Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7245) 28 сентября - 4 октября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Дух милосердия, правды и свободы

Наш народ крещен, но не просвящен

МНЕНИЕ

Александр НЕЖНЫЙ
Фото С.ПОТАПОВА


Статья известного публициста Александра Нежного продолжает дискуссию о роли российской интеллигенции в духовном воспитании общества, которую открыли

статья Сергея Филатова "Концерт культур и хоровод религий" (№ 34), эссе Бориса Васильева "Прощай, Россия!" (№ 35) и статья Евгения Ямбурга "Как спорим? Как верим?" (№ 36).

Сергей Александрович Филатов с некоторой, мне кажется, простодушной наивностью замечает, что "религия не может оставаться в стороне от вопросов: "Почему мы так живем?" и "Как жить дальше?". Вдобавок он почему-то полагает, что эти терзающие человечество от Адама вопросы имеют особенное значение именно в наши дни. Ей-богу, я не хочу даже и малого камешка бросить в огород автора статьи, приглашающей к очень большому и очень важному разговору. Я просто хочу напомнить, что великие религии давным-давно дали исчерпывающие ответы по всем главнейшим пунктам человеческого бытия.

Как жить? Друзья мои, прочитайте хотя бы заповеди, данные Господом Моисею на горе Синай. Перечитайте Нагорную проповедь, в которой мудрость Земли окрылена вдохновением Неба. Ежели будет позволительно привести в пример мой собственный, крайне скромный духовный опыт, то парадоксально - великие блаженства всегда вызывают во мне знобящее ощущение неисчерпаемой глубины Слова и вместе с тем совершенно ясное указание по строительству собственной жизни. Именно там, в Нагорной проповеди, дана нам молитва, которой научил нас Спаситель. И кто со смиренным, виноватым и любящим сердцем произносит: "Отче наш!", тот, скорее всего, знает, как ему прожить свою краткую жизнь и перейти в вечность, дабы поселиться в Доме Отца.

Что же до второго вопроса, которым, по мнению С.А. Филатова, должна быть особенно обеспокоена религия, то опять-таки: еще пророки древнего Израиля бесстрашно обличали свой народ и указывали на свойственные ему пороки и грехи как на первопричину всех его бедствий. "Омойтесь, - призывает Бог устами пророка Исаии, - очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову" (Ис., 1, 16-17). И разве не к нам, вступившим на порог третьего тысячелетия, обращены эти слова?

Справедливо оценивая уникальную миссию религии - но совершенно напрасно, вскользь замечу я, ставя знак равенства между ней и идеологией, - С. А. Филатов, как и всякий искренний человек, испытывает, мне кажется, некое тяжкое недоумение. В самом деле: христианству две тысячи лет. Тысячу лет назад во Христа была крещена Россия. Вечные ценности - добро, милосердие, сострадание, справедливость, любовь - отчего не они определяют образ нашей жизни? Да, был мучительный разрыв с верой отцов, длившийся семьдесят лет, оставивший после себя море крови, тысячи разрушенных храмов и вырастивший не одно поколение людей, твердо усвоивших, что религия есть опиум народа. Но было бы тяжкой исторической и нравственной ошибкой списывать все уродства нынешнего российского бытия исключительно на мрачный счет тоталитарного государства. Причины куда глубже. Если говорить кратко и очень кратко, то они - в забвении Христа как Пути, Истины и Жизни.

Тревога богооставленности, боль о Церкви, по слову Достоевского, находящейся в параличе, стремление к вечной правде Евангелия - именно это побудило Д. Мережковского и 3. Гиппиус открыть в Петербурге в начале века религиозно-философские собрания (1901-1903), которые возобновили свою деятельность под именем религиозно-философского общества в 1907 году. (В 1917-м оно, разумеется, прекратило свое существование). И от собраний, и от общества нам в наследство остались собранные в книги доклады и выступления их участников. Едва ли не каждое имя - знак в истории отечественной культуры. И едва ли не в каждом слове - мысль о необходимости перемен в Церкви, о благотворности ее разрыва с государством, о духовном воспитании народа, который был крещен, но не просвещен.

Не об этом ли думаем и мы сегодня? Не с этими ли надеждами обращаемся к Церкви? Не от нее ли ждем - или, по крайней мере, ждали - великих уроков мудрой терпимости, бесконечного сострадания и неустанного творения добра?

Оглядываясь назад, с горьким чувством спрашиваешь себя: да неужто и впрямь было в нашей жизни это дивное предчувствие великих перемен, которые непременно принесет России вышедшая из клетки Церковь. Неужто даже и тень сомнения не омрачала в те дни ожидания добрых плодов евангельского посева? Неужто никто не колебался тогда в твердой уверенности, что пережитые в двадцатом столетии страдания, общая неволя и память о мучениках навсегда избавят нас от злобной нетерпимости, высокомерной гордыни и обожествления идола государства? Истинно: так - или почти так - было. К чему торжество православия, ежели, сойдя с коммунистической Голгофы, оно денно и нощно не будет звать народ ко Христу - Богу и Человеку? Ежели новый обладатель куколя и жезла наподобие своего сдавшегося властям и поздним страстям предшественника пренебрежет главнейшим долгом Патриарха и не будет с мощью пророка обличать государственные промахи, грехи и злодейства?

