Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 43 (7300) 15-21 ноября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Гостей у Дома встречает Турандот

Ирина АЛПАТОВА
Фото из музея Театра им. Евг. Вахтангова


Сцена из спектакля "Принцесса Турандот" (редакция 1963 г.). Бригелла - М.Ульянов, Тарталья - Н.Гриценко, Панталоне - Ю.Яковлев, Труффальдино - М.Греков

13 ноября прославленный и популярный московский Театр, носящий имя Евгения Вахтангова, отметил свой юбилей. 80 лет назад, в такой же ноябрьский день, на Арбате, 26 была сыграна премьера одного из последних и самых сильных спектаклей Евгения Богратионовича - "Чудо святого Антония" М.Метерлинка. А чуть позже, в начале 1922 года, на этой сцене появилась знаменитая вахтанговская "Принцесса Турандот", ставшая, подобно мхатовской "Чайке", символом этого коллектива. "Турандот" и сегодня не потеряла своей прелести, не зря же она до сих пор украшает репертуар театра.

Когда-то сам Вахтангов назвал постановку "Турандот" "большой стройкой". Конечно, это определение было навеяно атмосферой первых послереволюционных лет, но проблемы театрального строительства в глобальном смысле были знакомы Вахтангову не понаслышке. Не случайно он успел создать или принять участие в работе доброго десятка студий начала прошлого столетия. В "Принцессе" же было словно закодировано послание умирающего режиссера театру будущего: изысканность формы, карнавальная динамика действия, живость актерской импровизации и обязательное пересечение любого спектакля с современностью.

Звезды вахтанговской сцены во все времена стремились не упустить из виду этот вахтанговский посыл. А их было много - тех, кто составил славу и гордость не только этого коллектива, но и всей российской театральной школы: Цецилия Мансурова, Юрий Завадский, Борис Щукин, Рубен и Евгений Симоновы, Михаил Астангов, Людмила Целиковская... Да и сегодняшние мастера, как опытные, так и молодежь, любимы публикой не меньше. Стоит только назвать их имена: Михаил Ульянов, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Владимир Этуш, Ирина Купченко, Вячеслав Шалевич, Сергей Маковецкий, Евгений Князев, Юлия Рутберг, Мария Аронова, Максим Суханов и многие-многие другие.

Сегодня "большую стройку" уже второе десятилетие продолжает Михаил Ульянов, взваливший на себя нелегкое дело художественного руководства театром. То, что театр сумел сохранить свое лицо, - во многом его заслуга. Здесь ставят спектакли лучшие российские (и не только) режиссеры - Петр Фоменко, Роберт Стуруа, Роман Виктюк, Владимир Мирзоев, Сергей Яшин, Аркадий Кац. Здесь богатейший и весьма своеобразный репертуар, где каждому зрителю найдется что-нибудь по душе. Правда, Ульянов никогда не скрывал своей озабоченности многими серьезными проблемами, которые породило время, затронув и этот "исторический" коллектив. Пожалуй, больше всего его волнует постепенное размывание такого важного в прошлом понятия, как "Театр - Дом". Сегодня вахтанговские актеры нарасхват - кино, телевидение, антрепризы, другие московские коллективы считают за честь пригласить мастеров этой выдающейся театральной школы. И зачастую молодежь приобретает популярность "на стороне", вдали от родного Дома, от его забот и перспектив. Ульянова это тревожит, как, вероятно, и многих других театральных руководителей, впитавших в себя иные, прежние этические и художественные нормы.

Быть может, не случайно к нынешнему юбилею выпущен не вполне традиционный альбом, названный "Вахтанговцы. Лица" (составители И.Сергеева и Р.Литвин, художник Е.Клодт). Его необычность в том, что там очень мало привычных сцен из хрестоматийных спектаклей. В нынешнем альбоме - только лица актеров. Без грима, без этой "маски", скрывающей подлинный человеческий лик. Лиц много - все артисты, кто проработал в театре не менее пяти лет, имеют право на звание "вахтанговцев". "Вглядитесь в них: какая одухотворенность, какая влюбленность и какая веселая молодость в их глазах. Их имена гремели вчера, гремят и сегодня. Некоторых боготворили, кто-то скромно нес свой крест. Кто-то действительно достигал творческих вершин, а кто-то срывался и не мог осуществить свою мечту. Кто-то не находил общего языка и уходил из нашего Дома, кто-то щедро, без остатка отдавал себя общему делу", - эти строки принадлежат Михаилу Ульянову, написавшему предисловие к альбому.

Под каждой фотографией - дата поступления в театр, а сами снимки максимально приближены к этой дате. Лица молоды, а это символично для любого коллектива. Тем более для Театра имени Вахтангова, создававшегося на студийной основе.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

НАЗНАЧЕНИЯ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;