Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 41 (7298) 25 - 31 октября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Одна неделяКто не с нами, тот против насВыставка в Центральном музее современной истории России Евг.ВАСИЛЬЕВ Необычность этой выставки состоит в том, что история нашей страны в такой сложный период - 1917 - 1932 годы - в документах, плакатах, в прикладном искусстве, в художественных тканях, исторических раритетах представлена не в приглаженном, отредактированном, отцензурованном виде, а такой, какой она была. Смотри, думай, сопоставляй, размышляй, и столь идеологически-направляющее название "Кто не с нами, тот против нас" тому не помеха, не грозный окрик, а скорее напоминание об основополагающем лозунге того времени. Кстати, как это ни парадоксально, но именно 1917 - 1932 годы были наиболее либеральными в развитии литературы и искусства. Существовало множество союзов, объединений, обществ и иных творческих организаций - от пролетарских до так называемых мелкобуржуазных, самых различных литературных и художественных течений и направлений. Только в конце двадцатых - начале тридцатых годов начали "закручивать гайки", объединять все общества и группы в единый централизованный орган под присмотром НКВД. А еще выставка привлекает высоким художественным уровнем изобразительного, плакатного и прикладного творчества, именами выдающихся художников. Особенно в разделе знаменитого "агитационного фарфора" - уникального явления в мировой художественной практике. Инициатором этого нового дела стал художественный руководитель Государственного фарфорового (бывшего Императорского) завода имени М.В.Ломоносова в Петрограде Сергей Чехонин, блестящий график, миниатюрист и фарфорист. Он выявил новые "общественно-политические" возможности материала в повседневной, бытовой жизни каждого человека. Собрал молодых талантливых художников - Наталью и Елену Данько, Михаила Адамовича, Натана Альтмана, Бориса Кустодиева, Казимира Малевича, Николая Суетина... И появилась серия необычных произведений - расписных блюд и тарелок. Одну из них Чехонин назвал "Кто не с нами, тот против нас", она стала как бы символом, образом выставки. Названия других тарелок с соответствующими изображениями говорят сами за себя: "Борьба родит героев", "Победа трудящихся 25 октября", "Красный гений" (изображен на фоне золотых лучей красный всадник с факелом и ружьем в руках), "Мы зажжем мир огнем III Интернационала", "Красногвардеец", "Работницы, вышивающие знамя". На некоторых блюдах были изображения Ленина и других вождей революции и мирового пролетариата. Темами, например, Натальи Данько были люди улицы: мужчины, женщины, матросы, солдаты. Ее работы "Партизаны в походе", "Матрос со знаменем", "Милиционерка", "Работница, говорящая речь" представлены в экспозиции. Теперь можно по-разному относиться к темам "агитационного фарфора", его изображениям и призывам, но несомненными остаются его искренний стиль, высокое художественное качество. Эти достоинства в полной мере относятся и к плакатному творчеству тех лет, также явлению совершенно неповторимому в отечественном искусстве. Возьмем, хотя бы широко известные "Окна РОСТА", над которыми работали многие замечательные поэты и художники - В.Маяковский, М.Черемных, В.Лебедев, В.Козлинский, В.Дени, Д.Моор, А.Апсит и другие. Традиции этих "Окон" стали основополагающими для всего советского плакатного искусства. И еще одна привлекательная черта художественной части выставки - предельная общедоступность изобразительного языка для самых широких масс народа. Также в рубрике:
|