Православие, с которым мы теперь так носимся, о верности которому трубим на всех перекрестках, вовсе не повод для национально-религиозной гордыни, а долг и национальной, и религиозной терпимости. Если век, принесший всему человечеству, в особенности же России, столько скорби, пройдет бесследно для нашего духовного возрастания, то век новый вполне может оказаться для нас и последним. Создатель и взыскивает, и милует - но терпение Его не беспредельно.

Среди тех, кого Советская Россия едва не сожрала, как чушка - своих поросят, и кого без малейшего сожаления отправила до конца их дней в изгнание, был Георгий Петрович Федотов, мыслитель, по-настоящему еще не прочитанный в России. Между тем его работы проникнуты не только верой в ее будущее, но и полны тревожных предостережений об опасностях, подстерегающих наше Отечество на путях его духовного возрождения.

Он чувствует, например, страшную угрозу в скрытой подмене религиозного начала национальным. Он говорит, что "национализм сегодня, как коммунизм вчера, сделался одним из самых ярких выражений сатанинских сил, господствующих в мире". Он утверждает, что "оцерковленное, оправославленное зло гораздо страшнее откровенного антихристианства". И разве все это не имеет самого прямого отношения к нашей действительности? Разве не вздрагивает в страхе и отвращении русская земля от мерного топота черных сапог доморощенных фашистов? Разве свастику уже не повенчали с православным крестом? И разве нам не стремятся внушить презрение к вере другого лишь потому, что он не исповедует православие? Верно, что Истина одна. Но прийти к Ней можно разными путями. В понимании этого - Бог, человечность и культура, ревностным пахарем которой всю свою жизнь был Федотов. Если я веду моих детей в православный храм, а мой литовский друг Юозас - в костел, означает ли это, что мои чада будут спасены, а его - прокляты? Когда в колымской промерзшей земле обретают кости погибших там невинных страдальцев, следует ли нам думать, что православные давно взяты на Небо, а какие-нибудь баптисты еще догорают в адском огне? И вернувшемуся на землю Сыну Человеческому будут ли так важны причины, из-за которых разделилась созданная Им Церковь?

"Церковь Христова, - пишет Федотов, - родилась как вселенская и жива лишь там, где вселенское сознание не заглохло".

Беда наша в том, что мы всех вокруг - а уж близких своих и подавно - хотели бы видеть похожими на себя. Но стричь всех под одну гребенку принято либо в армии, либо в лагере. Свободный человек и должен быть другим, а разнообразие и есть почва, питающая высокую культуру. То, что для правоверных католиков некогда знаменовалось ересью, стало протестантизмом, создавшим великую промышленность и выпестовавшим бесстрашную мысль и большую литературу. Пока стоит Россия, "Житие" огнепального Аввакума будет потрясающим примером русского слова. Религиозный бунт Льва Николаевича Толстого побудил очень многих задуматься о смысле жизни и поставил на тропу, которая в конечном счете привела их к Богу. Я хочу сказать, что присущие миру и человеку противоречия разрешаются либо в мощном творческом акте - и это благо, либо в революции, что хуже чумы. Христианское преодоление есть прежде всего дело творчества, свободы и любви, и к нему ни малейшего отношения не должны иметь ни Государственная дума с ее политическим своекорыстием, ни казенные ведомства с их пришибеевским стремлением немедля поделить всех и вся на белых и черных, своих и чужих, ни тем более современная инквизиция, в какие бы благородные одежды она ни рядилась. Сегодня запретим - завтра арестуем; сегодня лишим регистрации - завтра сошлем куда Макар телят не гонял; сегодня закроем дома молитвенных собраний - завтра откроем ворота лагерей. Третьего в нашем Отечестве не бывает.

В совсем недавние времена был в России священник, поистине человек Божий. Его звали Сергий Желудков, и я горько жалею, что не был с ним знаком, хотя мог бы: он умер в 1984-м, семидесяти пяти лет от роду. Он говорил о Церкви Христовой, что "это не просто сумма провинциальных христианских церквей", формальное единство которых вряд ли возможно. Есть, говорил он, единство реальное - единство Духа. "Есть Дух милосердия, правды, свободы - это Дух Святый, Дух Христов. И есть дух ненависти, лжи, насилия - это дух Диавола. По этим признакам разделяется все в нашем мире: это и есть настоящая граница Церкви Христовой". Мне кажется, что о. Сергий бесконечно прав.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;