Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 33 (7241) 31 августа - 6 сентября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаКантата для Марио и хораТатьяна РИВКИНД
Какой мощной энергетикой обладает хоровое пение, понимаешь, когда слышишь хор Марио. Так в Брянске уже давно зовут для краткости Брянский академический хор под управлением человека с по-испански пышным именем Марио Игнасио Бустилло Мартинес. Надо услышать божественный "Реквием" Моцарта или "Всенощную" Рахманинова и понять, что самый совершенный музыкальный инструмент - голос. Запев: "Вы - моя семья"Говорят, что хоровое пение очищает ауру, карму и вообще атмосферу. Не исключено, что это так. Вот вам история о том, как хор может заметно изменить жизнь целого города: не музыкальные вкусы, но привычки и общее настроение. Еще несколько лет назад под Новый год граждане Брянска и особенно гражданки, как и весь российский народ, резали салаты, наряжали елки и вполглаза смотрели в тридцать третий раз "Иронию судьбы". Теперь же в предновогодний вечер брянская публика спешит в концертный зал "Дружба" на праздничный концерт городского академического хора. Услышать рождественские песнопения, карнавальные мелодии, светскую музыку. И пообщаться со всеобщим любимцем - руководителем хора Марио Бустилло, который несколько лет назад заехал в Брянск после окончания Московской консерватории и на удивление всем прижился в городе партизанской славы, постепенно превращая его и в город славы хоровой. Брянский хор - победитель многих самых престижных международных конкурсов, и благодаря ему о Брянске узнают в самых разных уголках планеты. Итак, в первый раз многие восприняли как чудачество желание Марио Бустилло устроить такую встречу Нового года. И пришли посмотреть, много ли в городе еще чудаков и что там еще придумал наш Марио, который заявил, что во всем цивилизованном мире такие концерты за пять минут до курантов - традиция. Зал оказался полон, как и на всех последующих концертах хора Марио. Журналистам - всем кто писал или снимал передачи о хоре, раздавали самые удивительные награды под названием "Поцелуй хора". Самые смелые зрители пришли в карнавальных костюмах: руководитель одного из районов города, обладатель сочного баса, нарядился градоначальником гоголевской эпохи, и надо же - вскоре стал мэром! 1 февраля Марио отметил свой день рождения прямо на сцене грандиозным концертом, который сам вел: " День рождения, как и Новый год - семейные праздники, поэтому я здесь на сцене со своим хором. Вы - моя семья...". По такому случаю виновник торжества подготовил мощную программу классической и современной хоровой музыки, фрагменты опер и в том числе сложнейшую вещь на стихи древних немецких монахов "Кармина Бурана". Концерт назывался по-испански "Сом парт де ла терра" - "Мы - часть планеты". Подобный фестиваль с таким названием очень популярен в Испании. Теперь день 1 февраля в городе ждут как день рождения близкого друга. А во второе воскресенье мая Марио вновь устроил "майский день, именины сердца" - День матери. Совсем недавно и тоже с аншлагом был дан концерт духовной музыки перед очередной поездкой в Испанию в город Торревьеха на Международный конкурс хабанер, куда Брянский академический хор был приглашен в конце июля - начале августа в качестве почетного гостя после абсолютной победы на прошлых фестивалях. Припев: "Мы - часть земли"Надо видеть Марио зимой. В дубленой шапочке с опущенными ушами и шарфе он похож на ребенка в свои сорок пять. "Я уже совсем русский! И морозов не боюсь, и на коньках, и на лыжах. Уже 15 лет в России, ко всему привык. Прижился. Если бы меня тут увидела мама и моя родня: какой спокойный, флегматичный стал Марио! Солнце, природа, погода - все это влияет на характеры людей. Если полгода - холод, серое небо и надо ждать тепла, то понимаешь, откуда у русских такое великое терпение и все остальное", - говорит Марио. Есть люди, меняющие систему координат. Сегодня, когда весь мир стремится к глобализации культуры, Марио - живое воплощение этого планетарного восприятия и отражения мира. "Дело в том, - говорит он, - что и Испания, и тем более Куба - страны многонациональные, где смешались разные культуры и языки. Этим взаимовлиянием и обогащением разных культур наши страны очень похожи". Дома на Кубе у них в семье все пели. В 22 он руководил первым хором, хотя всерьез занялся музыкой, уже отметив совершеннолетие. Попытка родителей сделать из него биохимика-фармацевта успехом не увенчалась. Некоторые брянские улицы напоминают Марио Гаванский университет, где он учился. Золотые голосаНо его настоящая альма-матер - Московская консерватория. В мае 96-го он привез туда из Брянска хор и победил на радость жюри "Поющей России", в котором было немало его учителей. Брянцы заняли тогда первое место, выдержав конкуренцию со многими лучшими коллективами СНГ из консерваторских городов. 1996 год вообще стал звездным для хора. В декабре он вернулся с победой из Испании, завоевав первую премию на 13-м Международном конкурсе "Villa de Aviles". - Мы до последнего не верили, что испанцы отдадут пальму первенства нам - дебютантам и тем более иностранцам, - вспоминает Марио. Всего приехало около тридцати хоров, многие из которых уже были лауреатами и призерами. Брянцы дали тогда семь благотворительных концертов в Мадриде, Барселоне и других городах. Причем один из них - в знаменитом храме напротив дворца Прадо, где пела Монтсеррат Кабалье. Премии едва хватило, чтобы расплатиться за поездку. Выделенных брянской администрацией рублей оказалось явно недостаточно. К тому же на обратном пути хор сделал краткую передышку в Париже. После Испании был успех в Венгрии, Италии, Беларуси, Германии... Из Будапешта хор привез три золотые награды, опередив 65 лучших коллективов мира из 16 стран. Я спросила у Марио, сколько у них всего золотых, серебряных и прочих наград. Он принялся загибать пальцы, считая по-испански: уно... синко, сеите... Сбился со счета, потому что пальцев рук явно не хватает. Наконец, не без удивления произносит - двадцать! И с каждым годом эта цифра растет. Золотые дипломы, серебряные, специальные премии. Только в Италии хор получил семь премий. Две премии Марио завоевал лично как "Лучший дирижер". Сегодня уже мало кто помнит, что начинал Марио в Брянске, наезжая каждую неделю на репетиции из Москвы. Впервые приехал сюда лет десять назад как переводчик с миссией Всемирного гуманистического движения и задержался. Сначала - женский вокальный ансамбль, затем - хор студентов и выпускников музучилища, а потом уже - городской академический хор. За эти годы было у Марио и его хора немало трудностей: пока не обрели помещения и коллектив, и сам маэстро. Как-то приехавший на гастроли Александр Розенбаум прогуливался по городу Брянску и заглянул в плохо отапливаемый Художественный музей приобщиться к изобразительному искусству. А вместо этого услышал божественное пение и был потрясен. В музее в то время квартировал хор и был час репетиции. Розенбаум изумился: "Как в Брянске, однако, поют! И такие голоса не берегут!". Певцы репетировали в пальто. С появлением Марио в Брянске случилось нечто похожее на хоровой бум. Открываются студии, рождаются новые детские и молодежные хоры, побеждают на "Поющей России". Не хватает только хоровых праздников под открытым небом: как в Прибалтике. Но фестивали хоровые уже есть. С легкой руки Марио впервые из Брянска едут выпускники музыкального училища поступать на отделение хорового дирижирования в консерваторию. И поступают. Он шутит, что лет через 10 - 15 ему вообще нечего будет делать в Брянске. Появятся молодые дирижеры. Он отдаст хор в их руки, а сам уйдет на пенсию выращивать помидоры. И на всех концертах хора главный зритель - молодежь. И еще есть специальные "Уроки гармонии" для детей и подростков, после которых к Марио выстраивается очередь за автографами. Для многих эта первая встреча с серьезной музыкой. Он старается с каждым ребенком побеседовать о его музыкальных пристрастиях. "Многие из них ведь ничего, кроме рэпа, до сих пор не слышали. Но как они слушают концерт Шнитке!" ...На вопрос, когда в последний раз во сне видел Кубу, Марио отвечать не стал. Это не для прессы. - Я много работал над собой, чтобы избавиться от ностальгии... Также в рубрике:
|