Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 26 (7137) 16 - 22 июля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаИгра в кости-2Марина КОЛДОБСКАЯ Наши мертвые - как часовые
В. Высоцкий 17 июля в Петропавловском соборе найдут последний (будем надеяться, что последний) покой останки семьи последнего российского императора Николая Романова с семьей. Если верить Пушкину, верный признак русского патриотизма - "любовь к отеческим гробам", и ажиотаж вокруг царских костей надо понимать именно как попытку найти, наконец, формулу этой любви. И очертить тем самым границы "родного пепелища". За право считать "своим" пепелище Российской Империи спорили многие. Прежде всего, конечно, Президент Ельцин - как ее правопреемник. Законный или незаконный - вопрос деликатный, но именно поэтому Борису Николаевичу особенно хотелось придать похоронам статус официального государственного мероприятия в духе Примирения и Согласия (об этом наша газета писала неоднократно. В частности, "Игра в кости", N 8, 05.03.98 ). Похоронить Романовых по-царски и быть на этом скорбном торжестве главным - значит лишний раз откреститься от коммунистического прошлого, польстить тем, кто видит в Российской Империи утерянный земной рай. А таких нынче много - говорить о "свинцовых мерзостях" царской России, из-за которых произошла заварушка в 17-м году, нынче немодно. (В сущности, это вполне большевистские иллюзии, с той только разницей, что большевики видели счастье впереди, в будущем, а нынешние патриоты-монархисты - в прошлом).Другим главным претендентом на право распоряжаться романовскими останками стала РПЦ, которая никак не могла согласиться с тем, чтобы светская власть перехватила у нее царственных мучеников. Изрядно потрепав чиновникам нервы вопросом "А те ли кости?", высшие иерархи в итоге решили в церемонии не участвовать. Почему - на этот счет злопыхатели выдвигали разные версии. Политическая: предполагается, что Священный Синод решил на всякий случай дистанцироваться от нынешнего режима (власти, знаете ли, приходят и уходят, а Церковь остается, и со следующими властями, кем бы они ни были, тоже придется как-то ладить). Прозаическая: якобы цена, которую РПЦ запросила за Примирение и Согласие, оказалась неприемлема для Президента. Есть и романтическая: синод на самом деле не поверил, что кости - царские. В итоге официальное предложение РПЦ - похоронить находку Гелия Рябова просто как жертв террора и воздвигнуть на могиле памятную часовню. Лично мне эта идея кажется по-человечески самой правильной: почему, собственно, царя жальче, чем других? Но для Бориса Ельцина это был чувствительный удар: слияния нации в экстазе всепрощения не будет. Идеологический спор осложнился географическим: за царские кости спорили три столицы: первопрестольная, культурная и уральская. Помимо естественного желания заполучить туристскую достопримечательность, тут сказались и политические амбиции регионалов (которые в ближайшем будущем станут, видимо, главной интригой в политической жизни страны). Эдуард Россель, надо сказать, выглядел не слишком серьезно. Он публично высчитывал, сколько процентов царских останков (90, кажется) уже превратилось безвозвратно в уральскую землю, и пытался состязаться в политическом арм-рестлинге с Борисом Ельциным. Результат известен: не бывать пока Екатеринбургу столицей Евразии. Юрию Лужкову в споре пришлось, пожалуй, труднее всех. С исторической точки зрения, первопрестольная - вполне подходящее место для захоронения бывшего царя: в Архангельском соборе Кремля упокоились его предки и предшественники. Но дело осложнилось: во-первых, ревность Президента к московскому мэру общеизвестна. Во-вторых, в трехстах метрах от собора на Красной площади лежит незахороненное тело В.Ульянова (Ленина). Ельцину, как мы помним, мечталось решить проблему одним пакетом: Ленина вытащить со святого места и закопать, Романовых откопать и в святое место водворить. Но "разобраться" с телом Ленина решительно не получилось. А в условиях этого места и времени совершенно ясно - или убитый, или убийца. У нас, конечно, политический постмодернизм, но не до такой же степени. Так что выиграл спор питерский губернатор Яковлев, который держался скромно, политических амбиций не выказывал, а по-пионерски рапортовал, что он всегда готов. В итоге все-таки получилось что-то вроде Примирения и Согласия: Москве - Ильич, Питеру - Николай. Москва, таким образом, как бы наследует Советской России, Петербург - царской. (Что лучше, сказать не берусь: хрен редьки не слаще). В целом решение мудрое: Петербург - это красиво, прилично и политически нейтрально. В призрачных классицистических декорациях "северной столицы" вся эта суета с костями сама собой перетечет из области грязной политики в область чистой эстетики, скандал превратится в ритуал. Есть тут момент, на который ни пресса, ни официальные идеологи внимания не обратили. В споре о похоронах Николай Второй трактовался именно как самодержец, а вовсе не как гражданин Романов. Эту версию подтверждает решение Госкомиссии похоронить прах Романовых в Петропавловском соборе - традиционной усыпальнице российских императоров. Таким образом, отменяется не только большевистский террор, но и результаты февральской революции (о ней и публика, и правительство, похоже, начисто забыли). А это, если вдуматься, означает, что страна, в которой мы живем, неявно признается монархией, а вовсе не республикой. Наблюдательного человека это, впрочем, не удивит. Надо сказать, что мирных обывателей от этой малоприличной возни с костями подташнивало - и от политической торговли, и от потуг сделать из них национальную святыню. "Ах, да сделайте с ними что угодно, только дайте им, наконец, покой! Уберите с глаз долой!" Ну вот убрали - затяжной политический скандал кончился банальным светским мероприятием, даже не слишком помпезным. Петербург получил еще одну туристскую достопримечательность. Россия не получила ни Примирения, ни Согласия. И это хорошо, потому что в общественной жизни нет ничего вреднее, чем иллюзии. Также в рубрике:
|