Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 38 (7246) 5 - 11 октября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираМузыка над Люцернским озеромТам, где когда-то творил сам Вагнер Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Летом в разгар туристического сезона Европа буквально звенит разнообразными музыкальными фестивалями, большими и малыми, престижными и не очень. Особенная плотность фестивалей наблюдается в Швейцарии, Германии, Великобритании и Австрии, где в ряду самых крупных, рядом с Зальцбургским, Байрейтским и Эдинбургским, стоит и Люцернский музыкальный фестиваль. Один из старейших в Европе, он заслужил за более чем 60-летнюю историю своего существования репутацию одного из самых респектабельных и консервативных форумов академической (главным образом - симфонической) музыки.
История фестиваля закладывалась еще до Второй мировой войны, в 1938 году, когда Артуро Тосканини, отдавая дань уважения любимому Рихарду Вагнеру, расположился со своим оркестром на зеленом склоне холма в парке Трибшен, полого стремящегося к глади обширного Люцернского озера. (Кстати сказать, на вершине холма, в доме своей возлюбленной Матильды Везендонк с 1867 по 1872 год жил сам Вагнер). С этого первого симфонического концерта и начался Люцернский фестиваль. Он пережил годы расцвета и фашистского лихолетья, обзавелся собственным концертным залом на 1400 мест, который сменился в 1998 году еще более крупным, на 1800 мест. Циклопическое архитектурное сооружение поражает воображение нетривиальностью очертаний и прозрачностью конструкций, - выросшее на набережной озера, оно словно соткано из света, стекла и легких металлических опор. Это чудо ХХI века создано знаменитым французским архитектором Жаном Нувелем в содружестве с не менее знаменитым американским акустиком Расселом Джонсоном. Составленное из трех огромных секций, здание весьма функционально. В правой секции расположился роскошный многоярусный концертный зал - с крутыми обводами белых балконов, синим "звездным" шатровым потолком и крутящимися вокруг своей оси блоками-модулями стен, благодаря чему великолепная акустика зала может менять свои свойства в соответствии с пожеланиями исполнителя. В зависимости от угла разворота модулей и высоты навесной потолочной плоскости реверберации могут либо укорачиваться, либо удлиняться. Гергиев, например, просил открыть все закрылки стен, чтобы мощь звука была максимальной. А на клавирабендах Андраша Шиффа, напротив, закрылки были притерты вплотную - акустические требования к камерным концертам совсем иные. К слову, это ноу-хау в конструкции залов, позволяющее корректировать акустические свойства, изобретен Расселом Джонсоном, он уже неоднократно применял в Сан-Паулу, например, или в недавно завершенном зале в Финляндии. В центральном отсеке здания, утопленном в глубь холла, разместился модерновый Люцерн-зал, выкрашенный изнутри в серо-черные тона. Герметичная коробка с плоским полом, из которого в считанные минуты может вырасти полукруглый амфитеатр скамей, изначально предназначалась для молодежной аудитории и концертов нетрадиционной и неакадемической ориентации. Этот зал идеально подходит для перформансов, остроавангардных концертов и представлений, а также для выступлений танцевальных трупп и этнографических ансамблей, аутентичных народных театров. В дни фестиваля я из любопытства зашла в Люцерн-зал на концерт суфийской музыки, озаглавленной "Транс", - и моментально переместилась из чопорного, ярко освещенного мира благообразных джентльменов в смокингах и элегантных дам в жемчугах в душный и сумрачный мир швейцарского андеграунда, окутанный клубами сигаретного дыма, в котором явственно ощущался сладковатый запашок марихуаны. Обстановка была самая расслабляющая и раскованная: многие сидели на полу, кое-где танцевали и пританцовывали, а кто-то, уже впав в самый настоящий транс, тихонько покачивался в такт экспрессивно-однообразному