Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7241) 31 августа - 6 сентября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаБольшой драматический театр оперы и балетаНаталья ШАДРИНА Пока Владимир Васильев с энтузиазмом готовился к театрализованному сбору труппы, ныне уже отмененному, - даже сочинил гимн Большого театра, который должен был исполнить хор, Михаил Швыдкой в свою очередь готовил сюрприз ему самому - под названием президентский указ. Не сгори накануне Останкинская башня, весьма вероятно, Владимир Викторович мог бы узнать о том, что уже не является художественным руководителем - директором Большого театра, например, из выпуска новостей телеканала "Культура"... Впрочем, когда такую новость сообщают по радио, это, как выясняется, производит ничуть не меньшее впечатление. После того как М.Швыдкой, комментируя в прямом эфире "Эха Москвы" Указ Президента РФ о переменах в управлении ГАБТом, обронил, что ему предстоит трудный разговор с Васильевым, тот дал знать корреспондентам радиостанции, что от подобных трудностей его избавит. Итак, слухи о том, что Васильева снимают, воплотились в жизнь. Соответствующие документы вызрели в недрах Минкульта и узаконены Президентом. Напомним суть президентских указов. Как известно, их два - "управленческий" и "реставрационный". Большой театр перестает напрямую подчиняться Президенту, переходя в ведение Министерства культуры. Упраздняются должности худрука - директора и исполнительного директора, взамен вводятся другие - генерального административного директора и его заместителя, обладающего правом вето в творческой сфере, - генерального художественного директора. Генеральный директор-администратор назначается правительством по представлению Минкульта. Генеральный худрук назначается самим Минкультом. В 2001 году начнется реставрация и реконструкция Большого театра. (То есть, вероятно, будет "доделываться" филиал, входящий в комплекс под названием Большой театр). Правительству РФ поручено в течение трех месяцев определить госзаказчика, сроки проведения и источники финансирования работ. Отрешившись от того, что пертурбации в ГАБТе происходят, с одной стороны, во время сотрясающих страну грандиозных катастроф, а с другой, накануне юбилейного сезона Большого театра, к которому он худо-бедно готовился, можно предположить, что они обоснованны и в конце концов принесут какую-то пользу. Вот Мариинка же не выходила из-под юрисдикции Министерства культуры - и ничего, оно ей не мешает. Впрочем, Большому-то, очевидно, оно как раз надеется помочь. Прежде всего - "пережить" реконструкцию, которая - здесь и далее в своих рассуждениях опираемся на комментарии М.Швыдкого, - и вызвала необходимость всех принимаемых мер. В период реставрации и реконструкции основного здания Большого театра - переезд в филиал запланирован на январь 2002 года - главный руководитель ГАБТа должен в первую очередь отличаться организаторским талантом, ибо ему придется нести свою долю ответственности за стройку, налаживать деятельность труппы в здании филиала и способствовать расширению ее гастрольной деятельности. Таким руководителем М.Швыдкой видит Анатолия Иксанова, выпускника ЛГИТМиКа, бывшего директора БДТ, года два назад перебравшегося из Петербурга в Москву и ставшего финансовым директором так и не запроцветавшего в финансовом отношении телеканала "Культура". Как директор БДТ он характеризуется преимущественно положительно, хотя ясного представления о том, каковы его навыки в области строительства и с какой частотой он способен организовывать зарубежные гастроли, пока составить не удается. Кстати - или, скорее, некстати - гастролей у Большого театра состоялось в последнее время и намечено на будущее немало. Ну а вот что касается реконструкции-реставрации, дела действительно обстоят не лучшим образом. Правда, прежнее руководство Большого усматривало в этом некоторую вину правительства. Наверное, если руководство-таки виновато само, нелишне было бы объяснить публике, в чем конкретно. По словам министра, то, что Московское правительство являлось одновременно и заказчиком, и генподрядчиком, упрощало ситуацию, но и вызывало некоторое напряжение. Теперь полномочия заказчика, судя по всему, будут переданы Госстрою. (Небезынтересно, сколько реально времени потребуется на эту передачу). Себе и дирекции Большого Минкульт отводит роль членов наблюдательного совета. Что "Курортпроект", выигравший конкурс на проект реставрации Большого театра, не пришел к согласию с реставраторами, его проигравшими, давно известно. Так что сообщение о том, что проект будет вновь обсуждаться, не выбивает из колеи, хотя опять-таки делает обозначаемые сроки всех концов и начал более или менее расплывчатыми. Гораздо интереснее вскользь сделанное М.Швыдким замечание: тендер проходил с некоторыми нарушениями. А ведь, казалось бы, какие только солидные организации "не наблюдали" за его ходом, включая сам Госстрой. Возможно, следует считать нарушением и то, что "Курортпроекту" не поторопились возместить произведенные затраты? Понятное дело, что вопрос вопросов во всей этой строительной истории - деньги. Министр говорит, что предусмотрены колоссальные, хотя все равно недостаточные, капиталовложения в реконструкцию Большого театра. Так ведь и В.Васильеву, когда он только занял свой пост, таковые были обещаны. Принять бюджет нелегко, исполнить, как известно, еще труднее. Будет ли и сам Минкульт принимать участие в поисках источников финансирования или его "финансовая" роль сведется к контролю за отдельной строкой в бюджете, которая по-прежнему остается у Большого театра? Худруком, то есть первым заместителем генерального административного директора, считает М.Швыдкой, должен быть крупный музыкант. Кандидатуру на пост генерального художественного директора министр намерен обсудить с руководителями творческих подразделений ГАБТа. Лидерам Большого театра (тем же худрукам или нашей всегдашней гвардии бойцов - ведущим артистам?) будет предложено обратиться с письмом к выбранной персоне. В числе предполагаемых кандидатов М.Швыдкой называет Евгения Светланова, Александра Лазарева и Геннадия Рождественского. Однако нам в телефонном разговоре сообщил, что после всякого рода консультаций окончательное предложение будет сделано Г.Рождественскому. Причем Михаил Ефимович заметил, что у него есть основания предполагать, что Геннадий Николаевич согласится. Жизнь Г.Рождественского была тесно связана с оперой и Большим театром, к тому же он свободен сейчас от руководства каким бы то ни было коллективом и вообще не обременен избыточным числом контрактов, но при всем при том он давно уже не москвич. Кажется, никто не верит, что Геннадий Николаевич захочет подолгу жить в Москве и помногу работать в Большом театре. Не считая, что Большой театр находится в удовлетворительном состоянии, мы, в общем, с сочувствием относимся к стремлению М.Швыдкого произвести некоторые перемены. Весьма вероятно, что идея избавить худрука от хозяйственно-административных полномочий, не в последнюю очередь, наверное, спровоцированная самим В.Васильевым, соответствующими способностями не очень отличающимся, плодотворна. Но, в принципе, дело не в ней. Дело в том, что Большому нужен свой Гергиев с его немереным энтузиазмом во всех исключительно областях театрального дела. Такового на горизонте нет. И опять возникает мысль: а что если эта ситуация спровоцирует Гергиева? Да и Иксанов - питерский опять-таки человек... (До представления труппе новых руководителей обязанности главы Большого были возложены на "упраздненного" исполнительного директора В.Коконина, что заставляет с некоторым оптимизмом смотреть в его будущее в Большом театре). История Большого, пусть не "дословно", но все время повторяется. В 92-м театр отдали в подчинение Президенту, а самым главным лицом сделали как раз административного директора. В конце концов на пост самого главного лица пришел худрук - директор Васильев... Интересно, как сложится следующая комбинация? Также в рубрике: |