Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7299) 1-14 ноября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрИскристое шампанское Людмилы МакаровойМарина КОРОСТЫЛЕВА
Однажды во время съемок актриса Людмила Макарова услышала от режиссера неожиданный упрек: "Вы слишком четко говорите". В сущности, это было вполне справедливое и закономерное замечание - профессиональное мастерство Людмилы Иосифовны рождалось и совершенствовалось не в кинопавильонах, а на подмостках одного из самых знаменитых наших театров - Ленинградского Большого драматического имени М.Горького. Театру необходимы точность и выразительность фразировки, отточенность жеста, пластическая завершенность образа. Кинематограф требует от актера совсем иного. Она иногда снималась, но этот вид искусства не занял в ее биографии значительного места. Да, природа дарования народной артистки СССР Людмилы Макаровой насквозь театральна. Впрочем, такова она у многих ее коллег по БДТ - театру, где правда жизни не имеет ничего общего с ее подобием. В середине 50-х годов теперь уже прошлого века с приходом в этот театр Георгия Товстоногова определилась судьба целого актерского поколения, к которому принадлежала и Макарова. До этого момента очаровательная, подвижная, "тонкая и звонкая" молодая актриса играла роли нежных героинь. Товстоногов начал строить свой театр, и в этом театре все без исключения актеры его плеяды обретали новое качество. Ролей было много (хотя каждый актер скажет, что мог бы сыграть гораздо больше), героини Макаровой принадлежали к разным временным эпохам, социальным слоям, существовали в разных жанрах и обладали весьма разнообразными свойствами и характерами. Но у всех ее героинь проявлялось и нечто общее: завидная жизнестойкость, умение, пройдя через самые тяжкие испытания, не просто выжить, а еще сохранить свою человеческую неповторимость и безусловную женскую привлекательность. В первом же спектакле Товстоногова, легкой комедии Винникова "Когда цветет акация", Макарова выпорхнула на сцену в весьма непривычной по тем временам роли. Режиссер ввел в спектакль двух ведущих, постоянно комментирующих события пьесы и порой напрямую обращающихся к зрительному залу. Эти сложнейшие роли достались Ефиму Копеляну и Людмиле Макаровой. К тому времени они уже давно были мужем и женой, и полюсность характеров этой замечательной пары точно соответствовала сценической задаче. Она - впечатлительная, эмоциональная, живо реагирующая, он - серьезный, слегка циничный, иронично комментировал те же события. Роли следовали одна за другой. Почти во всех программных спектаклях БДТ, ставших впоследствии самой Историей Театра, Макарова играла и играла всегда с блеском. Ее Жермен из прелестной комедии Жери сразу покоряла сверкающей яркостью красок, звонкостью интонаций, подлинной женственностью и изяществом. В знаменитых володинских "Пяти вечерах" внешне разбитная и развязная Катя в исполнении Макаровой неожиданно являла нам свое подлинное существо, оказываясь способной на самопожертвование и настоящую верность. Характеры, создаваемые актрисой, всегда очень земные, всегда полны жизненных соков, всегда предельно точны в своих бытовых проявлениях и при этом начисто лишены унылого бытовизма. Женское начало во всех его проявлениях - вот та неисчерпаемая палитра, на которой находит Людмила Макарова свои актерские краски. Она умелой рукой смешивает их, и рождаются неповторимые, незабываемые образы. Веселая, всегда готовая гульнуть Елена из спектакля "Мещане" вдруг неожиданно с материнской жалостью и нежностью взглянет на своего возлюбленного, поежится от жуткой, гнетущей атмосферы дома Бессеменовых; цепкая, по-кошачьи очаровательно-когтистая Наташа - не инородное тело в семье Прозоровых ("Три сестры"), она приспособилась, вписалась в их интеллигентную домашнюю атмосферу и спокойно дожидается своего звездного часа. Анечка из спектакля "Океан" А.Штейна - внешне заурядное, простенькое существо, серенькая, недалекая мышка, погруженная в свои домашние, "кастрюльные" интересы, вдруг проявит сильный и гордый характер, окажется способной и на прозрение, и, если понадобится, на подвиг. А рядом абсолютно органично существует совсем иной образ - хохотушка и баловница Лиза ("Горе от ума".) С годами женское очарование Людмилы Макаровой обрело на сцене новую силу. Она перешла на роли более зрелых прелестниц, и в ее актерском арсенале появилось больше острохарактерных штрихов. Гоголевская городничиха и Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского) - дамы солидные, но по-девичьи обуреваемые любовными страстями. Актриса находит разнообразные краски - и комедийные, и драматические, ее героини смешны и трогательны одновременно. Неожиданной даже для Товстоногова, который прекрасно знал возможности своих актеров, стала работа Макаровой на Малой сцене театра в спектакле "Кошки-мышки" Эркеня. Ее Гизе обладала такой "породой", держалась с таким достоинством и благородством в невероятно трудных жизненных обстоятельствах, что актриса вызвала бурю восторженных откликов коллег и критиков. Один рецензент, потрясенный невероятной выразительностью сценического существования Людмилы Макаровой в столь трудных обстоятельствах роли (ее героиня весь спектакль находится в инвалидном кресле), и не найдя подходящих слов, воскликнул: "Она сидит и... играет!" Всенародную любовь принесла Макаровой роль грузинской свахи Ханумы в одноименном шлягере Г.А.Товстоногова. Это упоительное музыкальное чудо творилось как настоящий праздник - все работали легко и увлеченно. Ханума Макаровой - земная, умная и хитрая, умеющая менять маски и приспосабливаться к любым обстоятельствам. К тому же она прекрасно поет и великолепно танцует! С этой ролью связано у Людмилы Иосифовны и счастье настоящей удачи, и самый горький, и тяжелый момент ее жизни. После смерти Ефима Копеляна, на следующий день после похорон, вышла она на родную сцену именно в этой роли. В театре ее уговаривали не играть, но актриса не смогла отменить спектакль - таков ее кодекс актерской чести. Переполненный зал молча поднялся при появлении Ханумы. А дальше два с лишним часа актриса пела, танцевала, и никто не знал, чего ей это стоило... В этом суть характера Людмилы Макаровой - стойкого, крепкого и одновременно легкого, искристого, как хорошее шампанское. В свой юбилей Макарова играет на сцене Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова бенефисный спектакль "Дорогая Памела", и героиня ее с юмором и благодарностью принимает все жизненные испытания, оставаясь верной себе в любых ситуациях. Также в рубрике:
|