Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 29 (7237) 3 - 9 августа 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Искусство грустных впечатлений

"Импрессионизм в России". Русский музей

Марина КОЛДОБСКАЯ
Санкт-Петербург


К.Коровин. "Портрет Т.С.Любатович"

В Русском музее открылась выставка "Импрессионизм в России". Она пользуется большим успехом у публики - даже в будний день в залах корпуса Бенуа не протолкнуться. Оно и понятно: для нормального образованного соотечественника любовь к "современному искусству" начинается именно с импрессионизма. На нем же обычно и заканчивается, поскольку дальше идет непонятное и неприятное: кубофутуризм, абстракционизм, супрематизм... деструкция, хаос, заумь... О том, что еще дальше, лучше и не вспоминать.

Поколения советских интеллигентов воспитывали вкус "на третьем этаже Эрмитажа", где висели Мане, Моне, Ренуар и проч. из щукинской и морозовской коллекций - последняя, столетней давности, разрешенная "новинка" западного искусства. Это была почти единственная легальная возможность глянуть на модернизм в натуре, а не в книжках о вреде модернизма. Книжки эти обычно назывались как-то зловеще, типа "Из жизни в никуда", причем почетное звание "жизни" носил именно импрессионизм. За ним признавался, хоть и с оговорками, целый ряд демократических добродетелей: понятность, позитивный настрой, выбор сюжетов "из жизни" и даже иногда "про людей труда", стремление к передаче "реальности, данной нам в ощущении"...

И.Грабарь. "Дельфиниум". 1908 г.

Все это, между прочим, чистая правда. В последней трети прошлого века возник серьезный скептицизм в отношении любых предвзятых схем - научных, социальных, философских, эстетических. (В России крайняя степень этого скептицизма выразилась в нигилизме, описанном в известном тургеневском романе). Ценился опыт, факт, его фиксация и передача. Бум естественных наук, философия позитивизма, этика "здравого смысла", бытописательство в литературе, "искусство впечатления" в живописи - явления одного времени и одного порядка.

Так что если вам нужен реализм - ничего реалистичнее импрессионизма вы не найдете. Это была первая и последняя попытка живописи отменить фотографию. После ее провала стало ясно, что художнику "изображать" уже нет нужды, надо думать. После чего и начался, собственно, модернизм.

В.Борисов-Мусатов. "Деревце". 1896 - 1898 г.

Естественно, что веление времени ясней всего было услышано во Франции - в те времена стране передовой во всех отношениях, особенно в художественном. Лет десять, с начала 60-х по начало 70-х, продолжался героический период импрессионизма - буржуа негодовали, критики глумились, Академия изгоняла, создавался альтернативный Салон и т.д. и т.п. После чего победившая художественная идеология стала общепризнанной нормой, системой, рутиной, методом. Его мог (и должен был) освоить каждый, кто имел амбицию быть художником лет сто - сто двадцать назад. В том числе, разумеется, и наши соотечественники.

Освоение произошло с традиционным опозданием на поколение. Только в 1900 - 1910-х годах разработанная импрессионистами технология передачи цвета, света и пространства стала в России обыденным профессиональным инструментарием. "Французскую манеру" преподавали в демократических учебных заведениях тогдашние корифеи - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества славились В.Серов и К.Коровин, потом эта традиция перетекла, хоть и не без скрипа, в соцреализм, дав мастеров типа П.Кончаловского и А.Пластова. В московском Училище им. Сурикова "импрессионистической" версии реализма обучают по сию пору.

Если вернуться к выставке: на ней показано более 300 работ, десятки художников, от И. Репина до авторов, известных только специалистам, от середины прошлого века (что явно опережает предмет разговора) до позднего соцреализма (что выглядит диким анахронизмом). Непонятная стыдливость помешала устроителям предъявить полотна зрелой сталинской поры. А жаль - был тогда жанр роскошных, монументальных, смачно прописанных, залитых солнцем полотен про счастье и изобилие типа "Колхозного праздника" А.Пластова или "Мирных полей" А.Мыльникова. Взяли все лучшее, отчего ж импрессионизм не взять...

Самое занятное в этой экспозиции - наблюдать, как импрессионистическая техника причудливо взаимодействует с каждой очередной волной художественной моды - то символистский сюжет решен веселенькой игрой разноцветных мазков, то в передвижническую думу о народе подпущена "французская" цветовая лихость, то академическая композиция для пущей живости вдруг "размазана" и "размыта"...

Понятно, впрочем, что городить огород только ради демонстрации эклектизма, отсталости и подражательности местной реалистической традиции не стоило. Затевая столь помпезный проект, кураторы, вероятно, надеялись доказать существование неизвестных ранее черт отечественной живописи и тем самым обозначить национальный вклад в мировое явление.

Что это за вклад, я бы сама ни за что не догадалась, но один из кураторов разъяснил: это только так кажется, что оригинального русского импрессионизма нет, а на самом деле он есть, но незаметен, потому что французский импрессионизм - он веселый, а наш - грустный. Хоть плачь...

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;