Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7132) 11 - 17 июня 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Катя Риччарелли: "Могу взорваться, как Отелло"

По материалам зарубежной печати подготовила Людмила ПЕНЬКОВА


Имя Кати Риччарелли хорошо известно меломанам. Знаменитая певица дважды приезжала в Россию, она поет на лучших оперных сценах мира. У Кати Риччарелли есть оригинальное хобби, связанное с ее оперной деятельностью. Об этом она рассказывает на страницах итальянского еженедельника "Оджи", статью из которого мы перепечатываем.

В красивом доме, где живут Катя Риччарелли и ее муж, известный телеведущий Пиппо Баудо, есть уголок, принадлежащий только ей, Кате. Так и кажется, что здесь вот-вот появится вывеска: "Собственность королевы бельканто, вход посторонним запрещен". В этой комнате хранятся партитуры, музыкальные записи, фотографии. На рояле - целая армия маленьких фигурок. Нет, это не просто "красивенькие статуэтки", это оперные героини. Здесь и Медора из "Корсара" Верди - памятная для певицы партия: итальянское радио объявило конкурс на "Новые голоса", и она, Катя Риччарелли, исполнившая эту партию, оказалась победительницей. А рядом - Сестра Анджелика из одноименной оперы Пуччини - менее приятные воспоминания, потому что публике она тогда не понравилась, а в таких случаях свои эмоции итальянцы не скрывают.

За каждой фигуркой, стоящей на рояле, - своя, особая история. Все их выполнил скульптор Марко Ди Карло, давний и горячий поклонник певицы, - он навсегда запечатлел ее героинь. Всего на рояле разместилось около девяноста фигурок. Пока.

Сплошь и рядом певцу (певице) приходится выступать в роли героев, не имеющих ничего общего с ним (с ней) ни по душевным качествам, ни по складу ума. И здесь артист должен найти "точки соприкосновения" со своим персонажем - чтобы он выглядел убедительным.

Фигурки, стоящие на рояле, - красивые, яркие, выразительные. Какая из этих фарфоровых героинь больше всего похожа на Катю Риччарелли? Певица, не колеблясь, показывает: вот Ева из одноименной оперетты Франца Легара! "Да, в молодости и со мной случилось то же самое, что пережила эта девушка. Мне было 14 лет, я работала на фабрике и была по уши влюблена в хозяина. Его звали Ровиго. Через некоторое время мы стали с ним близки. И хотя он вроде бы отвечал на мое чувство, тем не менее я постоянно ощущала себя приниженной, он же считал, что стоит на более высокой ступени, чем я. Относился ко мне свысока, не хотел, чтобы нас видели вместе. Частенько запирал в своем доме, чтобы я не выходила на улицу и ни с кем не встречалась. Так продолжалось два или три года. Потом мне как будто что-то в голову ударило, и я ушла от Ровиго. Уехала в Венецию, поступила в консерваторию, много работала - и вот стала той Катей Риччарелли, которую знают все...

В оперетте Легара рассказана история, похожая на мою. Ева работает на стекольном заводе, хозяин которого влюбляется в нее, но жениться на девушке не собирается. Она уезжает в Париж, становится звездой варьете. В общем, все складывается почти так же, как у меня. Разница в одном: Ева в конце концов выходит замуж за своего возлюбленного, того самого хозяина стекольного завода. Я же за Ровиго замуж не вышла. Но партию эту я исполняла от всей души".

А вот с другой героиней Легара у Кати нет ничего общего, так говорит она сама, а ее муж Пиппо Баудо все время жену поддразнивает. Речь идет о "Веселой вдове". Кате этот персонаж явно не нравится. "На мой взгляд, - говорит она, - ни в одной оперетте нет героини более несимпатичной. Очень неприятная женщина, да и сама партия не представляет никакого интереса. Даже вспоминать не хочется".

В общем, достаточно познакомиться с несколькими фигурками, чтобы понять - кто она такая, Катя Риччарелли. Очень эмоциональна, знает, что ей надо от жизни, при случае может быть и ревнива. Мы разговариваем о Дездемоне - конечно же, среди прочих на рояле есть и ее фигурка. Катя говорит, что эмоции Отелло ей понятны.