пению пакистанских музыкантов, работавших на стыке раги и ближневосточного мугама. Тем и хорош Люцернский фестиваль, что обширная программа его, составленная из 90 концертов и рассчитанная на целый месяц - с середины августа до середины сентября, - дает пищу на любые вкусы и адресована к самым различным социальным и возрастным слоям швейцарской публики. Именно швейцарской - потому что Общество друзей фестиваля и жители Люцерна и Цюриха выкупают все билеты еще в феврале - марте, несмотря на высокие цены, и считают фестиваль своим культурным достоянием - отсюда некоторая герметичность фестивальной публики, герметичность, которую нынешний интендант фестиваля Михаэль Хэфлитгер пытается хотя бы отчасти разрушить, увеличивая количество концертов. Но пока фестиваль остается своеобразным клубом: его завсегдатаи с нетерпением ждут открытия, как прекрасного повода пообщаться с давно знакомыми людьми в своем кругу. Специфической особенностью Люцерна с самого начала был высокий уровень симфонического музицирования: по сей день симфонические концерты составляют мейнстрим фестиваля, его стержень и его главную достопримечательность. Ежегодно в Люцерн приезжают лучшие оркестры мира: обязательными участниками являются два оркестра: Берлинской и Венской филармоний, а также американские оркестры экстра-класса. В этом году, например, в Люцерне выступали три английских коллектива: Лондонский симфонический с Пьером Булезом, Лондонский филармонический с Куртом Мазуром, Оркестр Би-би-си. Из американских - Хьюстонский, возглавляемый Кристофом Эшенбахом, оркестры Далласа и Сан-Франциско. В этом же году на фестивале с концертным исполнением "Пиковой дамы" и симфонической программой выступал Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра; а еще Королевский Концертгебау с Рикардо Шайи, Камерный оркестр Европы и, наконец, в финале - Венский филармонический с Зубином Метой. Такой впечатляющий список оркестров-участников можно встретить разве что на Зальцбургском фестивале. Однако в Зальцбурге делают ставку на оперу, на музыкальный театр, а прерогативой Люцерна издавна считается высококлассное оркестровое музицирование. Бюджеты двух крупнейших европейских фестивалей, конечно, несравнимы: зальцбургский в этом году потратил 80 миллионов марок, Люцернский же - лишь 18 миллионов. Не забудем, однако, что опера - это самый разорительный жанр, дорого обходящийся Зальцбургу; по части же концертных программ оба фестиваля стоят друг друга. Кроме симфонических концертов, программа Люцернского фестиваля предусматривает циклы концертов: "Дебют-Люцерн" - для молодых исполнителей, "Люцерн-модерн", объединяющий интерпретации современной музыки, "Каммермюзик". В отдельную фестивальную линию выделены выступления фольклорных ансамблей; в этом году, помимо уже упоминавшихся пакистанских суфиев, в Люцерн-зале выступали и музыканты с острова Бали, и настоящие тибетские монахи ("Маскентанц"), впервые в жизни покинувшие свою высокогорную обитель. Музыке ХХ века и - шире - презентации основных тенденций современного композиторского процесса в Люцерне стали уделять повышенное внимание с приходом полтора года назад на пост музыкального интенданта фестиваля Михаэля Хэфлитгера, относительно молодого (38 лет) и весьма успешного арт-менеджера, отлично зарекомендовавшего себя при создании им Давосского молодежного фестиваля. Приход его удачно совпал с открытием нового концертного зала, на постройку которого городом, кантоном и спонсорами было истрачено почти 200 миллионов швейцарских франков. Общественный совет фестиваля, видимо, рассчитав, что приток свежих идей и молодой крови в несколько одряхлевший организм необходим, сделал верный выбор, и фестиваль начал новую жизнь в новом зале с новым интендантом. Тот сразу же перегруппировал программы, увеличил количество концертов, привлек новых спонсоров, а главное - ввел тематический принцип формирования фестивальных программ. Так, прошлый