Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 33 (7241) 31 августа - 6 сентября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Кантата для Марио и хора

Татьяна РИВКИНД
Брянск
Фото К.ЦУКЕРА
и И.КОПЕЦКОГО


Марио Игнасио Бустилло Мартинес

Какой мощной энергетикой обладает хоровое пение, понимаешь, когда слышишь хор Марио. Так в Брянске уже давно зовут для краткости Брянский академический хор под управлением человека с по-испански пышным именем Марио Игнасио Бустилло Мартинес.

Надо услышать божественный "Реквием" Моцарта или "Всенощную" Рахманинова и понять, что самый совершенный музыкальный инструмент - голос.

Запев: "Вы - моя семья"

Говорят, что хоровое пение очищает ауру, карму и вообще атмосферу. Не исключено, что это так. Вот вам история о том, как хор может заметно изменить жизнь целого города: не музыкальные вкусы, но привычки и общее настроение.

Еще несколько лет назад под Новый год граждане Брянска и особенно гражданки, как и весь российский народ, резали салаты, наряжали елки и вполглаза смотрели в тридцать третий раз "Иронию судьбы". Теперь же в предновогодний вечер брянская публика спешит в концертный зал "Дружба" на праздничный концерт городского академического хора. Услышать рождественские песнопения, карнавальные мелодии, светскую музыку. И пообщаться со всеобщим любимцем - руководителем хора Марио Бустилло, который несколько лет назад заехал в Брянск после окончания Московской консерватории и на удивление всем прижился в городе партизанской славы, постепенно превращая его и в город славы хоровой. Брянский хор - победитель многих самых престижных международных конкурсов, и благодаря ему о Брянске узнают в самых разных уголках планеты.

Итак, в первый раз многие восприняли как чудачество желание Марио Бустилло устроить такую встречу Нового года. И пришли посмотреть, много ли в городе еще чудаков и что там еще придумал наш Марио, который заявил, что во всем цивилизованном мире такие концерты за пять минут до курантов - традиция. Зал оказался полон, как и на всех последующих концертах хора Марио. Журналистам - всем кто писал или снимал передачи о хоре, раздавали самые удивительные награды под названием "Поцелуй хора". Самые смелые зрители пришли в карнавальных костюмах: руководитель одного из районов города, обладатель сочного баса, нарядился градоначальником гоголевской эпохи, и надо же - вскоре стал мэром!

1 февраля Марио отметил свой день рождения прямо на сцене грандиозным концертом, который сам вел: " День рождения, как и Новый год - семейные праздники, поэтому я здесь на сцене со своим хором. Вы - моя семья...". По такому случаю виновник торжества подготовил мощную программу классической и современной хоровой музыки, фрагменты опер и в том числе сложнейшую вещь на стихи древних немецких монахов "Кармина Бурана". Концерт назывался по-испански "Сом парт де ла терра" - "Мы - часть планеты". Подобный фестиваль с таким названием очень популярен в Испании. Теперь день 1 февраля в городе ждут как день рождения близкого друга.

А во второе воскресенье мая Марио вновь устроил "майский день, именины сердца" - День матери.

Совсем недавно и тоже с аншлагом был дан концерт духовной музыки перед очередной поездкой в Испанию в город Торревьеха на Международный конкурс хабанер, куда Брянский академический хор был приглашен в конце июля - начале августа в качестве почетного гостя после абсолютной победы на прошлых фестивалях.

Припев: "Мы - часть земли"

Надо видеть Марио зимой. В дубленой шапочке с опущенными ушами и шарфе он похож на ребенка в свои сорок пять.

"Я уже совсем русский! И морозов не боюсь, и на коньках, и на лыжах. Уже 15 лет в России, ко всему привык. Прижился. Если бы меня тут увидела мама и моя родня: какой спокойный, флегматичный стал Марио! Солнце, природа, погода - все это влияет на характеры людей. Если полгода - холод, серое небо и надо ждать тепла, то понимаешь, откуда у русских такое великое терпение и все остальное", - говорит Марио.

Есть люди, меняющие систему координат. Сегодня, когда весь мир стремится к глобализации культуры, Марио - живое воплощение этого планетарного восприятия и отражения мира.

