Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 29 (7237) 3 - 9 августа 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Большой балетО если б ты, моя тугая плоть, могла растаять!Взгляд изнутри Виолетта МАЙНИЕЦЕ Трудным оказался для балета Большого последний сезон второго тысячелетия и 224-й от создания театра. Его условно можно разделить на две части. В первую, "гастрольную", половину сезона (с сентября по конец января) балетная труппа ГАБТа, разбившись на группы, в основном странствовала по миру. В то же время в Большом принимали гостей. Сперва шведскую труппу Кулберг баллет со знаменитой "Жизелью" Матса Эка, со дня премьеры которой прошло почти двадцать лет. Затем более чем посредственный Миланский балет со спекулятивно-беспомощной "Розой для Хорхе Донна" Д.Ганье. Хорошо известный москвичам репертуар привезла труппа Бориса Эйфмана. Гастролеров-солистов вообще не было - ни русских, ни иностранных. Весь сезон с переменным успехом варились в собственном соку... Во вторую, "рабочую", половину сезона труппа вовсю трудилась на стационаре. Спокойной для всех (без сюрпризов и скандалов) была первая половина. После открытия сезона часть артистов тут же отбыла на Запад (в США). Большинство же месяц спустя, наоборот, на Восток (в Японию). Уехавшие в Америку выступали в небольших городах с концертными программами и одноактными балетами. Эта поездка имела скорее просветительски-коммерческий, чем творческий характер. Но и такие не во вред ни приезжающим, ни принимающим. Более серьезным был японский вариант. В эту страну Большой традиционно ездит каждую вторую осень. На этот раз балет повез японцам нашу "свежайшую" классику - васильевскую "Жизель" и фадеечевского "Дон Кихота". А в приложении к ним - большую концертную программу с "Тенями" из "Баядерки". Наряду с Н.Ананиашвили в этом году во всех гастрольных поездках в качестве ведущей танцовщицы участвовала и Г.Степаненко. Третья московская балерина Н.Грачева отказывалась от всего по коммерческим соображениям и личным причинам. Три принца - Н.Цискаридзе, С.Филин, А.Уваров, - как положено верным кавалерам, были при своих дамах. Нам крупно повезло, что японцы - неисправимые балетоманы. Оставаясь поклонниками прекрасного, а значит, и русского классического балета, они в сотый раз согласны смотреть на лебедей да вилис, теней да сильфид... Параллельно с подготовкой к этим утомительным гастролям ни к селу ни к городу начались репетиции "Русского Гамлета" на музыку Л. ван Бетховена и Г.Малера, который ставил, вернее, при помощи своих ассистентов переносил в Большой хореограф Борис Эйфман. Наконец-то свершилось это историческое событие! Нравится кому-то Эйфман или нет - другой вопрос. Но на данном этапе он - самый известный балетмейстер России, которого знают и далеко за ее пределами. Автором проекта "Эйфман в Большом" был сам В.Васильев, активно участвовавший в его осуществлении. При всей поддержке со стороны высшего руководства работа над эйфмановским балетом в Большом была спланирована из рук вон плохо. Он вместе со своей командой впервые появился в Большом в начале сезона, когда всем было не до Эйфмана, который ходил по урокам, сам отбирал артистов на все партии. И, казалось, отобрал лучших. Но дальше последовали сюрпризы. Несмотря на высочайшее покровительство, один за другим артисты стали отказываться от участия в постановке. И мужчины, и женщины. Конечно, их можно обвинить в лени, нежелании постичь нечто новое. Наши танцовщики нелюбознательны, лишены творческой инициативы. Что есть, то есть. Для большинства балет - суровая работа, а не творчество. Но, думаю, их отказ был продиктован и рядом профессиональных причин, которые, планируя эту постановку, должно было учитывать балетное руководство. И прежде всего боязнь травм, которые, как показали дальнейшие события, неизбежны при встрече с таким непривычным и пронизанным акробатикой материалом, как балеты Эйфмана. Во-вторых, наша труппа не может после труднейших эйфмановских репетиций на следующий же день на должном уровне танцевать большую классику, скажем, "Баядерку". Мне могут возразить - так работает Парижская Опера, в репертуаре которой и классика, и наисовременнейший модерн. Так-то оно так. Только есть одно "но". В Париже, как и в других крупнейших театрах мира, сейчас спектакли чаще всего идут блоками. Скажем, танцуют себе парижане 12 спектаклей М.