Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 22 (7230) 15 - 21 июня 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияВо глубине грунтовых водЖертвы техногенеза НАСЛЕДИЕБеседовала Анна МАРТОВИЦКАЯ
Памятники архитектуры страдают не только от рук человека. Самая серьезная опасность для них таится в земле, на которой они стоят. Некоторые шедевры зодчества уходят под землю в одночасье, другие оседают, что называется, медленно, но верно, увязая в культурном слое со скоростью приблизительно метр в столетие. Неожиданный и радикальный способ спасения таких объектов нашел доктор геолого-минералогических наук профессор Московской государственной геолого-разведочной академии Евгений ПАШКИН, который считает, что здания можно и нужно поднимать с помощью домкратов на высоту, равную вековым погружениям памятников в грунт.
- Евгений Меркурьевич, грунты наращиваются за счет непрерывной хозяйственной деятельности и постепенно отбирают у нас постройки и первоначальный рельеф прошлого. Это очень печально, но не закономерно ли? Разве процесс наслоения не является самым естественным в истории развития человечества? - Нет и еще раз нет! Действительно, отходы производства, строительный мусор и многое другое, формирующее так называемые техногенные грунты, не растворяются в воздухе. Но к катастрофе приводит не то, что все это скапливается на земле. Самая страшная беда - широкое использование асфальта. Он водонепроницаем, и влага, скапливаясь под его нижней поверхностью, переувлажняет грунт, что после промораживания приводит к появлению трещин. Тогда асфальт недолго думая перекрывают, увеличивая тем самым его слой вдвое. Порой к стенам зданий примыкает до 10 слоев асфальта (толщина каждого из них составляет 5 сантиметров). Приведу пример вроде бы и далекий от высокой архитектуры, но тем не менее показательный. Не так давно проходила реконструкция кабельного коллектора на Большой Никитской улице, то есть в самом центре Москвы, где памятников истории и культуры видимо-невидимо. Вскрытые траншеи показали, что к Московской консерватории, Дому графа Орлова и факультету журналистики МГУ примыкает более 40 сантиметров асфальта и около метра техногенных грунтов. В результате все эти объекты давно уже "сидят" гораздо ниже того уровня, на котором они существовали в первые годы после строительства. Например, церковь Всех Святых на Кулишках, которой два года назад исполнилось 400 лет, опустилась под землю на 3,5 метра. Знаменитый Гранатный двор, памятник архитектуры XVI - XVII веков, и церковь Зачатия св. Анны, "что в углу", просели на полтора метра. Техногенные грунты толщиной как минимум метр пленили Английский клуб (Музей революции), церковь Св. Николы Чудотворца на Берсеневке и соседние с ней палаты Аверкия Кириллова, главного вкладчика церкви.
Возвращаясь к вашему вопросу, хочу отметить, что в Европе такой проблемы нет. Имея столь же проблематичные природные условия, европейские города не допускают повсеместного использования асфальта. Улицы Парижа, Берлина, скандинавских столиц покрыты брусчаткой, позволяющей земле дышать, а влаге испаряться.
- Какие последствия для памятников архитектуры имеет процесс погружения в современную техногенную поверхностную инфраструктуру? - Во-первых, нарушено эстетическое восприятие объектов, ведь их изначальные пропорции искажены на два-три метра. Вся цокольная часть, а нередко и первый этаж оказываются захвачены техногенными грунтами, тогда как их конструкции не приспособлены к пребыванию под землей - влага, разница температур, различные химические ингредиенты и микроорганизмы неумолимо разрушают кладку. К сожалению, воды у подножия памятников с каждым годом становится все больше, поскольку поднявшиеся грунты нарушили отмостку - систему уклонов земной поверхности, примыкающей к зданию и организованной таким образом, чтобы вся влага уходила от стен. Теперь же вода, наоборот, скапливается у фундаментов, попадает в кладку, по капиллярам поднимается наверх и активно способствует образованию трещин в стенах. Кроме того, грунты в России обладают коварным свойством под названием "морозное пучение": когда на поверхности земли минусовая температура, имеющаяся в ней влага замерзает, асфальт вздыбливается и сами здания поднимаются, возвращаясь на прежнее место лишь после оттаивания. Подобные "сезонные" колебания составляют до нескольких сантиметров.
