Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 38 (7246) 5 - 11 октября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Пропаганда мечты

Выставка в Инженерном замке

Марина КОЛДОБСКАЯ
Санкт-Петербург


Д.Ланг. "Филиппинцы, собирающие салат". 1933 г.

В Инженерном замке Русского музея открылась выставка фотографии "Пропаганда и мечта", организованная вашингтонской Corcoran Gallery и РОСИЗО (до этого она с успехом прошла в ГМИИ им. Пушкина). Замысловатые интерьеры замка - не самое подходящее место для фотографии 30-х годов. В лабиринтах многоугольных залов экспозиционные линии ломались, концепция выставки превращалась в кроссворд, хотя на деле она проста: сопоставить приемы советской и американской пропагандистской фотографии, - и устроена очень толково: вот американские дети - вот советские дети, вот их танцы - вот наши танцы, их стройки - наши стройки, их поля - наши поля, их фотографы - наши фотографы.

Вопреки расхожему мнению, пропагандистский конвейер работал тогда не только в странах, которые принято считать тоталитарными. В 30-е годы Россия переживала последствия Великого перелома, Штаты - последствия Великой депрессии. В СССР уничтожалась крестьянская община. В Штатах разорялись фермеры. В Стране Советов правительство вытесняло картину массового бедствия картинами грядущего индустриального рая. В Америке правительство организовало Администрацию по поддержке фермеров, которая оказывала помощь массам пострадавших.

А.Шишкин. "Коммуна Заря". 1931 г.

Противоположными были и рецепты лечения свежей исторической травмы. Советский - наркотический: все больше разжигать ажиотаж, а вместе с ним болевой порог, все больше мифологизировать жизнь. Босые ноги, узловатые руки и счастливые горящие глаза - таков типовой персонаж советского фото. Кормящие матери на пашне, физкультурники на параде, мальчишки с уловом, военные в тире, клубные танцоры в маечках и сандалетах...

Как работала машина советской пропаганды, читателю известно. Менее известно, как бдительно следили в годы президентства Франклина Рузвельта за тем, чтобы власть выглядела "как надо". За 12 лет нация так и не узнала, что ее глава практически парализован. Почти нет снимков, где видно, как Рузвельта на руках переносят из машины в кресло-каталку. Фотографы, пытавшиеся это заснять, бывали очень жестко (с мордобоем и порчей аппаратуры) блокированы специальной службой.

У.Эванс. "Афиша цирка в Алабаме". 1936 г.

Власть должна была выглядеть надежной, способной обо всех позаботиться и убедить, что в конце концов все наладится. Пострадавшим в социальном катаклизме, напротив, полагалось выглядеть как можно более жалко. Задачей пропаганды было мобилизовать общественное сочувствие. Выжженные поля, жуткие бараки сезонных рабочих, толпы уволенных горняков, брошенные поселки, старое лицо тридцатилетней матери семерых голодных детей... Босые ноги, узловатые руки и угрюмое достоинство - так выглядит типовой персонаж заказного американского фото 30-х. Разбередить боль, чтобы ее преодолеть, - такова концепция рузвельтовской пропаганды.

Не буду судить, какой из приемов более эффективен: оптимистический или депрессивный. Критику важно, какие приемы нашел художник, осуществляя заказ. Фотография - искусство выбора: темы, сюжета, перспективы, ракурса. Человек с лопатой, снятый снизу, предстает гигантом, уходящим в небо, героем, строящим новую жизнь. Он же, снятый сверху, выглядит карликом, копошащимся в земле, унылой жертвой непреодолимых обстоятельств. (Мы не говорим сейчас о заведомо шулерских приемах вроде ретуши, монтажа и т.п. - искомую картину можно выстроить и без них).

Реализм - а документальное фото есть одна из версий реализма - расцветает пышным цветом именно в периоды, требующие повышенной внушаемости масс. Правдоподобие дает иллюзию овладения, обладания объектом, оно несет в себе эротизм и магию власти. Заказное искусство всегда реалистично - это конвейер, создающий вереницы тел, прекрасных или ужасных, исполненных боли или мощи. Мало какие времена дают так много больших художников, как плохие времена. Мало найдется эпох, произведения которых так завораживали бы, как работы 30-х годов нашего века.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;