Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7298) 25 - 31 октября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаОтмена "пятого пункта"В Москве прошел IV (ХVIII) съезд СТД РФ Ирина АЛПАТОВА
IV съезд Союза театральных деятелей начался весьма традиционно, по заранее выработанному регламенту. Места в президиуме заняли "три Ленина" - Кирилл Лавров, председатель Международной конфедерации театральных союзов; Михаил Ульянов, первый председатель СТД, и Александр Калягин, его нынешний руководитель. Как водится, ознакомили собравшихся с количественным и региональным составом делегатов. Представили высоких гостей - министра культуры России М.Швыдкого и вице-премьера Правительства Москвы Л.Швецову. Зачитали приветствие съезду от Президента В.Путина. Почтили минутой молчания память ушедших из жизни мастеров театра. Объявили съезд открытым и дружно встали под звуки российского гимна.
М.Ульянов, оставшийся почетным председателем союза, в своем небольшом, но, как всегда, ярком и эмоциональном выступлении попытался охарактеризовать нынешнее состояние отечественного театра и наметить перспективы его развития. Выступление это, прямо скажем, было далеко от оптимизма. По мнению Ульянова, главная сегодняшняя проблема - справиться с явными потерями, которые понес российский театр. Среди потерь Ульянов назвал разрушение веры в ценность человеческой личности и жизни вообще. Стертость, обезличенность, похожесть, возведенные в принцип, в том числе и на театральных подмостках. Утрату театром его места в культурной жизни страны. Снижение роли режиссера, который стал "поденщиком". Обесценивание актерской индивидуальности. Повсеместное внедрение принципов шоу-бизнеса. "Всеобщая коммерциализация сознания, - сказал Ульянов, - способна привести к большим бедам. И если сегодня не найдутся донкихоты, способные на борьбу с ветряными мельницами, нас ждет одичание". Именно союзу надлежит дать этим процессам трезвую оценку.
Куда более оптимистично, как водится, звучали выступления представителей власти. Так, М.Швыдкой отметил, что в последнее десятилетие в России сложился беспрецедентный тип отношений государства и культуры. Впервые государство, финансируя культуру, ничего не требует взамен. Кроме одного - чтобы культура как таковая в стране все-таки существовала. Он сообщил о предполагаемом повышении с 1 декабря зарплаты бюджетникам примерно в два раза. Ознакомил с работой правительства над новым Кодексом законов о труде, Основами законодательства о культуре, перспективой введения контрактной системы. Отметил при этом достойные партнерские отношения СТД и Министерства культуры. Л.Швецова подчеркнула, что СТД является инициатором многих полезных дел, благотворительных акций, а голос его председателя А.Калягина постоянно звучит в кабинетах Московского правительства. Выработана совместная программа деятельности СТД и столичного правительства, включающая в себя социальную поддержку театральных работников, репертуарные госзаказы, помощь в организации гастролей и в сфере развития театра для детей.
Доклад А.Калягина о проделанной за отчетный период работе и отчет Центральной контрольно-ревизионной комиссии подвели черту под официальным началом съезда. Казалось, что и дальше все будет продолжаться спокойно и продуктивно. Делегатам предстояло проголосовать за новый Устав СТД. По заверениям сотрудников центрального аппарата, работа над текстом устава началась за полтора года до съезда. В каждое региональное отделение был выслан проект устава. В центре ждали конкретных предложений по его уточнению и доработке. Эта деятельность велась в течение нескольких месяцев, после чего каждому делегату был выслан именной конверт с окончательным текстом документа. Предполагалось, что к началу работы съезда с ним ознакомится каждый. Ведущий заседание Н.Буров, председатель Санкт-Петербургского отделения СТД, предложил поставить вопрос на голосование. Совершенно не ожидая, какую внезапную бурю эмоций это вызовет. Больной абсолютно здоров
Строго официальная пьеса тут же закончилась, дальнейшее действо протекало в лучших традициях "дикой" российской антрепризы, где режиссура отсутствует, тексты ролей импровизируются по ходу, а каждый исполнитель не слышит партнера. Оказалось, что устав, во-первых, мало кто читал. Во-вторых, если читал, то не понял. В-третьих, если и понял, то неправильно. У включенных микрофонов тут же выстроилась нервная очередь желающих подискутировать. Камнем преткновения стал так называемый "пятый пункт" устава, а лейтмотивом выступлений: что такое означенное в нем слово "исполком" и как с ним бороться. Но тут к микрофону подошел Сергей Юрский. Он так определил интонацию съезда: "Больной абсолютно здоров". Сам того не ожидая, Юрский переменил "мизансцену". Он обратил внимание на то, что вся полемика происходит в зале, а восседающий на сцене президиум пребывает в роли зрителя. Последующие ораторы пошли на трибуну. Это обстоятельство на время отбросило краеугольный вопрос о "пятом пункте". Речи с высокой трибуны утратили конкретный смысл и приобрели обобщенно-возвышенный характер. Как это уже случалось в последние годы на "Славянском базаре"-97, Всероссийском театральном форуме 1999 года и других подобных мероприятиях, делегаты нынешнего съезда строили свои выступления по отработанному принципу: у кого что болит, тот о том и говорит. Наболевшие проблемы, кстати, оказались на удивление стабильными: контрактная система, противостояние стационарного театра антрепризе, помощь региональным и национальным театрам, состояние молодой режиссуры и театрального образования, распад гастрольной системы, материально-бытовая неустроенность работников театра. Марк Захаров озаботился малым количеством "дельцов" на театральном фронте, то есть юристов и экономистов-профессионалов. Михаил Козаков - отсутствием "свободных площадок" для антрепризы. Юрий Соломин - сокращением бесплатного медицинского обслуживания для членов СТД. Режиссер из Петербурга А.