- Как можно решить проблему техногенных грунтов? Ведь нельзя же их ликвидировать? - Нет, конечно. В них уже залегают городские коммуникации, все подземные переходы и входы на станции метро, поэтому понижение уровня грунтов может быть только локальным. Но откапывать памятники и оставлять их в яме нелепо, поскольку, если ликвидировать, скажем, два метра грунта, здание окажется ниже водопроводящих коммуникаций города и у его основания будут скапливаться влага, листва и мусор. К примеру, церковь Св. Феодора Студита у Никитских ворот, в которой крестили Александра Суворова, после реставрации оказалась в подобной яме, и влага уже начинает подниматься по ее обновленным фасадам. Так спрашивается, зачем и на что были потрачены средства на реставрацию, если через какое-то время все работы придется проводить заново? На мой взгляд, выход из создавшейся ситуации один - если мы позволили земной поверхности подняться, давайте и памятники архитектуры поднимем, вернем им былое величие.
- Как будет осуществляться подъем? - Сохраняя фундамент здания на нынешней глубине, мы делаем вставку из железобетона или гранита, материалов вечных, не поддающихся холодным температурам и грунтовым водам, а цокольную часть поднимаем с помощью специальных гидродомкратов и таким образом не только восстанавливаем исторические пропорции, но и даем памятнику новые площади. Мы, например, подсчитали, что церковь Всех Святых на Кулишках в случае подъема дополнительно получит около 200 квадратных метров. Что может быть ценнее в тесном центре города? Я обращался с этими предложениями к мэру Москвы Юрию Лужкову в 1997 году, и мое письмо получило обнадеживающую резолюцию. Главному управлению охраны памятников г.Москвы было дано указание выделить объекты, нуждающиеся в подъеме. Совместно с "Гидроспецпроектом" мы разработали проекты подъема нескольких зданий в Замоскворечье, уже были готовы подвести к ним разведочные шурфы, но столица денег на нашу работу не выделила: тогда город жил в ожидании своего 850-летия и лишних средств у него не было.
- Может быть, разумнее не надеяться на средства города, а осуществлять подъем здания за счет организаций, заинтересованных в приобретении дополнительных площадей? - У нас есть договоренность с компанией "Русское золото", которая находится в особняке XIX века на Ростовской набережной на глубине двух метров. В результате подъема компания получила бы лишних 80 квадратных метров, но сейчас организация оказалась в сложной финансовой ситуации и от реализации проекта пока отказалась.
- Не изменит ли массовый подъем памятников истории и культуры сложившегося облика города? Ведь их нынешний вид является неотъемлемой частью исторического центра. - Но разве плохо будет, если столица вновь обретет шедевры архитектуры в их первоначальных пропорциях? Сейчас согласован и реализуется всего один проект - подъем Московского планетария на шесть метров над землей. Об истинной цели подъема этого памятника советской архитектуры знают далеко не все. Дирекция планетария хочет использовать появившиеся площади для создания ночного ресторана с постоянным звездным небом над головой. Ничего страшного нет в том, что оптический театр будет использоваться столь утилитарно. Главное, чтобы подъем здания на новую высоту как способ продления жизни памятника архитектуры укоренился в умах специалистов. Ведь в одной только Москве в подъеме нуждаются более ста объектов.
- Но Московский планетарий не будут извлекать из-под земли. А что увидят специалисты, когда откопают ту же церковь Всех Святых на Кулишках? Вы сами рассказывали о том, как негативно влияет на кладку пребывание в грунтах. - Никто до конца не представляет себе, как будет выглядеть фасад памятника. Скорее всего, взору реставраторов предстанет ужасная картина: за столетия стены не могут не быть изуродованы парниковым эффектом, солями, блуждающими токами, промораживанием. Работа реставраторов, предполагаю, будет стоить не меньше, чем сам подъем.
- Понятно, что столь дорогостоящий метод сохранения наследия не подходит для небогатой российской провинции. - Идея подъема активно внедряется в Новгороде Великом и Ярославле, где откапывать памятники очень сложно - слишком велика ценность культурного слоя. Но действительно, пока столица не подаст пример финансирования подобных проектов, провинция в них вкладывать деньги также не будет. Также в рубрике:
|