Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7139) 30 июля - 5 августа 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КонтекстРежиссер - имя существительноеРоберт Стуруа разменял седьмой десяток Наталия КАМИНСКАЯ Еще один блестящий "шестидесятник" в постсоветском пространстве, прославленный грузинский режиссер преподнес к собственному юбилею московский спектакль - "Гамлет" в Сатириконе. Именно Константин Райкин заполучил к себе на постановку режиссерскую фигуру, о которой мечтают многие театры Москвы. Стуруа - имя, известное далеко за пределами бывшей шестой части света. Когда Роберт Робертович говорит, что он - внук Товстоногова, он имеет в виду своего учителя Михаила Туманишвили, который, в свою очередь, был товстоноговским учеником. Но можно усмотреть и более широкие аналогии: мощная театральная воля, глубочайшая культура, уникальное личностное начало, неповторимая команда актеров. Когда думаешь о Товстоногове, трудно продолжить адекватный масштабу ряд. Но Стуруа в него вписывается. Гастроли тбилисского Театра им. Ш.Руставели в 70-х годах заворожили Москву. К специалистам, уже знавшим, что в Грузии работает талантливый главный режиссер, добавились толпы москвичей, осаждавших подъезды Театра им. Вл.Маяковского. Молва разносится быстро. Первый же, сыгранный на гастролях "Кавказский меловой круг" вызвал восторг сродни шоку. Был тогда и спектакль "Кваркварэ Тутабери" - яркий набросок к будущему Брехту, был потом жесткий, беспощадный и дерзко образный "Ричард III". Но "Кавказский меловой круг" - тот шедевр, который удается большому художнику только раз в жизни. Много толковали о том, что Брехт у Стуруа похож на Шекспира, а Шекспир обнаруживает родство с Брехтом. Но феномен "Круга" так до конца постичь и не удалось. Как нельзя поверить гармонию алгеброй. Каким образом жесткие метафоры звучат у Стуруа почти сентиментом, а откровенные условности пульсируют горячей актерской кровью? Как эклектика оборачивается не только смелостью, но и стройностью и глубиной? Между прочим, его учитель Туманишвили как раз и исповедовал этот принцип. Сцена берет все, что пригодится в замысел. Все, кроме скучного, вялого и неталантливого. Но Туманишвили воплощал этот принцип с нежностью и озорством, а Стуруа - с мощью и хулиганством. Режиссер рос вместе с уникальной командой. Один из первых - композитор Гия Канчели, без музыки которого невозможно представить себе ни Брехта, ни шекспировских "Ричарда" и "Лира". Стуруа прекрасно рисует. Но всегда работает с лучшими театральными художниками, которые, по его собственному признанию, ограничивают режиссерский беспредел. Актеры Р.Чхиквадзе, И.Гигошвили, Г.Сагарадзе, Г.Гегечкори, К.Кавсадзе, Ж.Лолашвили (список можно продолжать долго) - это блестящая плеяда талантов, востребованных и в кино, а ныне - на других сценах, в том числе и за пределами Грузии. В трудные для его родины дни режиссер отважился начать жизнь заново. Набрал молодежь, репетировал в темном нетопленом здании театра, убеждая артистов отрешиться от того, что происходит за его стенами. Однако в спектаклях "Добрый человек из Сычуани", в "Макбете", в прелестном этюде по грузинской азбуке, в "Женщине-змее" К.Гоцци, как и прежде, звучат остросовременные ноты. Он много ставит за рубежом. Давно уже мэтр, но совсем на него не похож. Не любит и не умеет "вещать" истины. Вечно во всем сомневается. Говорят, работать с ним трудно. Но кто бы отказался? С днем рождения, Роберт Робертович! Также в рубрике:
|