с творчеством отдельных авторов проекта. Также в рубрике:
|