Эка или О.Нахарина подряд. Потом дается пара дней отдыха для перестройки мышечного аппарата, репетиции. И начинается следующий блок, к примеру состоящий из 17 "Спящих красавиц"... Подобная система вполне логична. Иногда приходится и зарубежным артистам утром танцевать хореографию М.Грэм, а вечером - наиклассичнейшие "Этюды" Х.Ландера, как было во время весенне-летнего нью-йоркского сезона Американского Театра Балета. Но, поверьте, ничего хорошего из этого не вышло. Даже танцовщики "люкс-класса" после модерна танцевали классику весьма посредственно. Хотя в отличие от наших артистов многие из них занимаются модерном со школьных лет. И еще одно, быть может, самое важное. Эйфман переносил в Большой спектакль, первоначально созданный для собственной труппы, ее замечательных солистов. Таких, как И.Марков, которые тем не менее изо дня в день имеют дело исключительно с хореографией своего руководителя. Иное дело балет Большого, его солисты, которые по "вероисповеданию" правоверные классики. Они в основном танцуют Петипа, иногда Баланчина, еще реже нечто, похожее на современный танец. Адекватный перенос спектакля - наихудший выход из положения. Думаю, для этой труппы следовало или адаптировать постановку, или, что лучше, создать для нее оригинальный спектакль. Она вполне того заслуживает. И каждому артисту интересно поработать с известным хореографом, если партия создается специально для него. Да и сам спектакль получился бы другим. В Большом огромные возможности, иная культура танца. Но Эйфман, по его признанию, может работать только со своими. Притом он ставит мучительно и долго, репетируя каждый день с утра до ночи. Такой режим работы, к сожалению, не могут себе позволить ни Большой, ни какой-либо другой, тем более западный репертуарный театр. Часто в течение сезона балет работал "вхолостую". В три приема урывками "мучили" несчастного "Русского Гамлета". Пару недель порепетировали его в сентябре, пару в декабре. А к середине января, когда началась основная работа, все и все благополучно позабыли. Не мудрено, что при таком стиле работы сроки премьеры пришлось передвинуть. Думаю, каждый поймет, что при наличии репертуарных спектаклей месяца для труппы маловато, чтобы "вжиться" в сложнейшие эйфмановские хореографические композиции. Чувствовать себя в них уверенно и свободно. Как показала практика, выучить-то наши профессионалы все выучили, но отрепетировать, тем более в костюмах, не успели. В итоге каждая выстроенная из живых тел пирамида шаталась и качалась. Особенно в конце первого действия, когда на ее "третьем ярусе" появлялась еще и Екатерина. Тут не до художественных впечатлений. Мечтаешь лишь об одном - поскорее бы закрыли занавес, пока вся эта конструкция не разлетелась на отдельно взятые тела! "Русский Гамлет" - спектакль не этапный. Но поучительный и в основе своей полезный. Многие артисты впервые соприкоснулись с неизвестной им пластикой. А солисты имели редкую для Большого возможность поработать с профессиональным, притом очень заинтересованным и фанатичным балетмейстером-репетитором, каким является Борис Эйфман. Неспроста в "Русском Гамлете" появилось немало ярких актерских работ. Запомнились Императрица М.Александровой, Павел Д.Гуданова, два разных Фаворита в исполнении М.Перетокина и Д.