"Да, да. В нашей семье Отелло - это я, а не Пиппо, хотя по происхождению он - сицилиец. Что до Дездемоны, то она мне очень нравится. Я пела эту партию в спектакле, в котором участвовал Марио Дель Монако, потом моим партнером был Пласидо Доминго, я исполняла партию Дездемоны и в фильме Франко Дзеффирелли. Дездемона - не глупенькая наивная простушка, как ее часто изображают. Этой женщине понадобилось поистине львиное мужество, когда она решила выйти замуж за человека, которого любила, за цветного, выступив против воли своей семьи. Но я также очень хорошо понимаю Отелло, понимаю причины происхождения его комплексов, его ревности, понимаю, почему он так яростно реагировал, как только Дездемона принималась говорить о Кассио. Дзеффирелли пригласил на роль Кассио красивого голубоглазого блондина - конечно, Отелло взорвался, на его месте со мной произошло бы то же самое.

Отелло задушил Дездемону. Может быть, я бы до это не дошла, но пощечин, наверное, надавала бы, а может быть, собрала бы чемоданы и уехала. В общем, что-нибудь да сделала.

Не могу принять и то, что сделала другая моя героиня - Лючия ди Ламмермур. Это ужасно: обезумев, она пронзила кинжалом своего супруга. Нет, я не способна впасть в безумие от любви, но в ярость впасть могла бы - это когда кидают тарелки или бьются головой о стенку... Такое я могу понять.

Вообще партия Лючии была для меня в определенном смысле вызовом. Раньше примадонны украшали арии Лючии некими "кудряшками". Но вот за партию взялась Мария Каллас. Эта певица, обладавшая удивительно насыщенным, драматическим голосом, создала другой образ. Главное для нее - это тот момент, когда она выходит из спальни в окровавленной рубашке с кинжалом в руке. Я не собиралась идти по стопам Марии Каллас, мне хотелось создать мою Лючию. Когда готовила эту партию, убрала подальше все записи, хотела все сделать сама. Было трудно еще и потому, что я должна была петь в Лондоне, в Ковент-Гарден, - а на этой сцене пела Джоан Сазерленд... Но я выиграла в этом соревновании.

Да, в порыве ревности, вызванной любовью, можно швыряться тарелками, устраивать скандалы, безумствовать, ненавидеть все и вся. Однако любовь может заставить пойти на огромные жертвы. Тому пример - Виолетта из оперы Верди "Травиата". Она тоже есть среди моих фигурок. Женщина полусвета, способная на самоотверженный поступок. Она отказывается от Альфреда, которого беззаветно любит. Виной тому - отец ее возлюбленного. Он говорит, что связь его сына с "такой" женщиной, как она, может помешать браку его сестры - порядочной девушки. Да, Виолетта пошла на жертву, и это не пустые слова. Я считаю, что ради любви можно пойти на любую жертву. В моей жизни тоже была ситуация, когда я сказала мужу: "Если хочешь, я пожертвую ради тебя моей карьерой". Пиппо сказал: "Нет". И я довольна, что он решил именно так.

Мне очень близок образ другой моей героини - Лю, послушной рабыни из оперы "Турандот" Пучинни, которая убивает себя во имя любви к принцу Калафу. Я вложила всю душу в эту партию. Воспринимаю Лю как существо очень сильное, отважное, несколько экзальтированное и сумасбродное до безумия, - в общем, на мой взгляд, она, выражаясь современным языком, настоящая террористка. Удивительный характер. К сожалению, во втором акте она бездействует, а это певице Кате Риччарелли совсем не нравится.

А теперь хочу рассказать о другой женщине - Марии ди Руденц, тоже созданной Доницетти в одноименной опере. Она - самая жесткая, я сказала бы, самая жестокая из всех женских персонажей, рожденных фантазией композитора. И она мне очень нравится. Это мой первый отрицательный персонаж. Многие говорили, будто никак не ожидали, что я возьмусь за эту партию. Мне постоянно расточали комплименты по поводу особенно нежного, поистине ангельского тембра моего голоса. Вся сила ярости, которая заключена в образе Марии, позволила мне показать не только его возможности, но и мой темперамент. Я была на сцене сильной, злой, мстительной. Моим партнером был Лео Нуччи. В какой-то момент я посмотрела на него с такой свирепостью, что бедняга смолк - забыл слова. Потом сказал: "Мамма миа, как ты меня испугала!"

