Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7244) 21 - 27 сентября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноРогожкин и пустотаФильм "Особенности национальной охоты в зимний период" Светлана ХОХРЯКОВА
Пять лет назад Александр Рогожкин прямо-таки околдовал нашу кинематографическую общественность своими "Особенностями национальной охоты в осенний период". Взял призы "Кинотавра", "Нику". Народ валом валил в кинозалы. Окончание оригинального названия фильма - "... в осенний период" - быстренько сняли ради удобства и краткости. А посему люди ныне удивляются: разве то были осенние особенности? Это в ответ на нынешние - зимние. Сам режиссер в Москву на премьеру своего потенциального хита не приехал. Он вообще никогда и нигде в публичных местах не появляется. Скромный, серьезный человек, а может, боязливый или даже стесняющийся того, что творит, потому как, несмотря на все свои нынешние национальные киноособенности, начинал-то как создатель кино строгого, серьезного, можно даже сказать, кино не для всех. Итак, в Москву Рогожкин не явился, однако велел передать следующее: снял он на этот раз сказку. Сказку так сказку. Наши режиссеры что-то уж чрезмерно в последнее время полюбили этот жанр. Снимут какую-нибудь мрачную историю, от которой хоть в петлю, а потом заявляют, что это русская сказка. У Рогожкина вроде бы комедия. Во всяком случае, так это задумывалось.
После первого просмотра зимних "Особенностей" Семен Стругачев - один из основных героев этого, можно уж теперь смело сказать, растянувшегося во времени сериала, скажет, что испытал невеселые чувства, очень уж грустной получилась картина. Это точно. Как-то невесело. От всего. От происходящего с героями в кадре, от художественного результата - вполне качественного и профессионального, но какого-то никакого, оттого что все поставлено на поток. Так и хочется перефразировать Пелевина: Рогожкин и пустота. Откуда эта грусть? Попробуем понять. Вновь перед нами картина о замечательном российском разгильдяйстве, мужском разгильдяйстве. Дама в кадре одна: большая, дородная, изначально принятая героями за своего брата-мужика. Тетя, скажем честно, чумовая и кондовая. Веселая, правда, в свете этих дивных качеств. А вот в свете последних событий с подводной лодкой "Курск" и иных бед, которые обрушиваются на россиян едва ли не каждодневно и которые часто происходят по недомыслию, головотяпству, всегдашнему русскому разгильдяйству, картина Рогожкина обретает зловещий смысл. Так вот и живем на авось: авось пронесет, авось ничего не случится. А ежели вдруг случится, быстренько утремся, забудем все в одночасье и давай опять жить, как последние идиоты. Без этого Россия вроде как и не Россия вовсе, а какой-то Люксембург. В этом смысле новые "Особенности..." - концептуальная для горемычной нашей страны картина. Допускаю, что никакого сознательного стремления у съемочной группы в этом направлении и не было. Хохмили в очередной раз, нанизывали анекдотические истории одну на другую, почему бы и нет, раз есть на такие шутки спрос у потребителя, ни о чем трагически-нелепом не помышляя, ан жизнь-то расставила свои акценты. Снимали "зимний период" ранней теплой весной. Температура стояла плюсовая. Лужицы расплывались под ногами. Снега катастрофически не хватало. Его и подвозили. Это тоже очень по-нашему - снимать зиму летом. На этот раз русскую душу и особенности российской охоты как материальное проявление этой сложной субстанции постигал не финн, а экзотический азиат по имени Ху Чжоу из Поднебесной. И носился он, бедняга, как летучий голландец, в своем "рисовом конусе" (китайский колорит) весь фильм, дивился на бескрайность заснеженных российских равнин, угадывал потаенный смысл русской охоты. Понял ли, что это не погоня за добычей, а единение людей? Люди - генерал Иволгин, или просто Алексей Булдаков, что для многих одно и то же, Кузьмич - Виктор Бычков, Лева Соловейчик - Семен Стругачев и туча всяких министерских проверяющих, понаехавших на кордон к Кузьмичу без предупреждения кто для проверки, а кто для расслабухи, - все они и единятся за стаканом водки да за самоваром, из которого нет-нет да и потечет та же горькая и прозрачная. Иногда выйдут на кабана, оленя, медведя, птицу какую-нибудь, вляпаются в историю. То примут огоньки сигаретки за кабаньи глазки - и давай палить в своих. То выпьют стаканчик вместе с линзами для глаз человеческих. Раз стоит стаканчик - надо выпить. Кто ж знает, что в них какие-то оптические приборы. Так и несутся особенности. Нет им конца и края, как и Руси нашей - тройке-птице. Все на месте, все хороши и неновы. Разве что порадовал Андрей Федорцов - питерский актер в роли Пятакова. Это он и "выпил" линзы. Снимается в небольших ролях уж не в первый раз. Однажды был замечен: получил "Нику" за эпизодическую роль в фильме "Брат" - роль радиорежиссера, которого Багров не замочил почему-то, сжалился. И тут - отличная работа. Смешной получился человечек, нелепый и жалкий и такой бесконечно русский до слез. Браво! В ноябре картина выйдет на видео и наверняка будет иметь спрос, хоть и охладел слегка народ к "Особенностям...", потому как ничего в них нового, а так - движение по кругу. Вот только обратят ли люди внимание на невеселые параллели с нашим житьем-бытьем, или опять всего лишь посмеются над приколами, сидя у экрана, и вновь заживут с родным российскому сердцу разгильдяйством душа в душу? Также в рубрике:
|