Белоголовцева... Но "недолго музыка играла". Репертуарный план был сверстан так, что после четырех спектаклей "Русский Гамлет" исчез до ноября. Сомневаюсь, чтобы осенью хоть кто-то из артистов еще помнил замысловатые и эротичные эйфмановские па. Придется, как у нас водится, все начинать с нуля... Не успел балет Большого прийти в себя после "Русского Гамлета", как новая напасть. Как говорится, из огня да в полымя. С февраля в его репетиционных залах вновь закипела работа. К нам возрождать старинную "Дочь фараона" Ц.Пуни был приглашен знаток классики XIX века французский балетмейстер Пьер Лакотт. Этот масштабный дорогой спектакль восстанавливали по заказу Большого, который теперь имеет на него эксклюзивные права в течение трех лет. Пьер Лакотт был балетмейстером, репетитором и художником новой постановки. Завидная трудоспособность! Роскошные костюмы (их сшили около 500 штук!) и декорации запустили в производство еще осенью. После тщательного знакомства с труппой он занял в своем балете 120 исполнителей включая миманс. Но на возрождение такой махины, как "Дочь фараона", руководство запланировало всего 2 месяца и 10 дней! Поначалу отпущенные ему скромные сроки балетмейстера не смутили. Человек западный, Лакотт привык к четкой и отлаженной работе всего коллектива. Как у французов в Парижской Опере принято. У нас же свои русские порядки - то одна ведущая пара в начале постановочного процесса куда-то на пару недель уедет, то другой с гастролей не вернется. А кордебалет каждый второй день в больших балетах занят. Он, как и солисты, не привык репетировать в день спектакля, что во всем мире нормой считается. От дополнительных уроков на пальцах наши девушки наотрез отказались, чем привели в изумление именитого француза. У них танцовщицы каждый день над пуантной техникой трудятся. Россия - страна загадочная. У ней особенная стать... Но сюрпризы были обоюдными. Оказалось, что и балетмейстер не до конца подготовился к предстоящей работе. К тому же с такими массами да еще в сложном репертуарном театре дела не имел. Порой на репетицию полтруппы затребует. А что с ней делать - сам не знает. Пусть сидят на всякий случай! Не важно, кому принадлежала идея пригласить в Большой на постановку П.Лакотта - В.Васильеву или А.Фадеечеву. У каждого были на то свои расчеты. Поражает другое. Зная лакоттовские постановки, заранее было ясно, что это весьма рискованный шаг. Ведь его "французские кружева", как двумя словами можно окрестить творческий почерк балетмейстера, "сплетены" из множества маленьких и средних прыжков, всяких заносок да антраша, прочей "мелочи", требующей особо филигранной работы стоп, отличной координации и музыкальности. Многие наши танцовщики в силу особенностей репертуара Большого со школьных лет подобным образом не вертелись и не скакали. У нас все с размахом. Прыжок так прыжок, полет - так полет, вращение - так по всей сцене носит! А тут целый трехактный балет словно вышивка бисером. Нарочно непривычнее не придумаешь! И вполне естественно, что лакоттовская "Дочь фараона" выявила самые слабые стороны в выучке многих московских солистов и кордебалета. То, что у французских танцовщиков на раз получается, для наших - муки египетские. А времени - в обрез! К тому же наш гость не имел окончательного варианта хореографического текста, не выстроил заранее драматургию всего спектакля. Да и партитура создавалась уже в Большом. Балетмейстер импровизировал на ходу, до бесконечности меняя многие па, увлекался второстепенными деталями. К премьере все вконец измучились и запутались. Пришлось нашему руководству расплачиваться за легкомыслие и брать бразды правления в свои руки. Собирать спектакль на "живую нитку" для премьерного показа. Но после четырех спектаклей "Дочь фараона", подобно "Русскому Гамлету", до декабря тоже из репертуара исчезла. Осенью будем ее заново репетировать, сокращать, выстраивать. Словом, готовить спектакль для зарубежного проката, для чего он, собственно, с голливудским размахом и был в конечном счете задуман. Как в будущем сезоне редко исполняемый баланчинский балет "Бугаку", новая постановка К.Уэлча (оба войдут в программу "Сны о Японии") и, скорее всего, "Корсар" в редакции А.