Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7298) 25 - 31 октября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Хочу жить - поэтому живу...

Неюбилейная Мариам Асламазян

Александр МИЧРИ


"Я и Еран в зеркале". 1939 г.

В ранней юности в документах Мариам Аршаковны Асламазян произошла какая-то путаница, и ее "омолодили" на целый год. Поэтому фактически ей скоро исполняется 95 лет. Юбилей - не юбилей. Впрочем, статья не претендует на юбилейность - она дань огромного уважения и преклонения перед ярким незаурядным талантом народного художника СССР и народного художника Армении Мариам Асламазян, который не подвластен времени и не нуждается в каких-либо юбилейных или иных привязках.

В детстве Мариам Аршаковна мечтала стать врачом и всячески готовила себя к этой профессии. Попутно обучалась в художественной школе в своем родном Ленин-

акане. Увлеклась живописью. Долгое время находилась на распутье. И когда подслушала мнения своих учителей, что у нее несомненный живописный дар, все сомнения кончились. Живопись стала ее жизнью, ее судьбой. Она поступает в Ереванское художественно-промышленное училище, а в 1928 году поступила в московский Вхутеин. Но вскоре ее оттуда исключают как "социально чуждый элемент" - ее отец когда-то владел мельницей. Хождения по многочисленным чиновничьим кабинетам ничего не дали. "Спасла меня Крупская", - вспоминает Мариам Аршаковна. Какими-то почти нелегальными путями она добилась приема, была внимательно выслушана - и все проблемы сразу же были решены. Ей даже выдали стипендию. Потом, уже в Ленинграде, в Институте пролетарского изобразительного искусства, она окончила аспирантуру.

"Развалины церкви Артаваздик". 1956 г.

Среди ее учителей были выдающиеся художники - К. Петров-Водкин, А.Древин, Н.Удальцова, В.Фаворский, С.Герасимов, А.Гончаров... Но они выучили ее основам мастерства, не оказав существенного влияния на формирование стилистики и живописного языка. Источником же ее вдохновения была Армения. "Я люблю свою Армению, - говорила она, - ее природу, ее воздух, ее музыку, ее людей. Меня часто упрекают, что я изображаю Армению слишком красочно. Но я вижу свою страну именно такой - звучной, светоносной, радостной".

Поэтому своим истинным учителем она считает Мартироса Сарьяна, хотя непосредственно у него не училась. "В полотнах Сарьяна, - утверждает Мариам Аршаковна, - было живое чувство красоты мира... Я объездила всю Армению и увидела, что Сарьян очень правдив, что он изображает нашу страну такой яркой, такой красивой. Я вижу ее такой же. Этому я научилась у Сарьяна".

Учиться у Сарьяна ей было легко и естественно, ибо она была прирожденным, как говорится, от Бога, живописцем. Жила, мыслила и чувствовала цветом, цветом и в цвете воспринимала мир. Ярким, мощным, темпераментным и всеобъемлющим цветом. Общепринятые живописные каноны ей мешали, она рвалась на простор, чтобы выразить ширь и глубину человеческих чувств, настроений и ощущений, которые ее переполняли. Переполняли радостью, светозарностью, праздничностью.

Она воспевала красоту и гармонию жизни, почему, быть может, она и не в "моде" в наше смутное, тревожное и переломное время. Но она современна в самом высоком и вневременном смысле. У нее почти нет грустных, драматических сюжетов. Разве только о Великой Отечественной войне она написала скорбное "Письмо с фронта". Но в эти же военные годы создает такие жизнерадостные полотна, как "Возвращение героя", "Песня героя", "Свадьба героя", яркие и сочные цветовые натюрморты.

Но, конечно же, Мариам Асламазян не замыкалась в своем творчестве только на Армении. Она много ездила по Советскому Союзу. Вспомним хотя бы ее роскошные "Русские натюрморты" или "Сказочный хоровод". Посетила Мариам Асламазян и многие другие страны. Особенно она любит Восток. Рассказывает: "Восток более всего близок моему творчеству. С него начиналась человеческая цивилизация, человеческая культура. И на Востоке более всего сохранились истинные народные корни, народные традиции и обычаи. Европейские же страны, США меня совершенно не интересуют..."

