Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7280) 21-27 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Военный фотопарад

Выставка работ Александра Устинова

Жанна ВАСИЛЬЕВА


Огонь по вражеским танкам. Польша. 1944 г.

Ну какая же она неизвестная, скажете вы, если все военные фотографии Александра Устинова, собранные на только что открывшейся выставке в Фотоцентре на Гоголевском бульваре, организованной Союзом фотохудожников России, уже давным-давно печатались в "Правде"? Счастье улыбнулось Устинову в начале июня 1941 года - его, 32-летнего фотографа, имевшего за плечами операторский факультет, взяли на работу в "Правду". Меньше чем через две недели счастье фотокора главной газеты страны развернуло перед ним полный спектр возможностей - больше восьми фронтов за четыре года войны плюс съемка во время партизанских рейдов в брянских и украинских лесах, его ждало пол-России и пол-Европы плюс встреча с американцами на Эльбе. Снимай - если останешься жив. Ему повезло - он остался жив.

Враги сожгли родную хату. Орел. Август. 1943 г.

Он снимал там, где, вообще-то говоря, трудно заставить себя приподнять вжатое в снег тело, просто открыть глаза, не говоря уж о том, чтобы выстраивать композицию кадра. Камера фиксировала то, что глаз не мог осознать. То есть осознавал - потом, когда он ставил подпись под фотографией "Пехота идет в атаку". И дата - декабрь 1941-го. Но в момент съемки белая земля шла из-под ног резко вверх, так что горизонт оказывался совсем высоко - над ним только узкая полоса черного неба в клубах разрывов. Земля вставала дыбом, круглилась, как на картинах Петрова-Водкина. И одновременно горизонт оказывался совсем близко, просто рукой подать - он был концом того склона, до которого уже дополз тот, кто машет рукой, и на котором уже нет ни кустика, к которому тащат пулемет эти двое солдат, упираясь локтями и коленями в мерзлую землю... Его фотоаппарат снимал черную линию склона, который был границей неба и земли, и еще - границей жизни и смерти. Эта граница, невидимая в обычной жизни, здесь обретала четкость и становилась конкретной и близкой, как привычный среднерусский пейзаж перед объективом.

Самолеты на бомбежку. Брянский фронт. Август. 1943

Вообще-то вряд ли Александр Устинов ставил перед собой такие задачи - показать, дескать, весомо, грубо, зримо моменты между жизнью и смертью, границы небытия и прочие заморочки, которые стали любимыми темами размышления к концу века (минувшего). Тогда век был в разгаре. И задачи были так же конкретны, как зенитки на крышах, как толстенные раздутые сосиски аэростатов на московской площади. Задача была - поднять дух, внушить оптимизм и доказать, что есть еще порох в пороховницах. Насколько она была актуальной 16 октября 1941 года, когда в Москве была паника, когда город пустел на глазах и ветер носил по площадям обрывки сгоревших бумаг и документов, читайте в учебниках истории или спрашивайте бабушек. И потому 19 октября в "Правде" появляется снимок Устинова - "Москвичи роют противотанковые рвы". Снимок должен был показывать, что танки не пройдут, что враг будет остановлен.

Добровольцы в Октябрьском райвоенкомате в первый день мобилизации в Красную Армию. 23 июня 1941 г.

Сегодня при виде его сердце сжимается от ужаса: мерзлую землю долбят лопатами городские тетеньки, закутанные в платки, мальчишки, мужиков можно сосчитать по пальцам. Из всей техники - одинокий грузовик на далеком шоссе. 24 октября ободряющий снимок в "Правде" показывал уже "Строительство противотанковых заграждений на Большой Калужской". Настоящие заграждения, в несколько рядов - укрепления с мешками с песком, ежи, ров на переднем плане почти весь в тумане. Граница - вот она, дома почти. И туман - как знак неопределенности, зыбкости перехода между жизнью и смертью.

Ленинградский музыкант Д.П.Петров - бесстрашный разведчик. Ему помогает 12-летний сын полка Саша Попов. Волховский фронт. Сентябрь. 1941 г.

Фотографии все же обладают чудесной способностью сохранять ауру времени. Достаточно вглядеться в снимки Устинова, собранные сегодня в Фотоцентре, чтобы ощутить эти тревогу, решимость, жертвенность и напряжение, разлитые в воздухе московской осени 1941 года. И еще раз понять, какими они были - те, кому мы в общем-то обязаны страной. Живой, спасенной страной. На выставке можно поближе рассмотреть знаменитую, обошедшую агентства всего мира фотографию парада 7 ноября. Для большинства из тех, кто оказался в тот день перед объективом, это последняя Фотография в жизни. Естественно, безымянная. И им было не до позирования. Как их командирам - не до ранжиру и не до строгого соблюдения формы. Они идут в телогрейках и валенках, в шинелях и сапогах, кто-то - в овчине, маленький мужичок в ушанке идет рядом с высоким соседом. Они не знают, что впереди у них победа. Они знают, что скорее всего у них лично впереди смерть. Но об этом лучше не думать. Потому что речь не идет о них лично. Речь идет о гораздо большем, что им недосуг формулировать. Но очевидно, что без выбора, который сделал для себя каждый из этих маленьких плохо вооруженных людей, граница смерти не была бы отодвинута - сначала от Москвы, потом - от страны.

Встреча первых американских солдат на переправе через Эльбу. 25 апреля 1945 г.

Устинов просто делает свою работу. И он делает ее хорошо, очень хорошо. Поэтому тут можно увидеть удивительный снимок, сделанный в Берлине 1945 года. "Русские возвращаются из плена". Пленные - это три женщины, что идут, плача навзрыд, опустив глаза, с зажатыми лицами, прямо на фотографа. Кажется, они не очень понимают, куда идут, точнее - куда их ведут. И кажется, они боятся родных освободителей. В руках у них - пожитки, завязанные в узел. Сбоку - солдат с винтовкой. С другой стороны - у машины - тоже солдаты. Один обернулся прямо на фотографа - и кажется, очень недоволен, что тот снимает. Развязка одной драмы, похоже, плавно перетекает в начало другой. В одном снимке - лицо судьбы, вместившее знание о прошлом и будущем, судьбы, запросто перемоловшей жизнь маленьких людей, не героев, обычных людей.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;