Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7132) 11 - 17 июня 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаСостав поменяли, но лицо сохранилиВ БЗК дважды выступили "Виртуозы Москвы" Евгений НАДЕИНСКИЙ Спиваков прекрасный ансамблист, и еще раз доказал это, исполнив два концерта Баха с гобоистом А.Уткиным и бессменным концертмейстером "Виртуозов" А.Футером. Знаменитая спиваковская кантилена ставит перед гобоистом в Концерте Баха нелегкую задачу найти адекватное звучание духового инструмента, и А.Уткин с ней отлично справляется. Диалог гобоя и скрипки во второй части покоряет своей певучей выразительностью - тема звучит будто на одном дыхании, переходя от инструмента к инструменту на фоне нежного пиццикато оркестра. Неувядаем А.Футер. Дуэт с маэстро в двойном Концерте Баха ре минор он ведет с истинно молодым азартом. Спиваков всегда очень точно чувствует градацию звукового баланса и в ансамбле свято соблюдает паритет. Но в сольных эпизодах выдает звучание такой пронзительной красоты, что дух захватывает. В своей дирижерской ипостаси он органичен в отличие от многих коллег-скрипачей и пианистов, занимающихся дирижированием. У него певучие руки, свободный, уверенный жест. Оркестр приехал в Москву в несколько обновленном составе: не видно некоторых "гвардейцев", их место заняла молодежь. Молодые музыканты стараются доказать, что маэстро не зря пригласил их в свой знаменитый оркестр. Вариации "Девушка и смерть" Шуберта, одного из самых любимых композиторов Спивакова, да еще в редакции Малера, дают безграничный простор для творческой фантазии. И дирижер не упускает возможность этим воспользоваться. Исполнение "Виртуозов" было великолепно, они продемонстрировали фантастическое пианиссимо - трепетное, мерцающее, "невесомое". Впрочем, и форте тоже изобиловало множеством красок и временами рождало иллюзию звучания большого симфонического оркестра. Символично, что второй концерт Спивакова состоялся в День защиты детей, и в нем приняли участие юные музыканты из патронируемого им Благотворительного фонда - учащийся Новосибирского музыкального колледжа при консерватории, лауреат международных конкурсов Миша Симонян, пианист-харьковчанин и тоже лауреат Саша Романовский, ученица московской ЦМШ, и тоже с регалиями флейтистка Зарема Бекирова. Бах - скрипачу, Бах - флейтистке и Моцарт - пианисту - мэтр приобщает своих подопечных к высочайшим образцам классики. Он пестует их в жизни и на сцене: подбадривает улыбкой, снимая волнение, подсказывает мимикой нюансы и вообще создает им режим наибольшего благоприятствования. А ребята отвечают увлеченным музицированием, игрой отточенной и изящной. Уже стало традицией, что, появляясь в Москве, "Виртуозы" непременно преподносят какой-нибудь сюрприз. В этот раз таким сюрпризом стала пьеса Гии Канчели "V and V" для голоса, записанного на пленку, скрипки и струнного оркестра. Странное название образовано из английских слов "voice" и "violin" ("Голос" и "Скрипка"). Человеческий голос возникает из тишины где-то в заоблачных высях. Скрипка Спивакова откликается одиночными звуками, похожими на стоны, - эти звуки сплетаются в некую скорбную мелодию. Оркестр что-то тихо шелестит и вдруг взрывается обвальной лавиной аккордов. Но ему не дано заглушить скрипку, ее мелодия возникает снова и снова, а над ней парит человеческий голос, пока вновь не истаивает в тишине. Солист-скрипач здесь не дирижирует, только еле заметным движением корпуса обозначает ритмическую пульсацию, и тем не менее синхронность звучания - поразительная. Это и есть высочайший класс ансамблевого музицирования. Последние концертные сезоны обрушили на нас масштабные симфонические полотна Малера, Брукнера, Брамса, и мы стали забывать, что есть на свете прелестная музыка венских классиков. Спиваков напомнил. 94-ю симфонию Гайдна "Виртуозы" сыграли оптимистично, с доброй музыкальной улыбкой и жизнерадостной энергией. Великолепны были их нюансовые "субито", блестящие россыпи пассажей, упругие танцевальные ритмы. Вывод один: с этими музыкантами не хочется расставаться надолго. Также в рубрике:
|