Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7241) 31 августа - 6 сентября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Большой драматический театр оперы и балета

Наталья ШАДРИНА


Пока Владимир Васильев с энтузиазмом готовился к театрализованному сбору труппы, ныне уже отмененному, - даже сочинил гимн Большого театра, который должен был исполнить хор, Михаил Швыдкой в свою очередь готовил сюрприз ему самому - под названием президентский указ. Не сгори накануне Останкинская башня, весьма вероятно, Владимир Викторович мог бы узнать о том, что уже не является художественным руководителем - директором Большого театра, например, из выпуска новостей телеканала "Культура"... Впрочем, когда такую новость сообщают по радио, это, как выясняется, производит ничуть не меньшее впечатление. После того как М.Швыдкой, комментируя в прямом эфире "Эха Москвы" Указ Президента РФ о переменах в управлении ГАБТом, обронил, что ему предстоит трудный разговор с Васильевым, тот дал знать корреспондентам радиостанции, что от подобных трудностей его избавит.

Итак, слухи о том, что Васильева снимают, воплотились в жизнь. Соответствующие документы вызрели в недрах Минкульта и узаконены Президентом. Напомним суть президентских указов. Как известно, их два - "управленческий" и "реставрационный". Большой театр перестает напрямую подчиняться Президенту, переходя в ведение Министерства культуры. Упраздняются должности худрука - директора и исполнительного директора, взамен вводятся другие - генерального административного директора и его заместителя, обладающего правом вето в творческой сфере, - генерального художественного директора. Генеральный директор-администратор назначается правительством по представлению Минкульта. Генеральный худрук назначается самим Минкультом. В 2001 году начнется реставрация и реконструкция Большого театра. (То есть, вероятно, будет "доделываться" филиал, входящий в комплекс под названием Большой театр). Правительству РФ поручено в течение трех месяцев определить госзаказчика, сроки проведения и источники финансирования работ.

Отрешившись от того, что пертурбации в ГАБТе происходят, с одной стороны, во время сотрясающих страну грандиозных катастроф, а с другой, накануне юбилейного сезона Большого театра, к которому он худо-бедно готовился, можно предположить, что они обоснованны и в конце концов принесут какую-то пользу. Вот Мариинка же не выходила из-под юрисдикции Министерства культуры - и ничего, оно ей не мешает. Впрочем, Большому-то, очевидно, оно как раз надеется помочь. Прежде всего - "пережить" реконструкцию, которая - здесь и далее в своих рассуждениях опираемся на комментарии М.Швыдкого, - и вызвала необходимость всех принимаемых мер. В период реставрации и реконструкции основного здания Большого театра - переезд в филиал запланирован на январь 2002 года - главный руководитель ГАБТа должен в первую очередь отличаться организаторским талантом, ибо ему придется нести свою долю ответственности за стройку, налаживать деятельность труппы в здании филиала и способствовать расширению ее гастрольной деятельности. Таким руководителем М.Швыдкой видит Анатолия Иксанова, выпускника ЛГИТМиКа, бывшего директора БДТ, года два назад перебравшегося из Петербурга в Москву и ставшего финансовым директором так и не запроцветавшего в финансовом отношении телеканала "Культура". Как директор БДТ он характеризуется преимущественно положительно, хотя ясного представления о том, каковы его навыки в области строительства и с какой частотой он способен организовывать зарубежные гастроли, пока составить не удается. Кстати - или, скорее, некстати - гастролей у Большого театра состоялось в последнее время и намечено на будущее немало. Ну а вот что касается реконструкции-реставрации, дела действительно обстоят не лучшим образом. Правда, прежнее руководство Большого усматривало в этом некоторую вину правительства. Наверное, если руководство-таки виновато само, нелишне было бы объяснить публике, в чем конкретно.

По словам министра, то, что Московское правительство являлось одновременно и заказчиком, и генподрядчиком, упрощало ситуацию, но и вызывало некоторое напряжение. Теперь полномочия заказчика, судя по всему, будут переданы Госстрою. (Небезынтересно, сколько реально времени потребуется на эту передачу). Себе и дирекции Большого Минкульт отводит роль членов наблюдательного совета. Что "Курортпроект", выигравший конкурс на проект реставрации Большого театра, не пришел к согласию с реставраторами, его проигравшими, давно известно. Так что сообщение о том, что проект будет вновь обсуждаться, не выбивает из колеи, хотя опять-таки делает обозначаемые сроки всех концов и начал более или менее расплывчатыми. Гораздо интереснее вскользь сделанное М.Швыдким замечание: тендер проходил с некоторыми нарушениями. А ведь, казалось бы, какие только солидные организации "не наблюдали" за его ходом, включая сам Госстрой. Возможно, следует считать нарушением и то, что "Курортпроекту" не поторопились возместить произведенные затраты? Понятное дело, что вопрос вопросов во всей этой строительной истории - деньги. Министр говорит, что предусмотрены колоссальные, хотя все равно недостаточные, капиталовложения в реконструкцию Большого театра. Так ведь и В.Васильеву, когда он только занял свой пост, таковые были обещаны. Принять бюджет нелегко, исполнить, как известно, еще труднее. Будет ли и сам Минкульт принимать участие в поисках источников финансирования или его "финансовая" роль сведется к контролю за отдельной строкой в бюджете, которая по-прежнему остается у Большого театра?

Худруком, то есть первым заместителем генерального административного директора, считает М.Швыдкой, должен быть крупный музыкант. Кандидатуру на пост генерального художественного директора министр намерен обсудить с руководителями творческих подразделений ГАБТа. Лидерам Большого театра (тем же худрукам или нашей всегдашней гвардии бойцов - ведущим артистам?) будет предложено обратиться с письмом к выбранной персоне. В числе предполагаемых кандидатов М.Швыдкой называет Евгения Светланова, Александра Лазарева и Геннадия Рождественского.

Однако нам в телефонном разговоре сообщил, что после всякого рода консультаций окончательное предложение будет сделано Г.Рождественскому. Причем Михаил Ефимович заметил, что у него есть основания предполагать, что Геннадий Николаевич согласится. Жизнь Г.Рождественского была тесно связана с оперой и Большим театром, к тому же он свободен сейчас от руководства каким бы то ни было коллективом и вообще не обременен избыточным числом контрактов, но при всем при том он давно уже не москвич. Кажется, никто не верит, что Геннадий Николаевич захочет подолгу жить в Москве и помногу работать в Большом театре. Не считая, что Большой театр находится в удовлетворительном состоянии, мы, в общем, с сочувствием относимся к стремлению М.Швыдкого произвести некоторые перемены. Весьма вероятно, что идея избавить худрука от хозяйственно-административных полномочий, не в последнюю очередь, наверное, спровоцированная самим В.Васильевым, соответствующими способностями не очень отличающимся, плодотворна. Но, в принципе, дело не в ней. Дело в том, что Большому нужен свой Гергиев с его немереным энтузиазмом во всех исключительно областях театрального дела. Такового на горизонте нет. И опять возникает мысль: а что если эта ситуация спровоцирует Гергиева? Да и Иксанов - питерский опять-таки человек... (До представления труппе новых руководителей обязанности главы Большого были возложены на "упраздненного" исполнительного директора В.Коконина, что заставляет с некоторым оптимизмом смотреть в его будущее в Большом театре).

История Большого, пусть не "дословно", но все время повторяется. В 92-м театр отдали в подчинение Президенту, а самым главным лицом сделали как раз административного директора. В конце концов на пост самого главного лица пришел худрук - директор Васильев... Интересно, как сложится следующая комбинация?

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;