За гуманное отношение к объектам фотосъемки
"Интерфото"-2000
Ирина ЧМЫРЕВА
 |
М.Евстафьев. "Наследники Святой Руси" |
В Москве, в Государственном выставочном зале "Новый Манеж", прошел Шестой Российский фестиваль профессиональной фотографии "Интерфото"-2000. Фестиваль, призванный стать центром творческого общения профессионалов фотографии из России и зарубежья, в этом году был организован дирекцией "Интерфото" в содружестве с Союзом фотохудожников России при поддержке финансовых и информационных спонсоров, большинство из которых также принадлежат миру фотографии.
 |
А.Жданов. "Полицейский рейд на Даниловском рынке" |
"То, что фестиваль перешагнул трудный пятилетний рубеж и закрепился в общественном сознании как ежегодное событие, происходящее в нашей стране, несмотря ни на какие экономические потрясения, мы считаем одним из успехов "Интерфото"-2000 года", - сказала в своем интервью директор фестиваля в России Влада Кузнецова. Но не сохранение занятых позиций является заботой организаторов фестиваля, а развитие программы, ежегодное представление новых достижений российской фотографии. Один из его директоров и основателей, знаменитый фотограф "Вашингтон пост" Люшин Перкинс, не устает повторять в связи с деятельностью "Интерфото" слова "образование" и "развитие". Действительно, за последние шесть лет именно здесь происходят семинары и "круглые столы", читаются лекции по истории и проблемам развития фотографии в современном мире. Не только эти явные учебные формы "Интерфото" содействуют фотографическому образованию. Выставки, общение фотографов, специально съезжающихся ради фестиваля со всей страны (в этом году среди участников - мастера из Владивостока и Краснодара, из Архангельска и прибалтийских государств), конкурс - все это направлено на создание единого фотографического пространства, объединяющего разные потоки от репортажной до художественной фотографии. Существование пространства "Интерфото" и все виды его деятельности формируют фотографический контекст, задают общественному сознанию понимание фотографии как естественного и безусловного явления современной культуры и цивилизации.
 |
П.Герасимов. "Чечня. Горный рейд морпехов" |
Если первые годы фестиваль ориентировался на развитие и поддержание только репортажной фотографии, то в последнее время стало ясно, что событие подобного рода, являющееся центром профессионального общения, не может искусственно ограничивать себя лишь одним направлением, оставив без внимания другие. И уже на прошлом фестивале была показана выставка рекламной фотографии, на этом - выставка классических произведений русской и советской фотографии 1880 - 1940-х годов (подготовлена Союзом фотохудожников России) и экспозиция молодых фотографов - победителей конкурса на получение государственных стипендий в области фотографии.
В коллекции отечественной фотографической классики были показаны произведения авторов, бывших при жизни идейными антагонистами: Александр Гринберг, пикториалист, и конструктивист Александр Родченко, репортер Борис Игнатович и художник Николай Свищов-Паола. Разведенные по разным стенам, они и в Новом Манеже были друг напротив друга. Часть произведений экспонировалась в оригинальной авторской печати. Благодаря этому можно было ощутить ту фотографическую культуру - и съемки, и авторской печати, - которая существовала в нашей стране на протяжении почти сотни лет в отличие от более позднего времени, когда фотография превратилась в документ, утративший в представлении зрителей свою художественную ценность.
 |
Ю.Козырев. "Война в Чечне" |
Выставка молодых фотографов, как всегда, притягивала к себе внимание уже самим названием. Но, к сожалению, единственное, чем удивила выставка, - это полное отсутствие неожиданностей как в поиске тем или новых сюжетов, так и в проявлении яркой художественной индивидуальности в их воплощении. Во многих снимках ощущалось воздействие рекламной фотографии и стилистики модных журналов, что естественно для нашего времени, но, увы, сужает творческий поиск до следования требованию только сегодняшнего дня. Современная ситуация с фотографией в нашей стране такова, что отсутствие фотографического образования делает модный журнал учебником фотографа, а экономическое положение начинающего профессионала сводит пределы его поиска до самоидентификации со снимками, приносящими коммерческий успех.
Традиционная выставка в рамках фестиваля - представление победителей и наиболее интересных участников конкурса пресс-фотографии. В этом году его героями стали Юрий Козырев (репортаж о Чечне), Владимир Вяткин (та же тема), Валерий Щеколдин (история о женской психиатрической больнице), Юрий Бойцов (снимок, запечатлевший один из моментов создания убранства храма Христа Спасителя), Михаил Евстафьев ("Хранители Святой Руси" - история о жизни семьи староверов).
 |
В.Щеколдин. "Мертвый час" |
Серия Валерия Щеколдина, ставшая потрясением для всех, кто ее видел, - не только продолжение линии жесткого репортажа, возникшей в нашей стране в начале перестройки, но и особенное, этому фотографу присущее сопереживание тем, кого он снимает. Именно это отношение фотографа было отмечено в Германии призом Национального клуба редакторов "За гуманное отношение к объекту съемки". Юрий Козырев и Михаил Евстафьев работают в последние годы для западных информационных агентств, они снимают по всему миру; их участие в российском конкурсе задает ему высочайший профессиональный уровень. Но, по мнению организаторов "Интерфото", конкурс не только состязание фотографов. Люшин Перкинс в своем интервью сказал, что для него конкурс - тот толчок, который, как он надеется, получает фотограф, работающий в любом издании, столичном или провинциальном: для конкурса он редактирует свой архив, подводит свои личные итоги, и одновременно у него появляется стимул работать не только по заказу, но и для себя, создавая собственный архив истории, и оставляя о событии не только те кадры, которые удовлетворяют цензуре его издания. К сожалению, такая внутренняя свобода не всегда доступна журналистам, но именно благодаря ей созданы те визуальные архивы XX века, которые и останутся в истории.