Жизнь прекрасна
Чулпан Хаматова в роли Анны Франк на сцене Российского Молодежного театра
ПРЕМЬЕРА
Наталия КАМИНСКАЯ
Фото В.МАЙКОВСКОГО
Одну из самых трагических историй XX века Российский Молодежный театр рассказал не для того, чтобы зритель привычно захныкал.
 |
Чулпан Хаматова |
Чулпан Хаматова, вопреки известному утверждению, второй раз вошла в одну и ту же реку. Анну Франк она уже играла несколько лет назад, когда заканчивала актерский курс Алексея Бородина в РАТИ. Это был дипломный спектакль. Он многим запомнился. Бородин ставил его сам, ассистировали Евгений и Нина Дворжецкие. Вообще, этот курс был очень удачным. Многие активно влились потом в труппу РАМТа. Но Чулпан Хаматова быстро ступила на звездную дорогу и еще до "Трех товарищей" в "Современнике", то в кино, то в антрепризе, громко заявляла о себе. Пуповина, однако, оказалась крепкой. Бородин и педагоги его курса имеют обыкновение учить с вдохновением, эта выучка да плюс неординарные однокашники (один Михаил Полицеймако, который сейчас в РАМТе, чего стоит!), наверное, привели ее в спектакль, где все они когда-то были счастливы. Вместе с ней в эту реку заново вошли Олег Герасимов - Франк, Лариса Шатило - госпожа Франк, Константин Карасик - господин Ван Даан, Ольга Лысак - госпожа Ван Даан, а добавились коллеги по ученичеству Вера Зотова - Марго, Михаил Присмотров - Кралер, Михаил Полицеймако - Дуссел и Олеся Яковлева - Мип. А вот Александр Доронин - Питер еще учится, на третьем курсе и тоже у Бородина. Но не в заменах дело и не о переносе с учебной сцены на профессиональную идет речь. Этот "Дневник Анны Франк", поставленный тем же режиссером, - совсем другой спектакль. Уверенно негромкий, камерно подробный - и в бытовых деталях, и в психологических оттенках. Очень зрелый спектакль - и в первую очередь оттого, что сделан без малейшей оглядки на гипотетический "спрос молодой аудитории". На фоне двух последних сезонов Российского Молодежного с его явным смятением чувств, с отчаянными поисками "продвинутого" имиджа, принесшими гораздо меньше успеха, нежели убытков, эта тихая премьера выглядит явно хорошим знаком. "Новые формы" нужны тогда, когда они действительно новые. Старых же никто не отменял, коль скоро они выстроены умело и наполнены содержанием. Как мало какой из московских театров, РАМТ умел рассказывать истории человеческих жизней. Заражать искренним, ненатужным серьезом. Останавливать привычные бешеные темпы. Отучать от скорочтения. Все это есть в "Дневнике Анны Франк". В трагическом проживании голландских евреев на чердаке, в тягости их заточения и страха быть обнаруженными мы, вопреки сюжету, читаем даже некую радость человеческого общежития. Слабости и пороки не отвратительны, они понятны. Тесные лабиринты-выгородки (художник Станислав Бенедиктов) вмещают более высокого в человеке, нежели низкого. От этой горестно подробной жизни с ее пиджаками, чашками-тарелками, хождением босиком (внизу ничего не должно быть слышно!), с ее постоянным полумраком, бросающим тени на измученные лица, рождаются неожиданные, порой неуместные эмоции. Нам кажется, вопреки знанию финала, что все кончится хорошо. Возникает эффект кинофильма "Чапаев" - а вдруг не погибнет, вдруг выплывет? Вот это и есть плен настоящего театра, волшебная аберрация памяти, зрения и слуха. Все артисты хороши. Чулпан Хаматова великолепна. Она - центр, эмоциональное ядро, духовный лидер. Собственно, таковой и была ее героиня, удивительная девочка, оставившая потомкам свой страшный дневник. В игре Чулпан Хаматовой (это и игрой назвать трудно, она живет!) так много природной жизненной силы и угловатого женственного обаяния, что совсем не остается места надрыву. Последнего вообще нет в спектакле. Одну из самых трагических историй XX века Российский Молодежный театр рассказал не для того, чтобы зритель привычно захныкал и, по обыкновению, ушел из зала пессимистом. У этого спектакля совсем другой лейтмотив - жизнь прекрасна.