Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 26 (7234) 13- 19 июля 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Памятник на лжи

Никита ВОРОНОВ
доктор искусствоведения
Фото ИТАР - ТАСС


Площадь Дзержинского. Конец 80-х годов ХХ века

Время от времени в "воспаленном мозгу" отдельных сограждан вновь и вновь возникают идеи о восстановлении памятника Дзержинскому на Лубянской площади. В Госдуме разгораются дискуссии, одним из доводов в которых являются якобы высокие художественные достоинства означенного памятника. Между тем, оглядываясь на историю его сооружения, можно, даже не веря в победу добра над злом, сказать, что его низвержение было заранее запрограммировано самим неправедным его возведением. Его появление было круто замешано на обмане, подкупе, разрушении других памятников искусства.

В 1940 году был объявлен конкурс на проекты памятников Ф.Э.Дзержинскому, С.М.Кирову, В.В.Куйбышеву и Г.К.Орджоникидзе. В нем участвовали 15 ведущих скульпторов Москвы, Ленинграда, Украины и Белоруссии. Это был конкурс на памятники выдающимся деятелям революции, и никто из них не воспринимался тогда как символ определенного рода деятельности. Среди пяти скульпторов, работавших над проектом памятника Дзержинскому, были два уже признанных мастера - С.Д.Лебедева и В.И.Мухина. Обе они знали живого Дзержинского, а Лебедевой он даже позировал для двух портретов, до сих пор считающихся лучшими изображениями Феликса Эдмундовича.

Лубянская площадь. Конец XIX века

В проекте Лебедевой на круглую колонну-постамент была положена довольно мощная плита, а поверх нее на бронзовом подножии возвышалась фигура Дзержинского в длинной шинели, положившего правую руку в карман, а левую слегка согнувшего в локте. Взгляд его был опущен. Критика отмечала проект Лебедевой как один из лучших. Говорили о его поэтичности, "задумчивости позы", о том, что в нем "больше правды, чем в работах других скульпторов", и что Лебедевой удалось "выразить нравственную чистоту, скромность... большого человека". Наблюдавший за созданием этого проекта скульптор И.А.Слоним писал, что фигура Дзержинского "в длинной шинели, удлиненная, аскетичная и вместе с тем полная жизни, напоминает зрителю о суровой романтике первых лет революции. Силуэт ее строг, детали выразительны. Портретна голова фигуры, красив профиль головы. Ничего лишнего, все сдержанно. Это проект скульптуры... законченное художественное произведение." В лице Дзержинского чувствовалась усталость , как бы даже некоторая печаль, которая была так удачно запечатлена в его скульптурном портрете 1925 года.

Проект С.Лебедевой был признан на конкурсе лучшим.

Портретом, созданным Лебедевой, по-видимому, воспользовалась и В.Мухина, поскольку эти две художницы дружили и даже позировали друг другу. Только глаза Мухина сделала не опущенными, а глядящими прямо перед собой. В ее проекте Дзержинский стоял без шинели в аккуратной гимнастерке со стоячим воротником, застегнутым на все пуговицы. Как и у Лебедевой, Дзержинский был помещен на круглый, слегка суживающийся кверху постамент. Но это была не классическая колонна. Постамент несколько напоминал заводскую трубу - и в этом, вероятно, был намек на то, что Феликс Эдмундович работал не только в ВЧК, но и был наркомом путей сообщения, и руководил ВСНХ. Пальцы рук Дзержинского крепко сжаты в кулаки, что и создает впечатление большого внутреннего напряжения. Правая рука опущена, а левой он опирается на рукоять очень длинного меча, острие которого доходит до базы постамента. Меч длинный, но благодаря своей тонкости и изяществу он не производит впечатления огромности и неуклюжести. Да и рукоятка его больше напоминает гирлянду изоляторов на мачте ЛЭП, чем натуральный эфес шпаги. Поэтому в нем тоже есть отдаленная ассоциация энергии, индустрии и не подчеркивается его грозящая, карающая функция разить всех без разбора. Общая поза напряженная, собранная, натянутая, словно струна. В этом была мобилизующая сила памятника. Мухина стремилась, пусть еще несколько робко, но показать героя более разносторонне, в какой-то степени более человечно. Это проявилось, как и у Лебедевой, в напряженном, но несколько усталом лице Дзержинского. В тени задумчивости, в чертах человечности образов, созданных этими двумя скульпторами, сказался некоторый новаторский отход от привычной трактовки героев и деятелей революции, которые в большинстве памятников только звали вперед или указывали путь.

