Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 36 (7244) 21 - 27 сентября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Достиг я высшей власти?

Анна ВЕТХОВА
Наталья ШАДРИНА
Фото ИТАР - ТАСС


Г.Рождественский и В.Маторин

Дебют Рождественского на открытии сезона ГАБТа в новом качестве - еще не повод для глобальных выводов. Мы увидели и услышали ту же труппу, что, мягко говоря, не радовала нас весь прошлый сезон. И если вопрос о реконструкции Большого многим не дает спокойно спать, то логично будет поразмыслить и о реставрации его внутреннего наполнения.

"Борис Годунов", ставший первым спектаклем сезона, - опера символичная. Особенно в данной ситуации. А уж в том виде, в каком он предстал пред наши очи, просто говорящая. Но даже если оставить в покое солистов, хор, оркестр и постановку, доставшиеся Рождественскому в наследство, все равно есть о чем поразмыслить.

Попав с корабля на бал, Геннадий Николаевич, вероятно, не успел испугаться, как и не успел в полной мере осознать, что есть вторая редакция "Бориса" в нынешнем ГАБТе. Создалось ощущение, что он дирижирует первой и - явно не в Москве. Его, похоже, тяготили масштабы и иная последовательность картин. Хотелось детальности и психологичности, хотелось больших симфонических контрастов. Чудные штампованные бояре и народ в виде музейного экспоната из запасников казались персонажами из другой оперы - не сегодняшней, безжизненной. Рождественский, словно удивляясь тому, что выходит из-под его пальцев, впал в эпическое состояние. Вслушиваясь в партитуру и теперь, наверное, обомлев от неприглядности вырисовывающегося результата, он испугался. Ничем иным не могу объяснить убранный на задний план оркестр и замедленные до предела темпы. В итоге - полный провал всех массовых сцен, скомканность драматургии, долгие "раскачивания" перед кульминациями и потери оных. Рождественский совсем забывал о хоре и зачастую - о певцах (бедный Гришка еле вытянул свой рассказ о сне, уж слишком медленно махал Геннадий Николаевич!). Он слушал оркестр, выстраивал линии партитуры, и порой ему это удавалось. Отдельно от спектакля. За пультом Большого театра он не царь еще.

Министр обещал Григоровича и прибавку к зарплате

19 сентября министр культуры Михаил Швыдкой - в присутствии генерального административного директора ГАБТа А.Иксанова, его заместителя А.Ворошило и в отсутствие генерального художественного директора Г.Рождественского, который, открыв сезон, до 11 ноября отбыл за границу выполнять свои старые контрактные обязательства, - встретился в Бетховенском зале с балетной труппой Большого театра. Необходимость встречи, очевидно, была вызвана нервозным состоянием артистов, пребывающих в неизвестности относительно того, кто будет назначен худруком Большого балета (ББ), а значит, и относительно своей дальнейшей судьбы. Нынешнее руководство ББ успокоить их не в состоянии, ибо чувствует себя несколько не у дел, а потому нервничает не меньше, если не больше, чем вверенные ему артисты.

Нынешний худрук труппы Алексей Фадеечев, выступавший первым, что вообще давало повод воспринимать его как инициатора этой встречи, сообщил собравшимся, что в сложившейся ситуации ему отвечать за их судьбу будет трудно. Ситуация же складывается следующим образом. Перед отъездом Г.Рождественский успел существенно поломать репертуарные планы балета. Причем с руководством труппы на этот предмет не советовался. Из текущего репертуара снимается половина "Дочерей фараона", что наводит на мысль об отмене грандиозного "египетского" проекта: предполагался показ этого спектакля на фоне пирамид. Не будет выпущен "Корсар" (в декорациях английского художника П.Фармера), что ставит под угрозу гастроли в "Ковент-Гарден", ибо импресарио хотят новых названий в афише. Отменяется постановка одноактных балетов "на японскую тему" (Баланчин, Уэлш плюс уже изведанный труппой "японский" опус Ратманского), что тоже не пойдет на пользу гастрольным планам...

Речь министра началась с того, что он заклеймил позором нищенскую зарплату артиста балета Большого театра. (А.Иксанов развил эту тему: с 1 ноября зарплата будет повышена). Далее М.Швыдкой дал понять, что никто не собирается мешать нынешнему руководству исполнять его обязанности. Но: Г.Рождественский на то и назначен художественным руководителем, чтобы определять репертуарную политику театра. Политика же выглядит так. Геннадий Николаевич предпочитает "Корсару" "Коппелию" (как известно, маэстро по душе музыка Делиба), хотя на самом деле "Корсар" еще окончательно не перечеркнут. Программа с одним балетом Ратманского будет заменена на программу, целиком состоящую из его балетов (на очень хорошую музыку). А главное - в январе приступит к возобновлению своей редакции "Лебединого озера" (то ли той, что уже шла, то ли той, которую поломала советская власть) Юрий Григорович. Юрий Николаевич опять вспомнил свою давнюю мечту, еще во времена его правления в Большом театре начавшую обретать очертания вечной грезы, - осуществить постановку шостаковичевского "Болта". Есть у Ю.Григоровича и еще одна задумка - балет "Мастер и Маргарита". Впрочем, это, как можно было понять, уже не планы, а скорее, прожекты. Если дело пойдет, если труппа осознает, что Юрий Николаевич - как раз тот человек, с которым она только и может работать, то... Тогда, очевидно, возможен будет разговор и о художественном руководстве. (Григорович, таким образом, приходит в театр "постепенно". Тоже способ борьбы с нервозностью). Сам М.Швыдкой убежден, что в том или ином качестве Григорович Большому необходим. И в своей убежденности, по его словам, не одинок - как минимум двадцать уважаемых персон, в том числе и пострадавший от Юрия Николаевича В.Гаевский, высказались за возвращение в театр григоровичевского "Лебединого озера". Вообще, по мнению министра (он, правда, все время подчеркивал, что не специалист в области балета, да и в принципе репертуар - это уже не его дело), после смерти Баланчина равных Ю.Григоровичу по широте дыхания, то есть по мастерству создания крупной балетной формы, в мире нет. Что касается гастролей, то М.Швыдкой заверил, что они будут. (Притом напомнил, что главное в гастролях не успех, читай - деньги, а слава). Уже ведутся переговоры с "Метрополитен" с прицелом на 2003 год. (А.Иксанов заметил, что и прочие гастроли вовсе не рухнули, а "пирамиды" слегка зависли потому, что театр добивается получить право на трансляцию).

Встреча была довольно взволнованной и растянулась на два часа. Хотя из активно действующих артистов вразумительно, заинтересованно и, в общем, смело высказались только двое. Из интересных замечаний, сделанных другими лицами. Почему Рождественский снимает спектакли "не глядя"? Вопрос остался без ответа. Собирается ли он и впредь надолго покидать театр? Во-первых, есть почта, факс, телефон и т.д. Во-вторых, все заключенные им до прихода в театр контракты отменить не представлялось возможным. В-третьих, обязался шесть месяцев из рабочего времени проводить в театре. Почему у нас в отличие от всего цивилизованного мира руководство назначается на неопределенный срок, зато смена его происходит внезапно? С Рождественским заключен контракт, срок действия истекает в сентябре 2003 года. Почему, когда к власти приходит Васильев, снимают балеты Григоровича, и наоборот? Вопрос, разумеется, риторический...

* * *

Шестнадцатого сентября в последний раз прошло васильевское "Лебединое озеро" (16-го же утром в последний раз дали его "Травиату"). Вылетает из репертуара еще при Григоровиче поставленная "Анюта"...

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;