фестиваль проходил под девизом "Миф"; нынешний проходит под знаком "Метаморфоз". А будущий будет посвящен "Creation" - то есть "творению" (или "сотворению"). В этом году Хэфлитгер пригласил в качестве композитора-резидента гремевшего в 70-х годах ультрамодерниста Дьердя Куртага. Его сочинения звучали в различных концертах с разными исполнителями на протяжении всего фестивального месяца. Вторым композитором-резидентом в этом году стал давний знакомец интенданта еще по Давосу, одаренный японец Тошио Хосокава; Хэфлитгер приметил его в 1987 году и очень гордится своим открытием. Музыка Тошио действительно ничуть не уступает по качеству признанным мастерам - тому же Тори Такемицу, у которого Тошио в свое время учился. Из многочисленных концертов современной музыки особенно запомнился один, утренний: выступление оркестра "Клангфорум Вена" под управлением знаменитого Сильвиана Камбрелинга (в свое время он начинал как ассистент Булеза, работал дирижером в Театре Гарнье и Опера де Бастий, на Зальцбургском фестивале с Жераром Мортье). Прозвучавшие в его интерпретации сочинения Вольфганга Рима и Тошио Хосокавы поразили таинственной, сумеречной магией звучностей, оплотнившейся тишиной пауз и дрожащей, зыбкой оркестровой плотью в моменты медитативной сосредоточенности "остановленного времени". Камбрелингу удалось добиться совершенно необыкновенного, завораживающего эффекта оркестрового sound'а абсолютно гипнотического свойства. Во втором отделении концерта прозвучал обширный вокальный цикл Куртага на стихи русской поэтессы Р.Трусовой - нечто вроде шумановского цикла "Любовь и жизнь женщины" на современный лад. И хотя исполнительница Роземари Харди великолепно владела техникой современного звукоизвлечения - артистично шептала, вскрикивала, тремолировала, глиссандировала, совершала резкие скачки и вытворяла голосом другие головокружительные трюки, а оркестр Камбрелинга был все так же хорош, - все же не покидало ощущение, что музыка 90-летнего мэтра уже морально устарела; на рубеже веков чувствуют уже иначе и облекают свои чувствования в иные формы. Из центральных событий фестиваля, случившихся за неделю моего пребывания в Люцерне, упомяну три: бесподобные выступления оркестра Берлинской филармонии с Бернардом Хайтингом, очень тонко и детализированно, истинно по-немецки исполнившего в два вечера Третью симфонию Брамса и Седьмую Брукнера (к ним присовокупились вступление к "Тристану и Изольде" и "Дон Кихот" Штрауса, в котором солировала Наталия Гутман); два концерта Сан-Францисского симфонического оркестра с довольно неожиданной программой - Одиннадцатая симфония Шостаковича и увертюра Римского-Корсакова "Дубинушка" (а также шумановский фортепианный концерт с великолепной солисткой Мартой Аргерих и полифонический опус Чарлза Айвза). Причем истинным удовольствием было следить за изысканной пластикой весьма стильного дирижера-интеллектуала Майкла Тилсона Томаса. И наконец клавирабенды Андраша Шиффа, который, задавшись целью исполнить на фестивале все клавирные сочинения Баха в год его юбилея, сыграл в один вечер шесть Партит, а в другой вечер - шесть Французских сюит. Далее пианист намеревался озвучить Английские сюиты, оба тома Хорошо темперированного клавира, Искусство фуги, Гольдберг-вариации... Я покидала Люцерн в самый разгар фестиваля: еще предстоял приезд Венского филармонического и крупнейших солистов Европы. Но общее впечатление успело сложиться, и оно было и ярким, и потрясающе острым: фестиваль оказался могучим культурным организмом, способным аккумулировать, обобщать и репрезентировать крупнейшие тенденции мирового оркестрового исполнительства и композиторской мысли. И не случайно в рамках его проходил научный симпозиум и было выпущено два увесистых тома эссе и аннотаций. Ибо Люцерн дает не только радость уху и пищу для эмоций меломана, но и импульсы к осмыслению нынешнего глобального мирового музыкального процесса. Также в рубрике:
|