Вообще-то я не злая, но иногда надо испытать это чувство, чтобы знать, что это такое, что значит - быть злой. Трудно изобразить, что испытывает твоя героиня, если сама не испытаешь хотя бы что-то подобное. Мне незнакомы приступы злобы, а вот вспылить я могу. Но сейчас же извинюсь. Мы, женщины, в обыденной жизни часто идем на уступки, многие из нас порой долго и мучительно пытаются соединить, склеить то, что уже обречено. Вот в таких случаях, я думаю, твердая воля и даже некоторая агрессивность просто необходимы - они помогают решить проблему радикально. А вообще я считаю: мы, певцы, находимся в выигрыше, потому что опера, партии, которые мы исполняем и в которые поневоле вживаемся, являются для нас как бы клапаном, помогающим выводить нежелательные эмоции.

Посмотрите, здесь стоит фигурка Марии Стюарт, главной героини одного из шедевров Доницетти. В опере есть сцена яростной ссоры Марии с королевой Елизаветой. И эта сцена - прекрасный повод "снять напряжение", на чем так настаивают современные психологи. Я этим пользуюсь. Мария называет Елизавету выродком, кричит ей в лицо оскорбительные слова. В этот момент любая певица, которая исполняет эту партию, может крикнуть во весь голос: выродок! Имея в виду кого угодно, хоть весь мир. Если, конечно, захочет. Я так вот и поступаю - выплескиваю всю ту ярость, которая во мне время от времени накапливается. Через те роли, которые пришлось играть, я реализовала еще одну мечту - ее с младенческого возраста лелеют многие женщины: стать королевой. В моей коллекции много фигурок королев - столько же "царских" ролей было в моей жизни. Например, Семирамида - главная героиня одноименной оперы Россини. Работа над этим образом - а это была моя вторая встреча с Россини - дала мне очень много, это было незабываемое время. Тем более что вместе со мной в опере пела великолепная Валентина Террани. Вообще должна сказать, что, когда я пою партию королевы, я в самом деле чувствую себя королевой, испытывая при этом огромное удовольствие!"

А вот статуэтка Мими вызывает у Кати улыбку.

"Я пела Мими, а мой партнер, бас, немец по национальности, пел с таким жутким акцентом, что я еле сдерживалась, чтобы не рассмеяться. Наступила сцена смерти моей героини. Чувствую, что дошла до предела, что уже не могу держаться и вот-вот расхохочусь. Шепчу Каррерасу, который пел Рудольфа: "Умоляю, ущипни меня посильнее, чтобы слезы брызнули, а то сейчас случится непоправимое!"

Не было ничего смешного и в опере "Бал-маскарад", где я пела Амелию. Но в один прекрасный момент создалась комическая ситуация - нет, не я чуть не рассмеялась, а публика могла покатиться от хохота. Это случилось в Сан-Франциско, и снова моим партнером был Каррерас. Там есть сцена, когда Амелия преклоняет колена, и в этот момент появляется влюбленный в нее граф Ричард. Он входит, протягивая к ней руки. Амелия, то есть я, должна встать, но тут вдруг чувствую, что моя нижняя юбка начинает соскальзывать, и если я поднимусь, то она упадет на пол - к моему позору. Видя, что я не встаю, Каррерас тихонько спрашивает: "Вам плохо?" Я кое-как поднимаюсь, придерживая платье, и в то время, как он, обращаясь ко мне, поет, а я, то есть Амелия, должна согласно либретто стоять перед ним и слушать - так вот, в это самое время я, уцепившись обеими руками в платье, бегу за кулисы, там стаскиваю с себя злосчастную нижнюю юбку, и снова лечу на сцену - как раз вовремя, чтобы подать свою реплику. Наверное, смотреть на все это было смешно, но для меня это была настоящая трагедия!"

Сейчас Катя Риччарелли готовит новую партию - Федоры в одноименной опере Умберто Джордано, которую ставят в оперном театре Лечче. Художественным руководителем театра является ее муж, Пиппо Баудо. Скоро будет премьера "Федоры". А это значит, что на рояле Кати Риччарелли появится еще одна фигурка.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

ПЕРСОНАЛИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;