В Индии, например, Асламазян была много раз. Хорошо была знакома с Индирой Ганди. Индийская тема занимает большое место в ее творчестве. Поэтому из многочисленных своих премий и наград более всего дорожит премией Дж. Неру.

Искусство Мариам Асламазян разнообразно и по темам, и по жанрам. Это композиционно-сложные картины, пейзажи, портреты - особенно любит писать стариков и женщин. "Многих удивляет мое пристрастие к старикам. Но я вижу за этими спокойными лицами, за этими усталыми руками разные судьбы. Я вижу простую и трудную жизнь и большую человеческую мудрость, побеждающую и невзгоды, и разочарования". И еще: "Я много пишу женщин. Я думаю, что все, к чему прикасается женщина, делается возвышенным и привлекательным".

Пишет она городские и сельские виды. Занималась оформлением театральных постановок и цирковых программ. Работала над монументальными росписями - вместе со своей сестрой Ерануи, также известной художницей, украсила павильон Армении на ВДНХ, Музей землеведения в МГУ, ресторан "Арарат" в Москве. Серьезно увлеклась керамикой и создала прекрасные произведения, за что получила диплом Художественного фонда СССР.

Но более всего она любит натюрморт. И в этой своей привязанности вновь перекликается с Сарьяном. В натюрморте особенно проявился ее живописный дар - цветоносный размах, глубина восприятия жизни и радостей бытия, свежесть палитры, композиционная монументальность.

Всю свою жизнь она отдала живописи. Она долго не выходила замуж и не хотела иметь детей, чтобы они не отвлекали ее от живописи. Лишь в 60 лет соединилась браком с человеком, который добивался этого тридцать лет - с Гургеном Аватесяном, профессором Тимирязевской академии. Счастливо прожила с ним 22 года - ее муж умер в 1984 году. Сильной ее привязанностью была сестра Ерануи (Еран). Одна из лучших ее картин, считаю, "Я и Еран в зеркале". Еран также недавно ушла из жизни.

Я хорошо знаю Мариам Аршаковну. Несколько лет назад как генеральный директор Творческого центра "Овен", созданного, кроме решения иных задач, для оказания благотворительной поддержки старейшим и молодым художникам, решил выступить с идеей организации большой ретроспективной выставки произведений Мариам Асламазян к ее 90-летнему юбилею в Государственной Третьяковской галерее, и с искусствоведами центра мы начали готовить материал к показу. Галерея очень заинтересованно отнеслась к предложению, с готовностью откликнулась. Естественно, много было сложностей с осуществлением задуманного: за большую жизнь накопилось многое, достойное быть представленным в уникальной сокровищнице искусств, да и художнику хотелось показать как можно больше. Можно понять мое волнение, когда в моих руках были ее чудные полотна, подчас знакомые мне лишь по репродукциям. Удалось отобрать лучшее, этому в немалой степени помогла и умудренность мастера, прекрасно понимающего, что качество не зависит от количества. Таким образом, многогранность творчества была явлена во всей красе.

Каждое утро в 8 часов она встает с улыбкой, приветствуя новый день. Делает зарядку, упражнения по системе йогов, завтракает и садится за мольберт, пишет до 4 дня. Сейчас пишет только натюрморты - такие же яркие, красочные и броские. Изображает цветы, фрукты, керамические вещи, старинные женские серебряные украшения - золота, кстати, она никогда не любила. И рука по-прежнему остается твердой, и глаз острым, и чувство цвета тонким. Хотя, конечно, работать ей очень трудно - она плохо слышит. Да здесь еще упала, повредила себе бедро, долго болела, теперь передвигается по квартире с помощью специального приспособления. Но по-прежнему бодра и на возраст не жалуется. Любит повторять: "Я потому так долго живу, что хочу жить!.."

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;