Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 28 (7139) 30 июля - 5 августа 1998г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32 №34  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Информация

Иосиф и его музы

Е.Громов. "Сталин. Власть и искусство". М., "Республика". 1998 г.

Николай ХРЕНОВ
доктор философских наук
профессор


"Что за дело нам, в новой России, до Иосифа Сталина? Почему о нем до сих пор ставят фильмы, делают теле- и радиопередачи, пишут статьи и книги, спорят на научных конференциях и говорят в семьях, на улице?" - этим вопросом начинает свою книгу "Сталин. Власть и искусство" Е.Громов. Зачем выпустило ее издательство "Республика"?

Е.Громов приводит в систему документы, опирается на архивные источники (прежде всего сталинского фонда), на мемуарные свидетельства, на закрытые и обнародованные партийные решения. В книге впервые подробно и без предвзятости проанализированы многочисленные сталинские пометы на прочитанных им книгах Л.Толстого, Салтыкова-Щедрина, Горького, А.Франса, а также на страницах советских литературных журналов, с которыми диктатор систематически знакомился. Нетривиально рассматривается отношение Сталина к рапповцам, к Художественному театру, к кинематографу, к музыкальной классике. Немало любопытного узнаем мы о том, как создавался новый советский гимн и что предшествовало известным кампаниям против деятелей литературы и искусства.

Е.Громов против упрощенных представлений об эстетической компетентности Сталина. Он не являлся "великим теоретиком искусства" и эталоном высокого вкуса, каким его представляли при жизни. Но не был он и невеждой, каким объявляют его нередко сегодня. Для политика Сталин неплохо разбирался в искусстве и по-своему даже любил его. Но хотел управлять культурой так же деспотично, как он управлял всей страной.

Детально показано в книге, что репрессии и преследования составляли главный нерв его культурной политики. При этом он умел искусно обольщать художников, развращая их щедрыми милостями.

Книга "Сталин. Власть и искусство" оспаривает распространенное мнение, что в сталинское время (равно как и в брежневское) лучшие, талантливые произведения создавались лишь во внутреннем противостоянии режиму, вопреки ему. Автор считает, что такие вещи появлялись только благодаря истовой вере их создателей в социализм. Многие художники того времени, порою не свободные от противоречий, слабостей и конформизма, достойны нашего уважения и признательности.

Книга Громова помогает глубже, разностороннее понять и личность Сталина, и трудные судьбы искусства его времени. Она - и предостережение на будущее.

В отличие от многих научных трудов, книга написана ясно и просто и так драматургически выстроена, что читается как увлекательный роман. Странно, однако, что издательство выпустило ее мизерным тиражом, сделав малодоступной (в том числе и по цене) для широкой публики. Тут допущена ошибка даже с чисто коммерческой точки зрения. Стоило бы ее исправить.

Также в рубрике:

ИНФОРМАЦИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;