"Дело в том, - говорит он, - что и Испания, и тем более Куба - страны многонациональные, где смешались разные культуры и языки. Этим взаимовлиянием и обогащением разных культур наши страны очень похожи".

Дома на Кубе у них в семье все пели. В 22 он руководил первым хором, хотя всерьез занялся музыкой, уже отметив совершеннолетие. Попытка родителей сделать из него биохимика-фармацевта успехом не увенчалась. Некоторые брянские улицы напоминают Марио Гаванский университет, где он учился.

Золотые голоса

Но его настоящая альма-матер - Московская консерватория. В мае 96-го он привез туда из Брянска хор и победил на радость жюри "Поющей России", в котором было немало его учителей.

Брянцы заняли тогда первое место, выдержав конкуренцию со многими лучшими коллективами СНГ из консерваторских городов.

1996 год вообще стал звездным для хора. В декабре он вернулся с победой из Испании, завоевав первую премию на 13-м Международном конкурсе "Villa de Aviles".

- Мы до последнего не верили, что испанцы отдадут пальму первенства нам - дебютантам и тем более иностранцам, - вспоминает Марио. Всего приехало около тридцати хоров, многие из которых уже были лауреатами и призерами.

Брянцы дали тогда семь благотворительных концертов в Мадриде, Барселоне и других городах. Причем один из них - в знаменитом храме напротив дворца Прадо, где пела Монтсеррат Кабалье.

Премии едва хватило, чтобы расплатиться за поездку. Выделенных брянской администрацией рублей оказалось явно недостаточно. К тому же на обратном пути хор сделал краткую передышку в Париже.

После Испании был успех в Венгрии, Италии, Беларуси, Германии...

Из Будапешта хор привез три золотые награды, опередив 65 лучших коллективов мира из 16 стран.

Я спросила у Марио, сколько у них всего золотых, серебряных и прочих наград. Он принялся загибать пальцы, считая по-испански: уно... синко, сеите... Сбился со счета, потому что пальцев рук явно не хватает. Наконец, не без удивления произносит - двадцать! И с каждым годом эта цифра растет. Золотые дипломы, серебряные, специальные премии. Только в Италии хор получил семь премий. Две премии Марио завоевал лично как "Лучший дирижер".

Сегодня уже мало кто помнит, что начинал Марио в Брянске, наезжая каждую неделю на репетиции из Москвы. Впервые приехал сюда лет десять назад как переводчик с миссией Всемирного гуманистического движения и задержался. Сначала - женский вокальный ансамбль, затем - хор студентов и выпускников музучилища, а потом уже - городской академический хор. За эти годы было у Марио и его хора немало трудностей: пока не обрели помещения и коллектив, и сам маэстро.

Как-то приехавший на гастроли Александр Розенбаум прогуливался по городу Брянску и заглянул в плохо отапливаемый Художественный музей приобщиться к изобразительному искусству. А вместо этого услышал божественное пение и был потрясен. В музее в то время квартировал хор и был час репетиции. Розенбаум изумился: "Как в Брянске, однако, поют! И такие голоса не берегут!". Певцы репетировали в пальто.

С появлением Марио в Брянске случилось нечто похожее на хоровой бум. Открываются студии, рождаются новые детские и молодежные хоры, побеждают на "Поющей России". Не хватает только хоровых праздников под открытым небом: как в Прибалтике. Но фестивали хоровые уже есть.

С легкой руки Марио впервые из Брянска едут выпускники музыкального училища поступать на отделение хорового дирижирования в консерваторию. И поступают. Он шутит, что лет через 10 - 15 ему вообще нечего будет делать в Брянске. Появятся молодые дирижеры. Он отдаст хор в их руки, а сам уйдет на пенсию выращивать помидоры.

И на всех концертах хора главный зритель - молодежь. И еще есть специальные "Уроки гармонии" для детей и подростков, после которых к Марио выстраивается очередь за автографами. Для многих эта первая встреча с серьезной музыкой. Он старается с каждым ребенком побеседовать о его музыкальных пристрастиях. "Многие из них ведь ничего, кроме рэпа, до сих пор не слышали. Но как они слушают концерт Шнитке!"

...На вопрос, когда в последний раз во сне видел Кубу, Марио отвечать не стал. Это не для прессы.

- Я много работал над собой, чтобы избавиться от ностальгии...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;