Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7245) 28 сентября - 4 октября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Балеты Ноймайера - всегда событие

На фестивале в Гамбурге - особенно

Екатерина БЕЛЯЕВА
Гамбург - Москва


Джон Ноймайер

Если накопилась усталость от бесконечных редакций и восстановлений балетов Петипа или ювелирной роскоши бессюжетного Баланчина, стоит посетить Гамбург, где каждое лето проходит балетный фестиваль - Hamburger Ballett-Tage, на котором Джон Ноймайер, его режиссер и вдохновитель, показывает свои лучшие хореографические работы. В этом году фестиваль прошел в двадцать шестой раз и был посвящен легендарному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому, скончавшемуся в Англии пятьдесят лет назад. К открытию Ballett-Tage Ноймайер приурочил традиционную премьеру фестиваля - собственный балет "Нижинский" на музыку Шостаковича и Римского-Корсакова.

В начале семидесятых, когда Ноймайер поставил свои первые полные балеты - "Ромео и Юлия", "Щелкунчик", "Дон Жуан", - о его постановках говорили как о литературно-симфонических балетах большого стиля. Он и сам, получив классическое университетское образование, чувствовал себя обязанным традиции. Но уже в этих первых балетах традиционными оставались только форма и название - содержание зачитанных литературных шедевров трактовалось в балетах Ноймайера согласно оригинальному замыслу хореографа.

Сцена из спектакля "Иллюзии как Лебединое озеро"

Сенсацией стал выпущенный в 1976 году балет "Иллюзии как Лебединое озеро". Ноймайер меняет сюжет балета так, что в реальности нет ни озера с лебедями, ни заколдованной принцессы-лебедь, ни черной принцессы-двойника, ни Ротбарта - их искаженные тени ненадолго персонифицируются в болезненном сознании главного героя. Ноймайер выводит на первый план мужской персонаж - баварского короля Людвига II, чей образ, усиленный черным двойником, оттесняет привычный двойственный женский образ Одетты - Одиллии. Партии короля и его невесты, принцессы Наталии, танцевально не очень сложны, гораздо важнее их психологическая нагруженность. Необходимо постоянно помнить, что это реальные исторические персонажи - безумный Людвиг II и его вечная жалкая невеста. Три героя антимира - Ротбарт, Охотник за бабочками и Человек в тени - сливаются у Ноймайера в единый образ дьявола-соблазнителя. На нынешних Ballett-Tage партии Короля и Человека в тени танцевали гамбургские премьеры-близнецы, чехи Иржи и Отто Бубеничеки. Невероятно похожие друг на друга внешне и, судя по списку партий из их "послужного" списка, взаимозаменяемые сценически, близнецы неожиданно дали новую интерпретацию этим и без того перенасыщенным подтекстами образам - в откровенном финальном дуэте в какой-то момент становится непонятно, кто Король, а кто преследователь, и создается впечатление, что экс-монарха преследует двойник-самозванец.

Сцена из спектакля "Третья симфония Малера"

Такая расстановка сил, когда танцовщик-премьер оказывается сюжетным центром спектакля, а балерина - лишь малой частью его мечтаний или искомой половиной его томящегося духа, станет обычной в балетах Ноймайера. Это не значит, что женские партии носят вторичный характер. Но если в центре балета есть герой, перед которым стоит проблема выбора, - амплуа балерины сужается, она подчиняется воле более сильного, и ее танец носит, скорее, пассивный характер. Эта грань очень хрупкая и в балетах-симфониях трудноразличима, если не знать предыстории. Так и в "Третьей симфонии Малера", которую Ноймайер специально восстановил к фестивалю. Когда понимаешь, о чем балет, перед глазами возникает силуэт философа-мечтателя из четвертой части симфонии и балета. В 1974 году Ноймайеру предложили сочинить балет для гала, который должен был состояться в Штутгартском театре в память Джона Крэнко. Ему попалась четвертая часть Третьей симфонии Густава Малера. Оригинальное ее название - "Что мне рассказывает человек" или более раннее "Что мне рассказывает ночь". Ноймайер называет этот короткий балет "Ночь" и посвящает Крэнко и труппе, которую он возглавлял. Музыковеды выделяют в Третьей симфонии шесть самостоятельных музыкальных голосов, которые отвечают ее шести частям, где четвертая отдана соло церковной музыки как постоянного оппонента музыки народной. Так Ноймайер проходит мимо Второй симфонии Малера - поэмы смерти и вечного возрождения, навеянной грустной картиной похорон друга, композитора Ханса фон Бюлова. Метафора показалась ему слишком явной, тем более что у него была совсем другая идея - он хотел показать три грани взаимоотношений в балетной труппе и предпочел сакральные откровения Третьей симфонии поминальному лейтмотиву Второй. Эту часть, давшую начало новому балету, по традиции танцуют только прима и премьеры, в этом году это были Лаура Каццанига, Ллойд Риггинс и приглашенная звезда - аргентинец Максимилиане Герра.

Сцена из спектакля "Золушка"

Из работ начала девяностых Ноймайер показал "Историю Золушки" - не детский балет-сказку, а скорее, балет-притчу об аутсайдерах. Сам Ноймайер утверждает, что пленился одновременно и партитурой, и либретто - ему казалось, что абсурдистская музыка Прокофьева дает так много ложных ожиданий и неожиданных решений, что с детства любимая и знакомая сказка может получить совершенно новое наполнение. Хореограф не вносит серьезных изменений в сюжет - он заставляет измениться зрителя, который привык к сюжету с известной моралью. Это не история со счастливым концом, где герои в конце поженились. Ноймайер соединяет героев, но заставляет их пройти более сложный путь - путь становления и поисков самих себя, как у шекспировских героев. Принц, подобно Королю из "Иллюзий", не находит себе места во дворце. Судя по одежде и манерам, он художник, и его богемное увлечение не устраивает окружающих его министров. Один раз увидев девушку в траурном платье на кладбище, он теряет покой - только она может спасти его от дворцовой рутины. Золушку же влечет мир светских развлечений - она изнемогает под непосильным домашним трудом. Философски напряженная ситуация несколько разряжается только на балу, где Принц и Золушка исполняют дивный дуэт незнакомцев. И это не похоже на первый танец Ромео и Джульетты в одноименном балете, здесь нет напористого Ромео и наивной Джульетты - это, скорее, танец воссоединенных на время душ.

Всего на фестивале Ноймайер показал семь своих спектаклей. Помимо названных, там были "Мессия" на музыку Генделя - премьера прошедшего сезона, "Барток-Картины" и известный москвичам по гастролям Гранд-опера в 1991 году "Сон в летнюю ночь" на музыку Мендельсона. Заданные темы захватывают почти все сферы философии, литературы и музыки одновременно, предоставляя зрителям бесконечную свободу интерпретации.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;