Фадеечева... Что за напасть - в Большом каждое хорошее начинание боком выходит! Вместо двух премьер "полуфабрикаты" получились. Не говоря про перенос в Большой "Послеполуденного отдыха фавна" в редакции Дж.Роббинса, где неверный подбор актеров (С.Лунькина, Д.Белоголовцев) с ходу погубил всю затею. Трудно винить исполнителей в полуудачах новых постановок. Они делали что могли в предложенных им экстремальных обстоятельствах. Хотя особого рвения за исключением солистов не проявляли. На репетициях бывали много, зато репетировали мало. Чаще всего вяло, в полноги, как у нас издавна повелось. Ну, а чтобы ежедневный урок посещать и от начала до конца заниматься - такое давно в труппе дурным тоном считается. Переломить отношение артистов к работе руководству не удалось. Коллектив у нас многочисленный и сильный, хотя на стационаре в основном работает весьма неряшливо. Быть может, за границей старается. Судя по видеозаписям прошлогодних лондонских гастролей, таких роскошных "Теней", какие были на берегах Темзы, нам в Москве не видать. Да и в Нью-Йорке, надеюсь, люди не зря на спектакли рвались! Наряду с неразберихой в планировании премьер, с прокатом и сохранением основного репертуара проблемы в театре имеются. В прошедшем сезоне в афише лидировали "Жизели", "Анюты", "Чиполлино". Редко шла большая, парадная классика - "Раймонда", "Баядерка", "Спящая красавица". И в следующем положение не изменится. Ежели долго она не шла - полгода или год, - то первые спектакли смотреть трудно. А к третьему труппа подсоберется. Как было со "Спящей красавицей" в мае. А "Симфония до мажор" вне проката за неполный год развалилась. Неплохо бы руководству почаще и рядовые спектакли посещать. Не только соответствующие "оргвыводы" делать, но и какие-то меры принимать. Чтобы все-таки не появлялись на сцене Большого спектакли ниже допустимого профессионального уровня. А расхождение между сценой и оркестром во многих спектаклях стало хроническим. Никто из солистов не застрахован от "импровизаций" дирижера и оркестра. И, если в ближайшее время при активном содействии руководства им не удастся между собой договориться, Большой лишь с оговорками можно будет называть театром музыкальным... За прошедший сезон особых изменений в труппе не произошло. По творческим причинам не продлили контракт с А.Волочковой. Незаметно ушла одна из ведущих балерин Н.Семизорова. Ей не нашли применения в родном театре ни в качестве педагога (хотя она - ученица М.Семеновой), ни репетитора (все партии приготовила с Г.Улановой). Как и другим московским звездам - Л.Семеняке, Н.Павловой, Ю.Владимирову. Зато со следующего сезона в репетиторы Большого зачислены ленинградцы Т.Терехова и С. Бережной, что, согласитесь, тенденциозно. Конечно, они профессионалы с большим сценическим и преподавательским опытом. Но думаю, скорее следовало пригласить наших экс-премьеров, проработавших в Большом не один десяток лет. Они знают и труппу, и репертуар. К тому же у всех безупречное профессиональное реноме... От того, с кем репетирует артист, многое зависит. Особенно в Большом, где издавна за репетиторами закреплены не конкретные спектакли, а одни и те же артисты. При подобном раскладе невольно появляется желание поддержать именно своего ученика. "Выбить" ему партию, даже не считаясь с его техническими возможностями, не говоря про индивидуальность. Такое "распределение ролей" привело ко многим неудачным дебютам. В Большом сейчас "де факто" три балерины - Н.Ананиашвили, Г.Степаненко, Н.Грачева. Больше, чем обычно, в Москве в прошлом сезоне выступала Н.Ананиашвили. Танцевала ровно и профессионально. Но в ее танце ощущается усталость от долголетних чрезмерных нагрузок. Хорошую профессиональную форму вновь приобрели Н.Грачева и Г.Степаненко. К тому же Грачева замечательно станцевала Аспиччию в балете П.Лакотта "Дочь фараона", которая стала лучшей ее партией за последние годы. У балерины сложился на редкость гармоничный дуэт с Н.