Белинский говорил о преступном разрыве телевидения и театра, о безнравственной сути фестивалей, которые похожи на спортивные соревнования. Его земляк, директор фестиваля "Балтийский дом" и одноименного театра С.Шуб, напротив, отстаивал фестивальный "спорт" как реальную картину театрального процесса. Случались и нервно-эмоциональные всплески. Личные и творческие обиды заставили режиссера И.Райхельгауза заявить, что он не доверяет ни Калягину, ни проводимой СТД политике. Аргументы: не защищены авторские права; на съезд не допущены многие известные театральные деятели и сотрудники аппарата; Калягин, став председателем, тут же открыл свой Театр "Et Сetera" (справедливости ради стоит отметить, что Райхельгауз, никогда не занимавший этого поста, тоже имеет "Школу современной пьесы"); на стоянке у СТД негде поставить свою машину; существует какой-то "фонд Калягина", занимающийся недвижимостью, и т.д. В адрес председателя прозвучала даже весьма недвусмысленная фраза: "Человек, взявший мелочь из кармана, способен украсть и пальто". В общем, если руководство союза останется неизменным, Райхельгауз пообещал выбросить свой членский билет. На защиту председателя и союза тут же бросились другие делегаты, среди которых можно назвать Л.Шатохина (Ростов-на-Дону) и С.Врагову. Последняя настаивала на особой "аурической" атмосфере, которая должна царить на подобных мероприятиях, дабы не случились эмоциональные срывы. Нас не пугают, но нам страшноПогребенный было под спудом других проблем "пятый пункт" нового устава, однако, вновь всплыл на поверхность. В адрес президиума поступила записка с просьбой разъяснить его содержание. Испугало само казенное слово "исполком" - как бы новая структура аппарата СТД, предложенная в проекте устава. На самом-то деле ничего принципиально новаторского в этой структуре нет. Раньше в аппарате СТД было несколько замов председателя по различным сферам деятельности: экономической, социальной, творческой. Они подчинялись непосредственно председателю и, в свою очередь, руководили работой соответствующих кабинетов союза. Решение преобразовать группу замов в некий исполком было, как разъяснил с трибуны зампред СТД Г.Смирнов, продиктовано желанием ограничить абсолютную власть над ними председателя. Исполком планировали подчинить секретариату как органу выборному и демократическому. Однако в разговоре с людьми театра надо, видимо, очень осторожно выбирать формулировки. Слова о привлечении в исполком профессиональных специалистов, " не обязательно членов СТД", сыграли роль "бомбы". Творческое воображение делегатов тут же нарисовало крутых дельцов, вторгающихся в традиционные кабинеты союза и изгоняющих оттуда специалистов-театроведов. На деле, по-видимому, никто и не собирался избавляться от театральных людей в аппарате. Речь шла о переподчинении их секретариату и о привлечении к работе некоторого количества специалистов по экономике и праву, которые могли бы принести реальную пользу СТД в жестких условиях рынка. По "пятому пункту" собрали согласительную комиссию, в которую вошли все выступавшие на съезде противники исполкома. Как доложил на следующий день артист А.Толубеев, заседание комиссии прошло на редкость "согласительно". Не нравится исполком? Не будет исполкома! Все останется, как было: председатель - секретариат - аппарат СТД (то есть профильные кабинеты). Коль скоро сообщество испугалось того, что на самом деле не страшно, то повод для испуга тут же был вырван с корнем. Большинство делегатов так и не поняли, из-за чего разгорелся было сыр-бор. Может, оно и к лучшему. Спокойно, товарищи, все - по местамОднако прозвучали на съезде и действительно тревожные сообщения, не столь, правда, интересные любителям аппаратных бурь. Художественный руководитель Марийского национального театра В.Пектеев сообщил, что президент Республики Марий-Эл готовит постановление о ликвидации его театра, открывшего ныне свой 82-й сезон, а также местного ТЮЗа. На руинах двух коллективов власти планируют создать некий третий театральный организм. Съезд подготовил письмо в поддержку марийских театров на имя вице-премьера Правительства РФ В.Матвиенко. К середине второго дня съезда и сама В.Матвиенко вышла на трибуну. Она поддержала стремление нынешнего руководства СТД решать свои вопросы на федеральном уровне, в союзе с государством. Отметила также, что с А.Калягиным правительству не живется спокойно - много требует, часто критикует. Более очевидной оценки дееспособности председателя и Секретариата СТД трудно было ожидать. Нескрываемая симпатия В.Матвиенко к руководству союза окончательно подвела оценочную черту. Тем более что перед выступлением вице-премьера съезд уже проголосовал свою оценку: признать работу секретариата удовлетворительной. Признали с одним голосом "против". Ситуация почти ильфопетровская. "Кто против? - спрашивал Остап Бендер своих подельников. - Паниковский? Единогласно". Съезд также постановил продолжить диалог с правительством по вопросам льгот для театров и союза, средств на восстановление домов ветеранов сцены. Кроме того, изыскать помещение для библиотеки СТД на время ремонта ее здания; увеличить объем средств, отпускаемых на издание театральных журналов, на творческие командировки для актеров, режиссеров и критиков; наметить ряд мероприятий в поддержку национальных театров и русских театров в странах ближнего зарубежья. Съезд выдвинул две кандидатуры на пост председателя СТД: А.Калягина и М.Эскину, бессменного директора Центрального дома актера им. А.А.Яблочкиной. По итогам голосования кандидатура А.Калягина (131 голос) одержала перевес над кандидатурой М.Эскиной (69 голосов). Всего в урны было опущено 205 бюллетеней, 5 из которых оказались недействительными. Также в рубрике:
|