Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7244) 21 - 27 сентября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКак спорим? Как верим?Школа не должна подменять церковь или имитировать монастырь МНЕНИЕЕвгений ЯМБУРГ Статья заслуженного учителя РФ Евгения Ямбурга продолжает дискуссию о роли российской интеллигенции в духовном воспитании общества, которую открыли статья Сергея Филатова "Концерт культур и хоровод религий" (№ 34) и эссе Бориса Васильева "Прощай, Россия!"(№ 35).Еще недавно казалось, что внезапно открывшаяся гласность и снятие цензурных ограничений создадут естественные условия для обучения людей диалогу. Но поначалу вполне объяснимый семидесятилетним молчанием и накопившимися взаимными обидами накал страстей вскоре привел к образованию группировок людей, объединившихся вокруг политических и идеологических мифов и вступивших в ожесточенную борьбу. Отдаю себе отчет в том, что невротизированное, истерзанное проблемами общество создает нелучший социально-психологический фон для освоения культуры диалога. Средства массовой информации еще более разжигают взаимную злобу, демонстрируя подрастающему поколению запрещенные, недостойные приемы полемики. Согласитесь, трудно представить славянофила Аксакова, занятого поисками компромата на западника Грановского. При самой глубокой искренней озабоченности поисками исторических путей развития Отечества они добросовестно искали истину, а не стремились любой ценой повергнуть в прах оппонента. Так, например, даже тогда, когда назревал полный идейный разрыв и возникала угроза вражды между А.С.Хомяковым и В.Ф.Одоевским, они не желали становиться противниками и надеялись сохранить душевное тепло и взаимное расположение или, на худой конец, избежать публичных столкновений. Недаром, вспоминая атмосферу тех давних дискуссий, их непосредственный участник А.И.Герцен великодушно писал о своих оппонентах: "Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно". Неписаный, но неукоснительно соблюдаемый кодекс чести предопределял взаимную корректность и добросовестность в самых жарких спорах. Между тем с воспитанием юношества в Отечестве нашем дело обстоит совсем непросто. Глубинные духовные проблемы, будоражащие общественное сознание, бросают свой зловещий отсвет на страну в целом и школу в частности. Среди них: смысловая дезориентация, утеря цивилизационной и культурной идентичности, острый социальный невроз, вызванный искаженным ходом российских реформ. Растерявшиеся взрослые пытаются решить их в соответствии со своими представлениями. Вот лишь несколько примеров. В одной из школ, как сегодня принято называть, с этнокультурным компонентом директор издал приказ, запрещающий изучение сказки "Три поросенка" в силу некошерности ее персонажей. (Вопрос: кто сам себя загоняет в культурное гетто?). В другой гимназии прошел семинар православных физиков, главный вывод которого заключался в том, что каждый урок физики должен принудить детей к идее бытия Божьего. (Как это соотнести с заповедью: "Не поминай Господа твоего всуе"?). Наконец, умиленные СМИ сообщили недавно, что настоятель одного из монастырей договорился с местными представителями РАО ЕЭС о божеских ценах на энергоносители. (Видимо, само собой разумелось, что для школ и больниц они могут оставаться дьявольскими). Как педагог я меньше всего склонен вступать в конфессиональные споры, тем более задевать глубокие чувства верующих. У каждого свой собственный путь к Богу. Но для школы важно не только, во что, но и как веришь. Тем более в России, переживающей религиозный ренессанс, где миллионы людей вынуждены в краткие сроки проходить религиозный, философский и культурологический ликбез. Да, сегодня уже многие педагоги осознают принципиальную невозможность воспитывать завершенную, полноценную личность без выстраивания иерархии ценностей, которая в культуре от века именуется Богом. Но тогда, во избежание эксцессов на нашем полиэтническом взрывоопасном поле стоит подумать о внеконфессиональном духовном воспитании в школе. Необходим великий такт, высочайшая деликатность, чтобы при этом не подменять церковь и не имитировать монастырь. Речь идет лишь о пробуждении у ребенка естественной религиозности, о своего рода начальной духовной подготовке. В конце концов, "о высочайшем следует знать одно: существует", утверждал в V в. до н.э. Лао-цзы. Впоследствии или параллельно, в зависимости от национальных и семейных традиций, ребенок сможет выбрать свой конфессиональный путь или остаться в межконфессиональном поле, если будет убежден в том, что "слава Богу, наши перегородки не достают до неба". (митрополит Платон). Ясно одно: путь к обновленной педагогике - это мобилизация всех культурных ресурсов, стремление к синтезу положительных научных знаний с не менее ценным опытом прозрений и интуиций, накопленным человечеством. В противостоянии хаосу, ослеплению, агрессии - сокровенный смысл деятельности педагога, высокая правда его нравственной задачи. Гипертрофия государства и угроза буйства толпы могут и должны быть уравновешены движением, путь и цель которого - личность, координированный рост свободы и ответственности личности. Думается, что именно вокруг этих проблем должен состояться обстоятельный разговор на предстоящем форуме Конгресса российской интеллигенции и Ассамблеи народов России. Также в рубрике:
|