Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 43 (7300) 15-21 ноября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаГостей у Дома встречает ТурандотИрина АЛПАТОВА
13 ноября прославленный и популярный московский Театр, носящий имя Евгения Вахтангова, отметил свой юбилей. 80 лет назад, в такой же ноябрьский день, на Арбате, 26 была сыграна премьера одного из последних и самых сильных спектаклей Евгения Богратионовича - "Чудо святого Антония" М.Метерлинка. А чуть позже, в начале 1922 года, на этой сцене появилась знаменитая вахтанговская "Принцесса Турандот", ставшая, подобно мхатовской "Чайке", символом этого коллектива. "Турандот" и сегодня не потеряла своей прелести, не зря же она до сих пор украшает репертуар театра. Когда-то сам Вахтангов назвал постановку "Турандот" "большой стройкой". Конечно, это определение было навеяно атмосферой первых послереволюционных лет, но проблемы театрального строительства в глобальном смысле были знакомы Вахтангову не понаслышке. Не случайно он успел создать или принять участие в работе доброго десятка студий начала прошлого столетия. В "Принцессе" же было словно закодировано послание умирающего режиссера театру будущего: изысканность формы, карнавальная динамика действия, живость актерской импровизации и обязательное пересечение любого спектакля с современностью. Звезды вахтанговской сцены во все времена стремились не упустить из виду этот вахтанговский посыл. А их было много - тех, кто составил славу и гордость не только этого коллектива, но и всей российской театральной школы: Цецилия Мансурова, Юрий Завадский, Борис Щукин, Рубен и Евгений Симоновы, Михаил Астангов, Людмила Целиковская... Да и сегодняшние мастера, как опытные, так и молодежь, любимы публикой не меньше. Стоит только назвать их имена: Михаил Ульянов, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Вячеслав Шалевич, Сергей Маковецкий, Евгений Князев, Юлия Рутберг, Мария Аронова, Максим Суханов и многие-многие другие. Сегодня "большую стройку" уже второе десятилетие продолжает Михаил Ульянов, взваливший на себя нелегкое дело художественного руководства театром. То, что театр сумел сохранить свое лицо, - во многом его заслуга. Здесь ставят спектакли лучшие российские (и не только) режиссеры - Петр Фоменко, Роберт Стуруа, Роман Виктюк, Владимир Мирзоев, Сергей Яшин, Аркадий Кац. Здесь богатейший и весьма своеобразный репертуар, где каждому зрителю найдется что-нибудь по душе. Правда, Ульянов никогда не скрывал своей озабоченности многими серьезными проблемами, которые породило время, затронув и этот "исторический" коллектив. Пожалуй, больше всего его волнует постепенное размывание такого важного в прошлом понятия, как "Театр - Дом". Сегодня вахтанговские актеры нарасхват - кино, телевидение, антрепризы, другие московские коллективы считают за честь пригласить мастеров этой выдающейся театральной школы. И зачастую молодежь приобретает популярность "на стороне", вдали от родного Дома, от его забот и перспектив. Ульянова это тревожит, как, вероятно, и многих других театральных руководителей, впитавших в себя иные, прежние этические и художественные нормы. Быть может, не случайно к нынешнему юбилею выпущен не вполне традиционный альбом, названный "Вахтанговцы. Лица" (составители И.Сергеева и Р.Литвин, художник Е.Клодт). Его необычность в том, что там очень мало привычных сцен из хрестоматийных спектаклей. В нынешнем альбоме - только лица актеров. Без грима, без этой "маски", скрывающей подлинный человеческий лик. Лиц много - все артисты, кто проработал в театре не менее пяти лет, имеют право на звание "вахтанговцев". "Вглядитесь в них: какая одухотворенность, какая влюбленность и какая веселая молодость в их глазах. Их имена гремели вчера, гремят и сегодня. Некоторых боготворили, кто-то скромно нес свой крест. Кто-то действительно достигал творческих вершин, а кто-то срывался и не мог осуществить свою мечту. Кто-то не находил общего языка и уходил из нашего Дома, кто-то щедро, без остатка отдавал себя общему делу", - эти строки принадлежат Михаилу Ульянову, написавшему предисловие к альбому. Под каждой фотографией - дата поступления в театр, а сами снимки максимально приближены к этой дате. Лица молоды, а это символично для любого коллектива. Тем более для Театра имени Вахтангова, создававшегося на студийной основе. Также в рубрике:
|