Такая более свойственная станковым произведениям трактовка была вызвана и тем, что обе художницы предлагали установить памятник в окончании Никольской улицы на месте разрушенных к этому времени остатков Китайгородской стены и Никольских ворот. Дзержинский должен был быть обращен лицом к зданию НКВД на противоположной стороне Лубянки, в центре которой еще стоял фонтан замечательного скульптора Витали, автора одного из первых скульптурных портретов Пушкина. Они не покушались на его снос. Таким образом, их памятники были рассчитаны на близкий подход и доступность детального рассмотрения лица и фигуры. Памятник Мухиной занял второе место на конкурсе.

Почему же в послевоенные годы ни тот ни другой проекты не были осуществлены? Ведь это был уникальный в истории монументальной скульптуры случай - при двух живых авторах и при всех остальных еще здравствовавших участниках конкурса памятник ставит совсем другой человек, даже не участвовавший в конкурсе, - Е.В.Вучетич. Сын В.И.Мухиной В.Замков в письме автору этой статьи прямо говорил, что это было сделано по закулисному сговору Вучетича с тогдашним председателем Моссовета и обошлось будущему вице-президенту Академии художеств в кругленькую сумму. О том же мне рассказывала и всегдашняя помощница и соавтор некоторых вещей Мухиной скульптор Н.Г.Зеленская. Но эти свидетельства, как говорится, "к делу не пришьешь", а о фактах коррупции прямых документов обычно не остается.

Но есть свидетельства, которые у всех перед глазами. В памятнике Вучетича мы явно видим претворение многих мыслей и художественных решений, найденных Лебедевой и Мухиной, - круглый колоннообразный постамент, утвержденный на круглом же основании-газоне, как у Мухиной, длинную шинель, руки в карманах, как у Лебедевой, и некоторые другие детали. Но если мухинская композиция памятника и лебедевская статуя сделали бы эти два произведения этапными и запоминающимися, то памятник Вучетича достаточно ординарен по своей идее и ее воплощению. Вучетич не мог видеть живого Дзержинского. Он работал по фотографиям. Он поставил памятник в центре площади на месте фонтана Витали спиной к зданию КГБ на Лубянке и так, что к нему "ни подъехать, ни подойти". Даже сотрудники Лубянки, пытавшиеся раньше в дни своих профессиональных праздников возлагать к памятнику цветы, вынуждены были останавливать все круговое движение на площади, куда, как известно, выходит восемь магистралей, заполненных транспортом. Поэтому Вучетичу и не нужно было углубленно работать над лицом и профилем, вкладывать в образ какие-то человеческие идеи - достаточно было лишь простой узнаваемости, паспортного снимка.

Но даже и Вучетич, создавая свой компилятивный и "никакой" памятник, не думал о придании ему символического звучания. Это случилось уже позже, в годы реакции на хрущевскую "оттепель". Когда властям наверху уже был ясен крах всех революционных идеалов и взамен их начали спешно создавать художественные символы, чтобы как-то восстановить угасающие веру и энтузиазм, - ставить огромное количество памятников якобы "человечному" Ленину, сочинять о нем и его соратниках-большевиках пьесы, писать книги о Бухарине и т.д. На поверку все эти возрожденные символы оказались пустышками. Трагические страницы истории повторились в виде фарса. Сегодняшние мертвые (в том числе и среди депутатов Госдумы) пытаются хватать за руки живых и тащить их в свои могилы. А эстетически неполноценным памятникам, к тому же основанным на лжи и присвоении чужих идей, конечно, не место на одной из центральных площадей древней и постепенно хорошеющей столицы, даже если они повернулись спиной к страшному делу рук своих.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;