Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7139) 30 июля - 5 августа 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ИнформацияИосиф и его музыЕ.Громов. "Сталин. Власть и искусство". М., "Республика". 1998 г. Николай ХРЕНОВ "Что за дело нам, в новой России, до Иосифа Сталина? Почему о нем до сих пор ставят фильмы, делают теле- и радиопередачи, пишут статьи и книги, спорят на научных конференциях и говорят в семьях, на улице?" - этим вопросом начинает свою книгу "Сталин. Власть и искусство" Е.Громов. Зачем выпустило ее издательство "Республика"? Е.Громов приводит в систему документы, опирается на архивные источники (прежде всего сталинского фонда), на мемуарные свидетельства, на закрытые и обнародованные партийные решения. В книге впервые подробно и без предвзятости проанализированы многочисленные сталинские пометы на прочитанных им книгах Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Горького, А.Франса, а также на страницах советских литературных журналов, с которыми диктатор систематически знакомился. Нетривиально рассматривается отношение Сталина к рапповцам, к Художественному театру, к кинематографу, к музыкальной классике. Немало любопытного узнаем мы о том, как создавался новый советский гимн и что предшествовало известным кампаниям против деятелей литературы и искусства. Е.Громов против упрощенных представлений об эстетической компетентности Сталина. Он не являлся "великим теоретиком искусства" и эталоном высокого вкуса, каким его представляли при жизни. Но не был он и невеждой, каким объявляют его нередко сегодня. Для политика Сталин неплохо разбирался в искусстве и по-своему даже любил его. Но хотел управлять культурой так же деспотично, как он управлял всей страной. Детально показано в книге, что репрессии и преследования составляли главный нерв его культурной политики. При этом он умел искусно обольщать художников, развращая их щедрыми милостями. Книга "Сталин. Власть и искусство" оспаривает распространенное мнение, что в сталинское время (равно как и в брежневское) лучшие, талантливые произведения создавались лишь во внутреннем противостоянии режиму, вопреки ему. Автор считает, что такие вещи появлялись только благодаря истовой вере их создателей в социализм. Многие художники того времени, порою не свободные от противоречий, слабостей и конформизма, достойны нашего уважения и признательности. Книга Громова помогает глубже, разностороннее понять и личность Сталина, и трудные судьбы искусства его времени. Она - и предостережение на будущее. В отличие от многих научных трудов, книга написана ясно и просто и так драматургически выстроена, что читается как увлекательный роман. Странно, однако, что издательство выпустило ее мизерным тиражом, сделав малодоступной (в том числе и по цене) для широкой публики. Тут допущена ошибка даже с чисто коммерческой точки зрения. Стоило бы ее исправить. Также в рубрике:
|