Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 28 (7139) 30 июля - 5 августа 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраПрет-а-порте на плацуВоенная мода в Музее Вооруженных Сил Алла УМАНСКАЯ В Центральном музее Вооруженных Сил открыта выставка "Российский военный мундир XVIII - ХIX вв.". На выставке манекены китайского облика одеты в древнерусскую кольчугу (надо же показать предысторию военного наряда!), парадный офицерский мундир XVIII века, пажеский и кадетский мундиры. Почему манекены китайские, а военная форма - российская? Все очень просто - манекен стоит полторы тысячи долларов, а денег таких у музея нет, вот и идут в дело манекены, оставшиеся после выставки, посвященной китайской армии. Первое подобие военного мундира носили стрельцы полков Ивана Грозного. Их одежда состояла из длиннополого кафтана, цветных остроносых сапог и отороченной мехом шапки. Впоследствии российское военное обмундирование формировалось под иноземным влиянием. Что крайне обеспокоило государя Алексея Михайловича, который, дабы это пресечь, даже издал специальный указ в 1675 году. Сын его, Петр Первый, напротив, велел военную форму "строить" на немецкий лад. Заметьте, не шить, а именно - строить. Шляпа стала широкополой, камзол - приталенным, на ногах - длинные чулки и сапоги на высоких каблуках. При Петре появилась епанча, что-то типа плащ-накидки, а офицерам было велено носить шарфы. До роскоши, правда, в петровские времена было еще далеко. Страна сильно поиздержалась во время Северной войны, и это сказалось на снаряжении войск. Подавляющее большинство воинов застегивали свои мундиры на деревянные пуговицы, одежда для солдат некоторых частей была сшита из некрашеного сукна. После Петра каждый император считал своим долгом начинать свое царствование с реформы армии и ее одежды. Елизавета Петровна особо жаловала лейб-гренадеров, которые помогли ей прийти к власти. Любила императрица показываться народу в своей собственной шапке-гренадерке, усыпанной бриллиантами. При Елизавете Петровне особыми привилегиями пользовались гусары - легкая кавалерия, которую учредил ее отец. Наши гусары заимствовали форму у Австро-Венгрии. Это не случайно: гусарские полки впервые появились именно там. Красота гусарской формы, как известно, вскружила не одну хорошенькую головку: кивер - шапка цилиндрической формы, ментик - короткая куртка без воротника со шнуровкой и пуговицами, доломан - куртка со стоячим воротником, ботики - сапоги с короткими голенищами, и, наконец, завершали облик гусара чакчиры - узкие в обтяжку рейтузы, заправлявшиеся в сапоги. Примерно с XVIII века армии европейских государств стали соревноваться в военной моде. Самой влиятельной в этом смысле считалась, конечно же, армия-победительница. В начале XVIII столетия таковой оказалась шведская армия Карла XII. После нее и гораздо более продолжительное время моду в Европе устанавливала прусская армия. В России этому способствовал Петр III. Он хоть и мало правил, но военную форму успел изменить на прусский лад. Несчастные солдаты ночи напролет пудрили, убирали волосы в букли и косы, мерзли в щегольской шляпе, с трудом поворачивались в узких камзолах и кафтанах. Защитником воинов стал князь Потемкин-Таврический. Будучи президентом военной коллегии при Екатерине Великой, он подал на высочайшее имя "Записку об одежде и вооружении войск": "Красота одежды военной состоит в равенстве и в соответственности вещей с их употреблением, платье чтобы было солдату одеждою, а не в тягость". Потребовал екатерининский фаворит и уничтожить в российской армии прусское щегольство: "Завивать, пудриться, плесть косы - солдатское ли сие дело; у них камердинеров нет. Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать...". Непреходящими на все времена оказались не только потемкинские мысли, но и его нововведения. Придумал фельдмаршал портянки, которые прочно закрепились в армейском быту до наших времен. От Александра I современной армии досталась фуражка-бескозырка, а вот кивер с султаном, также введенные им в обиход, у нас не прижились. Николай I уделял внимание главным образом парадным мундирам. Для различения чинов он ввел кованые звездочки на эполетах. Вдобавок генералы и офицеры получили погоны, на которых чины обозначались продолговатыми просветами. При Александре II в моду вошли новые головные уборы - кепи и новые мундиры - двубортные, по сути - полукафтаны. Александр III также вскоре после коронации занялся реформой обмундирования. Он, можно сказать, насаждал "народный стиль": мундир по покрою приближался к русскому костюму. Офицерство невзлюбило новшества, особенно когда пуговицы уступили место крючкам, а кепи - фуражкам. Форма стала удобнее, теплее, сидела по фигуре, но все эти достоинства офицеры готовы были принести в жертву былой красоте парадного мундира. Их чаяния удовлетворил Николай II, который к 300-летнему юбилею Дома Романовых ввел новую парадную одежду для всех родов войск. Но новым и тогда считалось забытое: последний российский император, в сущности, вернул мундир образца 70-х годов XIX века. А вот разработанная тогда модель полевого снаряжения защитного цвета сохранилась до наших дней. Также в рубрике:
|