Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7236) 27 июля - 2 августа 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПортрет, "снятый с Волги""Греческий мир в русской живописи". Музей А.С.Пушкина Евграф КОНЧИН
В кабинете Пушкина на Мойке висела картина "Вид Дарьяла", подаренная ему в 1832 году ее автором - художником Никанором Чернецовым (1806 - 1879). Как милое и дорогое воспоминание о посещении Александром Сергеевичем Грузии. После его смерти Никанор Чернецов вместе с братом Григорием исполнил акварель, а потом и картину "Пушкин в Бахчисарайском дворце". Но, пожалуй, самое значительное произведение, посвященное поэту, создал Григорий Чернецов (1802-1865). Это сложное многофигурное полотно "Парад на Царицынском лугу", где среди зрителей изображены Пушкин, Жуковский, Крылов и Гнедич. Существует карандашный набросок поэта в полный рост с пометками художника: "Александр Сергеевич Пушкин. Писано с натуры. 1832 года апреля 15. Рост 2 аршина 5 вершков с половиной". Чернецов писал Пушкина в "доме графа Кутайсова в Большой Миллионной". В свою очередь и Пушкин зарисовал Григория Чернецова в 1829 году на черновой рукописи "Путешествия Онегина". Это одна из лучших пушкинских зарисовок. Выставка, устроенная в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке, представляет работы, так или иначе связанные с именем поэта и созданные при его жизни братьями Чернецовыми. В том числе "Вид Дарьяла", "Бахчисарайский фонтан слез", виды Кавказа и Крыма. Впервые в Москве столь широко и полно представлено творчество замечательных художников середины XIX века Григория и Никанора Чернецовых, воспитанников, а позже и академиков Петербургской академии художеств. Впервые их живопись и графика привезены в столицу из Русского музея. Правда, почему-то устроители экспозиции существенно и, по-моему, неправомерно сузили ее содержание и смысл названием "Греческий мир". Ведь здесь представлены не только, даже не столько "греческие" работы художников. Но прежде всего - картины, акварели и рисунки, исполненные во время путешествий по Египту, Турции, Италии, кавказский и крымский циклы, наконец, виды Петербурга. Но, бесспорно, наиболее значительной темой творчества братьев Чернецовых является знаменитая волжская серия, которая занимает достойное место и на выставке. Григорий и Никанор Чернецовы совершили путешествие по Волге от Рыбинска до Астрахани летом 1838 года на специально построенной для этого барке, кстати, увековеченной художником А.Ивановым, - его картина также экспонируется на выставке. Чернецовы создали большое число картин и акварелей видов волжских берегов и волжских городов - единственную в своем роде художественную панораму. Сами же художники весьма скромно объясняли свою работу: "...она не имеет особых достоинств в художественном отношении, но она есть близкий портрет, снятый с натуры в очертании одной из знатнейших и благороднейших рек России... портрет, интересный для просвященной любознательности не только теперь, но и впоследствии". "Впоследствии" же, то есть в наше время, работу Чернецовых оценили много выше, чем это представляли сами художники. Специалисты, да и посетители выставки, наверняка отметят художественные достоинства волжской серии. Прежде всего великолепно исполненных видов Рыбинска, Ярославля, Костромы, Юрьевца, Чебоксар, Казани... Один из первых, а подчас и первый художественный портрет древних русских городов. Если б художники проделали только эту работу, то уже вошли бы в историю отечественного искусства. Также в рубрике:
|