Цискаридзе не только в этом спектакле. Они прекрасно выступили в "Жизели" и "Баядерке". А виртуозной Г.Степаненко даже не предложили партию Аспиччии. Кстати, как и М.Александровой - самой перспективной среди молодых солисток. Хорошие танцы, особенно женские, в Большом театре небезопасная вещь. И прежде всего для карьеры самих балерин, создающих неуместную конкуренцию тем, кто нынче в фаворе... Неудачным сезон был для А.Антоничевой. Ни одной премьеры, лишь дебюты в "Жизели", "Шопениане", во второй части "Симфонии до мажор". Ее Жизель пока что безупречна лишь по внешнему облику. Солистка не справилась и с техникой баланчинского адажио. Зато царицей сезона оказалась молодая М.Александрова. Она была яркой Императрицей в "Русском Гамлете", пикантной служанкой Рамзеей в "Дочери фараона". Но александровская уличная танцовщица заведомо перетанцевала ее же Китри в "Дон Кихоте". А.Горячева - очень надежная молодая солистка. Она хорошо выучена, не боится сцены. Прирожденная Фея Бриллиантов ("Спящая красавица"), она не доросла до Авроры (в этой партии она дебютировала в мае). Но зато уверенно станцевала Машу в "Щелкунчике". Всегда в форме Е.Андриенко. Она убедительна в партиях, соответствующих ее индивидуальности. Как и И.Петрова, которой баланчинский "Агон" подходит больше, чем Жизель, Раймонда, Гамзатти. Жаль, что стройная и красивая танцовщица отказалась от участия в "Русском Гамлете". Всегда очень артистично свои вариации танцует А.Яценко. Надежно весь сезон выступала М.Рыжкина, но она по дарованию не Сильфида... Балеринские партии сейчас в Большом танцуют все, кому не лень выучить текст или у кого протекция имеется. Не может технически слабая солистка Е.Шипулина станцевать даже фею Сирени ("Спящая красавица"), а ей прочат Царевну-Лебедь ("Лебединое озеро" в редакции В.Васильева). Не справилась с Эгиной в "Спартаке" и М.Аллаш. А С.Лунькина - с Аспиччией ("Дочь фараона") и Китри ("Дон Кихот"). При всех заверениях руководства, что для выступления в балеринских партиях одной внешности достаточно, сегодня в мире балерин без техники просто не бывает. И все-таки украшение Большого - ее мужской состав. Притом на всех уровнях. Многие партии уверенно танцуют молодые солисты Я.Годовский, Д.Медведев. Индивидуальность Д.Гуданова и Д.Белоголовцева особенно раскрылась в современном репертуаре. Гудановский царевич Павел в "Русском Гамлете" - лучшая его работа в прошлом сезоне. Жаль, что он не смог эту партию станцевать с труппой Эйфмана во время ее нью-йоркских гастролей. Его без веских причин не отпустило руководство. Как и Н.Цискаридзе, приглашенного в Мариинский театр на партию де Грие в балете "Манон". Этот уникальный, стилистически тонкий премьер прекрасно показался в новой для себя партии Таора в "Дочери фараона". А его коллега Андрей Уваров целый сезон провел без новых ролей. Раз в месяц выходил на сцену, как по контракту положено, и только! При такой нагрузке трудно быть в хорошей форме. (Для сравнения - ведущий солист Американского Театра Балета В.Малахов за 8 недель станцевал 21 спектакль). Стоит ли поражаться при таком положении дел, что наши замечательные солисты перестают профессионально совершенствоваться, не достигнув пика карьеры? Поудачнее в этом сезоне сложилась творческая жизнь у С.Филина. В качестве основного партнера Н.Ананиашвили он много выступал с этой балериной в Большом, гастролировал с ней за границей. В паре они подготовили и ведущие партии в балете "Дочь фараона"... В преддверии 225-го, юбилейного сезона кардинальных перемен в руководстве театра и балета не произошло. Своеобразное "двоевластие" в балете продолжается. Продлили контракт с его худруком А.Фадеечевым. Да и В.Васильев остался на своем посту. 15 сентября откроется новый сезон. Первый балетный спектакль - "Лебединое озеро" В.Васильева пойдет 16-го числа. А до того будут еще гастроли в Испании со "Спящей красавицей" и "Жизелью". И так - сезон за сезоном... Также в рубрике:
|