Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7280) 21-27 июня 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираГора пошла к МагометуСитуация в оперных театрах Европы По материалам зарубежной прессы подготовила Александра ШИРОКАЯ
Европейские оперные театры переживают невиданный в их истории кризис. Правительственные субсидии на постановки, содержание трупп и помещений сокращаются из года в год. Но главное - публика в зрительных залах редеет и стареет прямо на глазах, молодежь оперой не интересуется, считая ее искусством архаичным, предназначенным для людей непродвинутых. И если власти отвернулись от оперы, а публика в нее не идет, то опера пытается сама идти к публике, как гора к Магомету. И выглядит это порой самым неожиданным образом. Недавно в Лондоне после ремонта, длившегося четыре года и стоившего 300 миллионов долларов, вновь открылась Королевская опера. Публика, собравшаяся в зале, была потрясена. И отнюдь не роскошными интерьерами театра. Впервые за всю историю этого театра главным почетным гостем на торжестве был не представитель королевского дома, который всегда освящает своим присутствием большие события, а спонсор - глава компании "Ситигруп". Такого унижения Букингемский дворец еще не знал. В самом помещении театра тоже произошли красноречивые перемены. Уютный и аристократичный краш-бар, где когда-то частенько можно было увидеть принцессу Диану, стал общедоступным заведением. Похожий на лабиринт Флорал-холл превратился в просторное фойе, которое получило имя Альберто Вилара. Этот американец кубинского происхождения, богач и большой поклонник искусства, вложил в ремонт Королевской оперы 17 миллионов долларов, и благодарные, но бедные британцы решили увековечить его имя. Теперь лондонские любители оперы настороженно ожидают, как повлияют вкусы щедрого американца на репертуар театра. И с такими проблемами сталкиваются все оперные театры Европы от Берлина до Венеции. Берлинская опера, к примеру, получает от государства лишь 80 процентов своего бюджета, Парижская - 61, Лондонская и того меньше - около 40. За океаном ситуация совершенно иная. Так, знаменитая и процветающая Метрополитен-опера в Нью-Йорке получает от правительства... лишь полпроцента необходимых ей средств, а все остальное поступает от частных пожертвователей, корпоративных спонсоров и продажи билетов. Видимо, на такой же путь очень скоро вынуждены будут встать и европейские оперные театры. Уже сегодня, пытаясь выжить, они меняют все - от репертуара до менеджмента. И перед ними встает дилемма: что все-таки предпочесть - повышать цены на билеты или припасть к стопам богатых? Ни тот ни другой вариант в Европе не встречает энтузиазма. Цены на билеты в Королевскую оперу в Лондоне значительно выше, чем на континенте, - от 10 до 120 фунтов. И это дает повод газетам не уставая упрекать ее в элитарности, снобизме и т.д. В то же время многие европейские арт-компании с опаской относятся к спонсорам, полагая, что те захотят за свои деньги иметь то, что им нравится. Английские критики считают, что уже упоминавшийся Альберто Вилар, прямо-таки обожествленный в США за то, что "подарил" Кеннеди-центру в Вашингтоне 50 миллионов долларов, изменит лицо этого прославленного храма искусства. Ситуацию в Европе осложняет еще и то, что многие европейские столицы имеют несколько оперных театров, претендующих на государственное финансирование. В Лондоне конкурируют Королевская и Национальная оперы. Парижская опера борется за выживание с двумя театрами - Опера де Бастий и Пале Гарнье. В Берлине положение еще сложнее. После объединения страны в этом городе обнаружилось сразу три оперы. Правительство финансировало все учреждения культуры. Но если в течение последних десяти лет оно выделяло на это по 500 миллионов долларов в год, то теперь - по 50. Как говорится, почувствуйте разницу! Министр культуры Германии предложил объединить Немецкую оперу и Штаатсоперу. Директор последней организовал шумную кампанию под лозунгом "Спасем Штаатсоперу!", под которым собрал множество подписей. Дело принимало политическую окраску. Объединить страну оказалось проще, чем два оперных театра. Правительство отступило и выделило дополнительно 1,75 миллиона долларов на поддержание угасающих сил Штаатсоперы. Вносят свою лепту в эту тяжелую ситуацию и профсоюзы. Осенью прошлого года рабочий персонал Парижской оперы забастовал, и несколько спектаклей пришлось отменить, что не прибавило театру ни денег, ни авторитета. Восстановление венецианского театра Ла Фениче, пять лет назад сгоревшего дотла, парализовано судебными разбирательствами, связанными с нарушением трудовых контрактов. И хотя мэр Венеции публично обещал открыть оперу к началу сезона 2000 года, нет никакой уверенности, что работы завершатся хотя бы к 2003 году. Правда, Ла Фениче времени не теряет и дает спектакли в парке на окраине города, что позволяет жителям близлежащих Падуи, Тревизо и Виченцы свободно приезжать на спектакли (в историческом центре Венеции, изрезанном знаменитыми каналами, как известно, всякое дорожное движение запрещено). И все же какие-то просветы в тяжелой жизни европейских оперных театров появились. Наиболее преуспела в привлечении в зрительный зал молодежи Опера де Бастий в Париже. Она была открыта в 1989 году как "народная опера", "театр для всех", с самыми доступными ценами на билеты. Репертуар этого театра обширен (в нем 186 названий!) и рассчитан на самые разные вкусы. В результате зал театра каждый вечер полон, а примерно 20 процентов зрителей - это провинциалы, приезжающие на спектакль за сто и более километров от Парижа. Зритель театра молодеет: если в 1997 году его средний возраст был 49 лет, то теперь - 45. Лондонская королевская опера пытается повторить этот успех, и у нее есть свои идеи, как привлечь публику в зрительный зал. Предполагается расширить репертуар, и прежде всего за счет экспериментальных постановок, устраивать дневные спектакли для школьников, снизить цены на билеты. Кстати, недавно одна из лондонских газет заявила, что сегодня билет на "Турандот" в Королевскую оперу стоит дешевле, чем на футбольный матч профессионалов. Та же газета провела любопытный эксперимент: отправила одного футбольного фаната в оперу, а потом опубликовала его впечатления от необычного для него зрелища. Оказывается, публика в опере не такая, как на стадионе, музыка фанату понравилась, а вот принцесса Турандот его просто потрясла: идея отрубать голову претенденту на ее руку, не отгадавшему загадку, показалась ему просто бесчеловечной. "Наши англичанки, - сказал любитель футбола, - гораздо снисходительнее к глупости мужчин". Любители оперы вздохнули с облегчением: футбольный болельщик, впервые переступивший порог оперного театра, по крайней мере понял сюжет и не остался к нему равнодушным. Значит, для оперы в сегодняшнем мире еще не все потеряно! Также в рубрике:
|