Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7280) 21-27 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Гора пошла к Магомету

Ситуация в оперных театрах Европы

По материалам зарубежной прессы подготовила Александра ШИРОКАЯ
Фото из журнала "Ньюсуик"


Новый облик Королевской оперы в Лондоне

Европейские оперные театры переживают невиданный в их истории кризис. Правительственные субсидии на постановки, содержание трупп и помещений сокращаются из года в год. Но главное - публика в зрительных залах редеет и стареет прямо на глазах, молодежь оперой не интересуется, считая ее искусством архаичным, предназначенным для людей непродвинутых. И если власти отвернулись от оперы, а публика в нее не идет, то опера пытается сама идти к публике, как гора к Магомету. И выглядит это порой самым неожиданным образом.

Недавно в Лондоне после ремонта, длившегося четыре года и стоившего 300 миллионов долларов, вновь открылась Королевская опера. Публика, собравшаяся в зале, была потрясена. И отнюдь не роскошными интерьерами театра. Впервые за всю историю этого театра главным почетным гостем на торжестве был не представитель королевского дома, который всегда освящает своим присутствием большие события, а спонсор - глава компании "Ситигруп". Такого унижения Букингемский дворец еще не знал.

В самом помещении театра тоже произошли красноречивые перемены. Уютный и аристократичный краш-бар, где когда-то частенько можно было увидеть принцессу Диану, стал общедоступным заведением. Похожий на лабиринт Флорал-холл превратился в просторное фойе, которое получило имя Альберто Вилара. Этот американец кубинского происхождения, богач и большой поклонник искусства, вложил в ремонт Королевской оперы 17 миллионов долларов, и благодарные, но бедные британцы решили увековечить его имя. Теперь лондонские любители оперы настороженно ожидают, как повлияют вкусы щедрого американца на репертуар театра.

И с такими проблемами сталкиваются все оперные театры Европы от Берлина до Венеции. Берлинская опера, к примеру, получает от государства лишь 80 процентов своего бюджета, Парижская - 61, Лондонская и того меньше - около 40. За океаном ситуация совершенно иная. Так, знаменитая и процветающая Метрополитен-опера в Нью-Йорке получает от правительства... лишь полпроцента необходимых ей средств, а все остальное поступает от частных пожертвователей, корпоративных спонсоров и продажи билетов. Видимо, на такой же путь очень скоро вынуждены будут встать и европейские оперные театры. Уже сегодня, пытаясь выжить, они меняют все - от репертуара до менеджмента. И перед ними встает дилемма: что все-таки предпочесть - повышать цены на билеты или припасть к стопам богатых? Ни тот ни другой вариант в Европе не встречает энтузиазма. Цены на билеты в Королевскую оперу в Лондоне значительно выше, чем на континенте, - от 10 до 120 фунтов. И это дает повод газетам не уставая упрекать ее в элитарности, снобизме и т.д. В то же время многие европейские арт-компании с опаской относятся к спонсорам, полагая, что те захотят за свои деньги иметь то, что им нравится. Английские критики считают, что уже упоминавшийся Альберто Вилар, прямо-таки обожествленный в США за то, что "подарил" Кеннеди-центру в Вашингтоне 50 миллионов долларов, изменит лицо этого прославленного храма искусства.

Ситуацию в Европе осложняет еще и то, что многие европейские столицы имеют несколько оперных театров, претендующих на государственное финансирование. В Лондоне конкурируют Королевская и Национальная оперы. Парижская опера борется за выживание с двумя театрами - Опера де Бастий и Пале Гарнье. В Берлине положение еще сложнее. После объединения страны в этом городе обнаружилось сразу три оперы. Правительство финансировало все учреждения культуры. Но если в течение последних десяти лет оно выделяло на это по 500 миллионов долларов в год, то теперь - по 50. Как говорится, почувствуйте разницу! Министр культуры Германии предложил объединить Немецкую оперу и Штаатсоперу. Директор последней организовал шумную кампанию под лозунгом "Спасем Штаатсоперу!", под которым собрал множество подписей. Дело принимало политическую окраску. Объединить страну оказалось проще, чем два оперных театра. Правительство отступило и выделило дополнительно 1,75 миллиона долларов на поддержание угасающих сил Штаатсоперы.

Вносят свою лепту в эту тяжелую ситуацию и профсоюзы. Осенью прошлого года рабочий персонал Парижской оперы забастовал, и несколько спектаклей пришлось отменить, что не прибавило театру ни денег, ни авторитета. Восстановление венецианского театра Ла Фениче, пять лет назад сгоревшего дотла, парализовано судебными разбирательствами, связанными с нарушением трудовых контрактов. И хотя мэр Венеции публично обещал открыть оперу к началу сезона 2000 года, нет никакой уверенности, что работы завершатся хотя бы к 2003 году. Правда, Ла Фениче времени не теряет и дает спектакли в парке на окраине города, что позволяет жителям близлежащих Падуи, Тревизо и Виченцы свободно приезжать на спектакли (в историческом центре Венеции, изрезанном знаменитыми каналами, как известно, всякое дорожное движение запрещено).

И все же какие-то просветы в тяжелой жизни европейских оперных театров появились. Наиболее преуспела в привлечении в зрительный зал молодежи Опера де Бастий в Париже. Она была открыта в 1989 году как "народная опера", "театр для всех", с самыми доступными ценами на билеты. Репертуар этого театра обширен (в нем 186 названий!) и рассчитан на самые разные вкусы. В результате зал театра каждый вечер полон, а примерно 20 процентов зрителей - это провинциалы, приезжающие на спектакль за сто и более километров от Парижа. Зритель театра молодеет: если в 1997 году его средний возраст был 49 лет, то теперь - 45.

Лондонская королевская опера пытается повторить этот успех, и у нее есть свои идеи, как привлечь публику в зрительный зал. Предполагается расширить репертуар, и прежде всего за счет экспериментальных постановок, устраивать дневные спектакли для школьников, снизить цены на билеты. Кстати, недавно одна из лондонских газет заявила, что сегодня билет на "Турандот" в Королевскую оперу стоит дешевле, чем на футбольный матч профессионалов. Та же газета провела любопытный эксперимент: отправила одного футбольного фаната в оперу, а потом опубликовала его впечатления от необычного для него зрелища. Оказывается, публика в опере не такая, как на стадионе, музыка фанату понравилась, а вот принцесса Турандот его просто потрясла: идея отрубать голову претенденту на ее руку, не отгадавшему загадку, показалась ему просто бесчеловечной. "Наши англичанки, - сказал любитель футбола, - гораздо снисходительнее к глупости мужчин". Любители оперы вздохнули с облегчением: футбольный болельщик, впервые переступивший порог оперного театра, по крайней мере понял сюжет и не остался к нему равнодушным. Значит, для оперы в сегодняшнем мире еще не все потеряно!

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

ПЕРСОНАЛИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;